Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Черный дождь (Black Rain), 1989
Автор: Никита ГлуховДата: 28.11.2011 11:28
Разместил: Олег Варнавский
Комментарии: (0)

АМЕРИКАНСКАЯ ЗАВАРУШКА В ЯПОНИИ

ЧЕРНЫЙ ДОЖДЬ (BLACK RAIN)
Жанр:
криминальный триллер
1989, США, 125 мин.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Майкл Дуглас, Энди Гарсиа, Кэн Такакура, Кейт Кэпшоу, Юсаку Мацуда, Сигэру Кояма, Джон Спенсер, Гуц Исимацу

На одной очень крутой планете, в очень-очень крутой стране и не менее крутом её городе работает один очень крутой полицейский, и ведёт дела также очень круто. Не расчёсывая свои космы, не зачитывая права задержанным, и вообще, не играя по правилам. Логично, что со временем его начинают подозревать в злоупотреблении крутостью. А ему сложно отпираться - коп он всё же бывалый, знает, как работает некрутая американская система, да и оклад его совсем не крутой. А ведь на что-то нужно покупать свои очки и заливать масло в мотоцикл, да ещё и детишки, жена - алименты жабу душат. Надо уметь вертеться в насквозь прогнившем капитализмом государстве. И надо уметь при этом доказывать, что ты - не верблюд. Вот и пришлось вместе с молодым и горячим напарником волочить свежепойманного якудзу в страну восходящего солнца, иначе даже помощь первоклассного адвоката не спасла бы от «правосудия». В Японии-то другие нравы, крутость там не в почёте, если только не весь коллектив крут. Вот и приходится познавать чуждую, а местами, совсем противоположную в нормах культуру, через смесь «моя твоя не понимать» и анекдотических стереотипов.

Ридли Скотта представлять не нужно. Этот искусно созерцающий одновременно и прошлое и будущее режиссёр снять не сможет разве что только семейную комедию, и путь выхода его вдохновения резко мечется от жестко-исторического кино с костюмами и прочей мишурой до невероятно фантастического с «пиу»-бластерами и прочими звёздными войнами. "Чёрный дождь" в этой характеристике приходится третьей вершиной творческого треугольника прошлое-настоящее-будущее, "фильмом о настоящем", но символически он именно что золотая середина. Кино, прославляющее стереотипы об американцах, созданные самими американцами. Картина, которая продолжала эпоху переосмысления творческих позиций в жизни режиссёра. Хотя, кто знает? Может быть, «Чёрный дождь» был снят только ради Джеки Чана. Может быть Ридли Скотт - это такой дьяволёнок, который тщетно пытался перетянуть на тёмную сторону самое доброе лицо в мире, записанное на видеокассетах с шаблонными надписями « ... дракона».

Крутой полицейский - один из самых жёстких и непоколебимых архетипов американского кино. Эти герои без страха и упрёка в солнцезащитных очках готовы расшибиться в лепёшку, чтобы поймать главного злодея. Без тени сомнения преступают закон, если тот мешает исполнению другого закона, высказывают всё, как есть и пылятся на плакатах, на антресолях ваших мам. Им не нужны рельефные мышцы. Их способен сыграть даже Майкл Дуглас - нужны только очки и мотоцикл. Они - самый крутой штамп в национальной базе штампов США. Полицейский крут, даже когда бомба обезвреживается не на последней секунде, а азиат не владеет кунг-фу.

Чёрный дождь - как раз полицейское кино о подобном персонаже, которого тщетно пыжится изобразить глубоко нелюбимый мной Майкл Дуглас. По первому же разумению, Чёрный дождь - это очевидная метафора, связывающая персонажа Дугласа с атомной бомбой, сброшенной на Хиросиму и дальнейшими страшными и невероятными последствиями, что пролились на выжженную землю. Кино сталкивает две нации противопоставлением ценности личной и общественной, одиночки и коллектива. И стереотипно американец выигрывает у японца всегда, пытаясь попутно навязать собственный принцип мышления. Образ крутого копа оттеняется образом копа зелёного. Вроде уже успевшего нюхнуть порох, но наивного и люто намекающего своим естеством, что конец немного предсказуем. Ещё есть японский напарник, как квинтэссенция всей Японии, со своими вечными проповедями о чести и проступке крутого копа, который позорит его, его напарника, всю американскую полицию, всю японскую полицию, маму, папу, жену и возможно даже дворника Степана - нелегального эмигранта, подметающего его американскую улицу..

И тем любопытней, что подобное трафаретное кино без намёка на сарказм снял мистер Чужой. Отлично знающий законы кинематографа Ридли Скотт, будто сам их крутой блюститель, умеющий играть по правилам, но не брезгующий их преступить. Способен снять полицейский триллер без сочного экшена, но захватывающий. Без хитростей в сценарии, но интересный. С каноничным образом крутого полицейского, но не блеснувшего харизмой. Акценты в этом кино переставлены необычно. Национально-мировоззренческий вопрос здесь неявно правит диалоги, японские актёры перетягивают внимание полностью на себя, оставляя Дугласа шевелить своей шикарной шелковистой шевелюрой на ветру. Некоторые места, снятые Ховардом Этертоном, чертовски напоминают «Бегущего по лезвию». А музыкальная подборка ещё не зазвездившегося Циммера - отличный и в меру пафосный саундтрек с шикарной финальной песней. Неожиданный финал резким рваным монтажом не вселяет интригу, но отлично играет с кино восприятием зрителя, который, казалось, расшифровал код "Чёрного дождя" и места где штамп погоняет штамп.

Ридли не забывает, что сделало его культовым режиссёром. Наоборот, он даже проходное кино «ради наживы» умудряется фаршировать собственным мясом из символов и цитат.

Никита Глухов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 360 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio