ПЕРВЫЙ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, ПРИБЛИЖЕННЫЙ К РЕАЛЬНОСТИ
ЧУЖОЙ (ALIEN)
1979, США-Великобритания, 116 мин (режиссёрская версия)
Жанр: фантастика, триллер, ужасы
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон
В 70-ых кинофантастика умирала. Жанр тонул в бесчисленной мути категории Б, не имеющей ни сюжета, ни актёрской игры, ни зрелищности. Были редкие исключения в виде "Космической одиссеи 2001" и "Звёздных войн", но в целом жанр по-прежнему воспринимался б-вом зрителей как калейдоскоп ахинеи. Всё изменилось, когда на экраны вышел фантастический триллер "Чужой".
К этому фильму применительно выражение "всё гениальное просто". Ведь, по сути, сюжет можно изложить так: монстр проник на корабль и всех убил. Однако если рассмотреть "Чужого" ближе, становится, очевидно, что он совсем не так прост, как кажется. Чего только стоит удачная комбинация страхов: боязни замкнутых пространств, боязни сексуального насилия, и чувства, что “В космосе никто не услышит твой крик”.
В отличии от всех “кинопришельцев” того времени, Чужой не имел целей вроде завоевания мира или уничтожения Вселенной. Всего чего он хотел это размножаться и есть.
Немаловажную роль в восприятии играло и то, что создатели нашли блестящий способ сделать Чужого трудноубиваемым. Они не стали делать его абсолютно неуязвимым. Сценарист Дэн О` Бэннон и дизайнер Рон Кобб всего лишь решили наделить чудовище кислотной кровью. Убить Чужого можно с помощью обычного огнемёта. Другое дело, что на космическом корабле, находящемся в полёте, прижигание твари, имеющей "кислотную начинку" будет означать разгерметизацию, потерю кислорода, а, следовательно, и гибель экипажа.
Не менее оригинально для того времени было сделать главным героем женщину. Иронично, что роль первой жертвы в “Чужом” отводилась мужчине. Уоррент-офицер Рипли, единственный выживший член экипажа и самый здравомыслящий человек на борту коммерческого тягача "Ностромо" ныне стала одной из самых знаковых женских образов в кино.
Но самое главное, что именно "Чужой" ввёл традицию снимать фантастические фильмы близкими к реальности. Близкими тем, что люди ведут себя как люди, добро не побеждает здравый смысл, а фантастическими являются только обстоятельства в которые попали герои. Недаром что героями "Чужого" являются не благородные супермены, а простые работяги, которые просто хотят вернуться домой.
Фильм не претенциозен и не пытается строить из себя философскую притчу, но это одна из главных причин, почему он воспринимается всерьёз. Некоторые зрители преуменьшают заслуги Ридли Скотта как режиссёра, утверждая, что его способности ограничиваются установкой осветителей на площадке. Однако "Чужой" стал тем, чем он является именно благодаря Ридли Скотту.
Именно Скотт проработал персонажей сценария, дав актёрам базу для игры. Именно Скотт пригласил в проект художника Ганса Руди Гигера, который создал тот самый по-фрейдистски пугающий образ инопланетной твари. Именно Скотт вывел банальный сюжет о монстре на новый уровень, добавив сочетание футуристического хай-тека и готических ужасов, мир мега-корпрораций и синтетических андроидов.
“Чужой” изменил лицо кинофантастики и породил немало штампов. Возможно, его музыка и некоторые спецэффекты для современного зрителя и покажутся устаревшими, но при всём этом сам художественный фильм "Чужой" до сих пор не устарел. Ибо, сравнивая его с ныне заполонившей экраны детской фантастикой сразу хочется сказать: "Вот снимали же люди!"
Виталий Арабаджи