ЛЮДИ В ЧЕРНОМ 3 (MEN IN BLACK III)
Жанр: комедия с пришельцами
2011, Великобритания-Франция-Германия, 95 мин.
Режиссеры: Барри Зонненфельд
В ролях: Уилл Смит, Джош Бролин, Томми Ли Джонс, Джемейн Клемент, Майкл Стулбарг
Единовременная победа - вещь, безусловно, хорошая. Но почти любой вам скажет, истинное торжество заключается не в одиночном триумфе, а в умении этот самый триумф закрепить. Держать обозначенную вершину, планку, марку, ноту – вот настоящее мастерство. Так уж вышло, что на почве кинематографа безоговорочных мастеров можно пересчитать по пальцам. Вспомните заключительные серии трилогий и свои оценки данным лентам. «Человек-паук» и «Люди Икс» выходили исключительно скучными. Терминатор за номером три скатился в пародийный маразм. А «Пираты» и «Матрица» вообще являлись логическим придатком своих вторых частей. Не мудрено, что в обществе сложились стойкие рефлексы отторжения на цифры в названиях лент. Ну кто в здравом уме мог ждать «Люди в черном - 3»?
Впрочем, Барри Зонненфельд давно доказал, что он играет исключительно по своим правилам. В далеком 1997 году, когда зрительский интерес к правительственным теориям заговоров еще колебался в районе максимальных значений, он взял и выпустил «X-files» наизнанку. Люди, облаченные в строгие черные костюмы, стояли на страже мира и порядка нашей с вами планеты, ревностно охраняя ее от нежелательных инопланетных иммигрантов. Оригинальные «Люди в черном» были неидеальны. Зато мир, созданный на основе не самых популярных комиксов, оказался настолько живым и интересным, шутки ненавязчивыми, а типажи такими запоминающимися, что лента сразу же приобрела культовый статус. Впрочем, это не помешало ей собрать неплохую кассу.
Спустя пятнадцать лет они вернулись. По-прежнему в идеальных черных костюмах, непонятным, но эффективным оружием наперевес, нейролизатором в кармане и готовым списком рационального объяснения всего происходящего. Первых несколько кадров достаточно, чтобы у преданных фанатов, да и тех, кто смотрел самую первую часть еще на видеокассетах, вырвался выдох благоговения. Это они! Да постаревшие, но не утратившие ни грамма своего обаяния. Нас вновь бросают в водоворот межпланетных страстей, когда один человек вершит судьбы галактик, а маленькая невзрачная безделушка может привести к гибели нескольких цивилизаций. Большое и малое, обыденное и невероятное, смешное и грустное. Именно из этих противостояний, которые, тем не менее, прекрасно уживаются друг с другом под одной крышей, что давно уже стало фирменной черточкой серии, и соткана пестрая материя сюжета «Людей в черном - 3».
Сюжет выстраивается вокруг очередного инопланетного негодяя, возжелавшего привести нашу любимую Землю в состояние вечного покоя. То есть уничтожить. Впрочем, как и жук Эдгар, Борис-животное (нарушитель настаивает на «просто Борис», но мы все же останемся верными архивному классификатору) всего лишь наемный убийца, чья основная функция – подготовить почву для вторжения очередной инопланетной расы. Далее все строго следует канону – разборки в китайской забегаловке (после чего любой зритель, во-первых, зарекается не соваться туда на предмет перекусить, во-вторых, торжественно клянется не смывать золотых рыбок в унитаз, так как ни к чему хорошему в итоге это не приведет), небольшая победа, большое поражение и… В этот самый момент на сцену выходит второй персонаж теории относительности Эйнштейна – его величество Время.
