После резкой критики
«Андеграунда» на родине режиссера,
Кустурица сделал официальное заявление, что «раз его не понимают, он больше снимать не будет». Но, настоящий художник не может сидеть, сложа руки, а потому, уже менее чем через три года, вышел на экраны его новый фильм
«Черная кошка, белый кот».
Когда режиссера спрашивают, почему именно комедия и для чего он вообще нарушил свое столь поспешно данное слово, Эмир неизменно отвечает, что эта картина – исключительно для поддержания духа, чтобы дарить надежду и радовать сердца в непростое для его страны (и мира в целом) время.
Однако, коллеги по цеху не разделили энтузиазма режиссера, и, припоминая о его «уходе со сцены», впервые не дали Кустурице никаких существенных кинонаград (за исключением "Серебряного льва" за режиссуру и "Малого Золотого льва" в Венеции). Многие склонны видеть в этом лишь подковерные интриги, и, как аргумент защиты, приводят тот факт, что критики, после просмотра фильма, аплодировали стоя…
Решение снять народную комедию Эмир принял еще в начале 1996 года – тогда он работал над проектом о цыганской музыке для немецкого телевидения. Материал был столь обширным и разнообразным, что быстро родилась идея целого фильма. Первоначальным названием стала
«Акробатическая музыка», по аналогии с той самой немецкой телепередачей.
Кустурица объясняет свой интерес к цыганам двумя факторами: во-первых, в детстве они жили с ними по соседству, а во-вторых, режиссер как бы и сам «человек без дома, прописки и привязанностей».
Работать над сценарием Эмиру помогал вечный соратник
Гордан Михич – вместе они легко справились со столь непривычным жанром – комедией.
Финансированием своих фильмов Кустурица, по его словам, никогда не интересуется. Он бы и мог находить деньги, да только не шибко ему это нужно – спонсоры сами находят его. «Черная кошка, белый кот» снималась не на столь крупный бюджет, как
«Время цыган» или «Андеграунд» (что-то около 4 миллионов), но это позволило режиссеру избежать лишнего давления по временным срокам и прочему.
Одним из продюсеров картины стал известный итальянец
Карл Баумгартнер («Весна, лето, осень, зима…и снова весна», «Неотразимая Марта», «Лунный папа»).
Съемки решено было проводить опять же в Югославии (куда Кустурица прилюдно клялся «больше ни ногой!»), всего в километре от того места, где снимали «Андеграунд».
Актеров пригласили в основном непрофессиональных, настоящих цыган. Сложность заключалась в том, что большинство из них даже не умело читать, потому помощникам Эмира приходилось записывать сценарий на магнитофон, а затем актеры слушали его в плеерах и заучивали роли наизусть.
Из «Андеграунда» в «Черную кошку, белого кота» «перекочевал»
Срджан Тодорович, а из «Времени цыган» -
Любица Аджович.
А вот югославскую кинозвезду, активно работающую со многими европейскими режиссерами,
Бранку Катич Кустурица снял в первый (и пока последний) раз.
Неотъемлемому компоненту всех фильмов Эмира – музыке - в этот раз стоило уделить еще более пристальное внимание – комедия планировалась музыкальной (и, как помним, зародилась из передачи о музыке). Но – вот незадача - к тому моменту знаменитый творческий союз Кустурица-Брегович уже успел распасться.
Причин ссоры двух друзей никто не знает. Одни утверждают, что конфликт возник из-за разницы политических взглядов, другие – что режиссер не перенес того, что Горан стал работать и над «чужими» картинами, третьи считают, что приятели не разобрались «кто кого из них сделал» - то ли
Брегович прославил Кустурицу, то ли наоборот.
В любом случае, правду мы навряд ли узнаем, да и не столь это важно.
Озадаченный, режиссер решил обратиться к своему знакомому Нелле Карайличу (балканскому цыгану) и его группе «The No Smoking Orchestra» (к которой вскоре вновь присоединится и сам, в качестве музыканта). Карайлич, более известный как Доктор Нелле, отнесся к заданию со всей серьезностью – для записи он собрал всех своих друзей в количестве двадцати штук, два духовых оркестра, оркестр ударных и струнный квинтет. В итоге, музыка получилась – то, что надо и в последствие была удостоена даже специальной международной награды.
О чрезвычайной требовательности Кустурицы на площадке уже слагают легенды. Он не только быстро выходит из себя, но и не стесняется крепких выражений. Сам режиссер объясняет это трудностью работы с непрофессиональными актерами, и с расслабленными цыганами - в особенности.
Для нужной атмосферы кадра, Эмир снимает исключительно с 11 утра до 3 часов дня – затем свет становится неподходящим. Каждая сцена дублируется бесчисленное количество раз («Вообще-то, не более 20», - уверяет Кустурица, ссылаясь на то, что у Кубрика эта цифра равнялась 40). Такая педантичность доводит и актеров, и продюсеров до белого каления.
Бесконечным терпением, по-видимому, обладает и знаменитый оператор Тьерри Арбогаст (снявший практически все фильмы
Люка Бессона, включая «Леона» и «Пятый элемент»).
В общей сложности, работа над фильмом шла два года. Съемки прерывались на несколько месяцев из-за неподходящих погодных условий, но, в 1998 году процесс был завершен. Премьера состоялась
10 сентября 1998 года.
«Эта картина создана, чтобы вселять надежду в сердца людей. Цыгане моего фильма выживают, как насекомые - в соответствии с принципами естественного отбора, классифицируясь по красоте цвета и форме крыльев. Без оружия, войн и предрассудков. «Черная кошка» - это анти-жанр, комедия для согрева людей».
И, конечно же, важнейший вопрос: зачем так много гусей?
Оказывается, есть цыганская легенда о том, что именно с помощью этих птиц нация попала в Европу – те перенесли их за океан на своих крыльях.
«Ну, и к тому же, они хорошо смотрятся на экране», - подытоживает режиссер.