Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Магазинчик самоубийств 3D (Le magasin des suicides), 2012
Автор: Константин БольшаковДата: 16.03.2013 14:50
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

МАГАЗИНЧИК САМОУБИЙСТВ 3D (LE MAGASIN DES SUICIDES)
2012, Франция-Канада-Бельгия, 85 мин.
Жанр: мультфильм, мюзикл, комедия.
Режиссер: Патрис Леконт
В ролях: Бернар Алан, Изабель Спад, Кейси Моттет Кляйн, Изабель Джани



Сложно представить себе более жизнерадостную, поющую, цветущую страну, чем Франция. Непередаваемый дух свободы, осязаемая атмосфера любви и романтики, изысканные духи, нежнейшие сыры, утонченные прованские травы и легкая музыка. Кажется, этот ассоциативный ряд прочно закрепился во всевозможных клише и штампах. Не зря известное каждому выражение выделяло Париж как пик географических и жизненных мечтаний. Впрочем, порою нет-нет да промелькнут черные тучи над Эйфелевой башней. То там мадам Бовари примет яд, то здесь очередные отверженные окажутся на баррикадах под обстрелом. А потому почти не удивляешься выжигающему глаз монохрому от Волькмана или складу черепов в лекциях Клапиша. Любая медаль имеет обратную сторону. Однако Патрис Леконт в своем «Магазинчике самоубийств» решается на достаточно оригинальный шаг. Он проведет нас по тонкой кромке и покажет обе грани типичного французского городка.

А типичный французский городок в представлении Жана Теле, чей роман лег в основу «Магазинчика», место довольно заурядное, серое, почти бесцветное. Кажется, оно кричит каждым невзрачным окошком: «Это тупик. Дальше пути нет!» И единственное красочное пятно в будничной пресности – магазинчик семейства Тюваш. Семейный бизнес, имеющий древние корни, посвящен самой необходимой в этих краях вещи – смерти. «Мы гарантируем, что вы к нам не вернетесь», – гласит приветственная табличка на двери. «Простите, мы не отпускаем в кредит», – учтиво выдавит страдальческую гримасу хозяин заведения. Здесь между витрин витает дух смерти, с прилавков завлекающе подмигивают разноцветные пузырьки с ядом, по стенам развешаны ритуальные катаны. Здесь вы найдете все для того, чтобы поставить яркую точку в своем бесполезном существовании. И именно здесь суждено было родиться Алану, до неприличия жизнерадостному ребенку.

Казалось бы, вот неисчерпаемый поток социальных и философских тем. Проблема отцов и детей, жизнерадостный нонконформизм, противостояние старых традиций и нового подхода, дыхание смерти и улыбка жизни. Всего-то и нужно, что направить луч света на этот смысловой бриллиант, и каждая грань аккуратно обработанного камня запоет свою причудливую симфонию. Но, по иронии сценария, весь ток ушел на поддержание работы электрического стула для одного из посетителей, а на пальчиковых батарейках местных музыкальных номеров далеко не уедешь. Алан не желает примерять маску Базарова, пытаться хоть как-то обосновать свой внутренний бунт против окружающей системы. Он с наивной инфантильностью известного идиота, улыбаясь во весь рот, повторяет раз за разом прописную истину: «Красота спасет мир». Вместо осознанного противостояния основной движущей силой становится извечное детское «почему», которое очень сложно погасить коротким и емким «потому что так принято». Да что-там, мир вокруг не слишком противится переменам. Глава почтенной династии прибывает в депрессии, его супруга устала от однообразия, а дочь с радостью отбрасывает многолетние мысли о суициде, заслышав лишь намеки о своей красоте. Иногда нужно что-то менять в своем обыденном существовании, и, похоже, для этого наступил самый подходящий момент.

Чтобы хоть как-то растянуть незамысловатую историю на полноценный метр, в ткань повествования вшивают цветастые заплаты музыкальных номеров. Со стороны это может показаться мюзиклом, но не дайте ввести себя в заблуждение. Песни и танцы раскрывают лишь дополнительные грани окружающего мирка, не особо влияя на сам сюжет. С подобным подходом мы уже не раз сталкивались у Диснея. Вспомните «Under the see» или «Prince Ali», – яркие запоминающиеся композиции, которые давно переросли и «Русалочку», и «Аладдина». По сравнению с этими четко выверенными музыкальными номерами «Chanson Des Tuvache» (фактически главная тема) смотрится достаточно блекло. Ведь там где Дисней берет огнями и фейерверками, Леконт предлагает эстетику черного юмора. Блюдо исключительно на любителя. Но именно атмосфера подзабытой «Семейки Адамс» оказывается тем волшебным козырем, который приковывает наше внимание к экрану. Обилие патоки в последних анимационных лентах превышает все мыслимые нормы. На их фоне «Магазинчик самоубийств» если и не выглядит глотком свежего воздуха, то роль кислородного коктейля выполняет с легкостью. Когда же на сцене демонстрируют эротический танец, сочетающий в себе своеобразную красоту, рисованную нежность и неприкрытую вульгарность, мы готовы простить анимационной ленте Леконта все. И скомканный сюжет, и картонных персонажей, не желающих дружить с декорациями, и топорное 3D, которое больше похоже на раскладную книжку-игрушку.

Конечно, «Магазинчик самоубийств» мог быть интереснее. Преврати его сценаристы в полноправный мюзикл, и он мог бы составить конкуренцию «Кошмару перед Рождеством». Добавь в него больше моральных дилемм, – и перед вами появится грустная улыбка «Иллюзиониста» Шомэ. Выкрути ручку черного юмора на максимум – вот вам новые плимптоновские мелодии. Но, как говорят на родине французов, «c'est la vie». Но даже этот простенький водевиль оставляет массу приятный мыслей. Ведь лента дает простой ответ на вопрос, где искать спасение от этих серых однообразных будней. Конечно же, в семье. И не так уж важно, чем она торгует – цианидом или блинчиками.

Константин Большаков


Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 444 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio