ДЖАНГО ОСВОБОЖДЕННЫЙ (DJANGO UNCHAINED)
2012, США, 165 мин.
Жанр: китч-вестерн
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо, Керри Вашингтон, Сэмюэл Л. Джексон
Квентин Тарантино, в прошлом начинавший с серьезных жанровых постановок, вроде канонических "Бешеных псов" или уже обретшего статус классики "Криминального чтива", в 2000-х неожиданно стал снимать совсем в ином стиле, постепенно при этом приобретая все новых поклонников и противников своего творчества. Дилогия "Убить Билла", содержащая в себе весьма умные наблюдения и преисполненная истинного драматизма, уже была одновременно одним из лучших творений американского режиссера и одновременно являлась данью той нише кинематографа, которую сейчас зритель называет "B-Movie". Не остановившись на этом, Квентин снял, пожалуй, один из своих самых личных фильмов, феминистское "Доказательство смерти", прежде всего выражающее его нежные чувства к трэшу, к сдвоенным сеансам в дешевых кинотеатрах 70-х гг., которые он посещал, еще будучи подростком. Но на сей раз мало чего дающее зрителю в плане эстетического удовлетворения, в отличие от последующих за ним "Бесславных ублюдков", являющих нам действие, происходившее в параллельной вселенной, с целью показать альтернативный исход Второй мировой, при этом удерживая действие то в жанре чистейшей черной комедии, а то и в рамках военного триллера.
Вот и последнюю работу мэтра можно идентифицировать, как одновременно и своеобразный реверанс в сторону спагетти-вестерна, и как некое переосмысление предыдущей его работы. То есть чисто визуально постановки совсем разные, но сравнения напрашиваются как будто сами собой, учтивая некоторые очевиднейшие параллели. Сюжетная линия на сей раз рассказывает нам о неком деликатном охотнике за головами по прозвищу Дантист, оригинальным образом дающего свободу рабу по имени Джанго, предварительно заключив с ним выгодную сделку. Суть которой в том, чтобы Джанго помог выследить и убить небезызвестных ему братьев Бриттл, после чего Дантист поможет найти, и освободить жену раба Брумхильду, также угодившую в рабство. Звучит несколько прозаично, учитывая любовь Квентина выстраивать нелинейное повествование, но "тарантиновщиной" густо пропитан каждый кадр. Более того, он опять ведет свою двойную игру с аудиторией, скажем, превращая в прошлом щеголявшего отрицательной харизмой Кристофа Вальца в положительного персонажа, выставляя злом на сей раз в прошлом смазливого "золотого мальчика" Голливуда Леонардо ДиКаприо (опять же в "Ублюдках" он этот трюк проделал с Питтом, наградив его шрамом от уха до уха и заставив снимать скальпы с фрицев), попав в этот раз в яблочко. Актерский диапазон Лео, в последнее время расширившийся до невиданных им прежде пределов, позволил ему воплотить на экране великолепно прописанного, отвратительного во всех смыслах персонажа работорговца Кэлвина Кэнди, при этом то играя на едва уловимых нюансах, то взрываясь бешеной бурей эмоций, превращая его кульминационный монолог в настоящий шедевр.
Пусть даже подобные вышеописанному отдельные эпизоды еще ярче подчеркивают некоторые производственные недостатки , они не мешают разглядеть интересные задумки. В частности центральный образ Джейми Фокса отсылает нас к такому же немногословному, и чего уж там, невероятно крутому герою леоновской трилогии, в отличие от безымянного стрелка имеющий довольно звучное имя. Также имеющий прошлое, настоящее и будущее - с самого начала мы наблюдаем рост героя от неуверенного, растерянного раба до яростного, преисполненного решимости убийцы. Тем не менее, еще больше удивляет вплетенная сюда мелодраматическая линия, лишенная какого бы то ни было сентиментализма, но интригующая аудиторию до невероятия, учтивая то, как легко порой Тарантино расстается со своими героями.
Что он не забыл продемонстрировать и тут, как обычно балансируя на грани китча и этики, наполняя экранную реальность в некотором роде даже чужеродными вставками, однако, в контексте ироничной, нетрадиционной структуры монументальной конструкции, порой выглядевшими уместными. Квентин в который раз плюют на условности, поднимая темы расовой дискриминации чернокожих (в прошлый раз были евреи) в постмодернистском, разухабистом гибриде жанров и культур, рассуждая над выбранной проблемой не то что без какого-либо морализаторства, но порой совсем перегибая палку, заставляя неожиданно ядовитого и подлого дворецкого (Сэмюэл Л. Джексон) унижать братьев своих, не говоря о том, что слово "ниггер", кажется, не сходило с языка главных героев до самых финальных титров. Режиссер, который уже сам подмял под себя обычно консервативных продюсеров (если не брать в расчет братьев Вайнштейн), порой заметно заигрывается с материалом, излишне растягивая хронометраж, дабы соответствовать эпическому дыханию легенды, что заставляет вспомнить разве что знаменитую "долларовую трилогию". Наполняет свое творение пафосом, отказавшись от до боли знакомого приема разделять историю на что угодно - хоть на главы, хоть на разрезанные между собой и тщательно перетасованные кусочки. Он стал добрее, нашпиговывая свое детище вроде бы непривычными для него самого атрибутами (торжество добра над злом, любовь и даже дружба), одновременно соответствуя собственному стилю (вспоминая хотя бы финальную бойню в Кэндилэнде под смачный, ультра-современный саундтрек), эволюционируя из в прошлом хулигана-эстета в творца, не ограниченного в своих стремлениях, как многие уже привыкли о нем думать.
Александр Гофман