Хотя нет, не так. Время наносит свои безжалостные удары намного раньше, чем межгалактический супостат решил разорвать причинно-следственный контур. С тех пор как персонаж Уилла Смита, агент Джей, был принят в ряды секретной организации, прошло пятнадцать лет не только в нашем реальном мире, но и во вселенной «Людей в черном». Агент Джей логично матереет, агент Кей, что не менее логично стареет. Самый сильный удар получил руководитель организации Зэд. Его Время вообще вычеркнуло из списка жильцов. Естественно, что после таких поворотов истории, любой захотел бы поквитаться с неумолимой субстанцией. Благо такой повод предоставляется довольно быстро в виде небольшой машинки времени, которых к слову осталось не так чтобы много. Всего две штуки на бесконечность миров. Отдавая дань бредберевскому «И грянул гром», с его теориями хаоса, путешествия во времени запрещены. Но всегда же были парни, торгующие занятными безделушками без лицензии.
Безусловно, на этой задумке можно было бы разыграть комедию в духе неповторимого «Назад в будущее», и слоган ленты явно предполагал к таким параллелям. Однако сценаристы решили пойти в очередной раз другим путем и представили на суд зрителя слегка подработанного «Остина Пауэрса». Здесь вам и дух свободных и хиппующих шестидесятых, и обилие девушек модельной внешности, и минимум временных загадок. Учитывая, что сам «Остин» был пародией на бондиниану, вполне логично в облике офиса «Людей в черном» усмотреть черты британской секретной организации. Судите сами: персонал безымянен и обращается друг к другу исключительно буквами английского алфавита, гаджетам и арсеналу мог позавидовать даже известный выдумщик Кью, да и назначение женщины на роль начальницы Бюро явный поклон в сторону героини Джуди Денч, возглавившей Ми-6 в «Золотом глазе». Выходит, что прыжки во времени (о да, это самый яркий способ перемещения на сегодня), не более чем фон, обрамляющий совсем другие идеи. Какие?
Главным аттракционом «Людей в черном» были и остаются пришельцы. Посмотрите по сторонам и признайтесь, вам же всегда казалось, что ваш начальник прилетел с какого-нибудь Юпитера, а странный сосед-ботаник вообще из другой галактики. «Люди в черном - 3» продолжают развивать в нас паранойю, но вместо типичного для данных идей страха на лице появляется счастливая улыбка узнавания. «Я знал, что леди Гага инопланетянка!» «Вот почему Тим Бертон такой странный!» «Ну, конечно же, хиппи дети космических цветов». «Энди Уорхол не пришелец, но тоже свой парень в теме». Легкое подтрунивание, без обид и сарказма. Мифология чудаковатых существ также получает логическое развитие. На смену мопсу Фрэнки и парню с отрастающей головой Джеку Джибсу приходят обаятельный многомерный пришелец Гриффин и китайский многолапый повар. Космос бескраен, а потому и иммигранты тоже должны меняться время от времени.
Отрадно отметить и определенное взросление истории. Повышение градуса серьезности на финальных аккордах ленты можно заметить невооруженным взглядом. Вспомните «я искал не напарника, а приемника» из первой части и «ты должен ее отпустить, так нужно для спасения человечества» во второй. Здесь нам предложат неизвестную страничку из жизни агентов. Страничку, без которой мы могли бы вполне обойтись, но которая добавляет столько живых красок в образы борцов с инопланетной угрозой, что они получают дополнительный объем без всяких 3D ухищрений. И глядя на уходящих по песчаному берегу молодых Джея и Кея, подсознание невольно генерирует фразу из «Касабланки». «Это может быть началом хорошей дружбы».
Точка поставлена. Колесо истории вновь вращается вокруг своей оси. Нам показали живой мир, живущий по причудливым правилам и законам. Как будто мы вновь пришли, спустя пятнадцать лет, к школьному другу, чьи шутки нам знакомы, но по которым мы уже успели соскучиться. Они не заставят вас судорожно хвататься за живот и тыкать в сторону экрана пальцем, но почти наверняка подарят добрую душевную улыбку. Точно такую же, какую в свое время вызывала первая часть. Впрочем, если «Люди в черном - 3» стали для вас первой частью, вы потеряли не так уж много (всего лишь пятнадцать лет). Поверьте, лента уверенно держит планку своей прародительницы. А это в наше время большая редкость.
Константин Большаков