ДЖЕК – ПОКОРИТЕЛЬ ВЕЛИКАНОВ (JACK THE GIANT SLAYER)
2013, США, 114 мин.
Жанр: фэнтези, приключения
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Николас Холт, Элинор Томлинсон, Юэн МакГрегор, Стэнли Туччи
Новое, в меру семейное и в меру масштабное фэнтези по мотивам известной сказки «страдает» гигантоманией не только в отношении задействованных в бюджете фильма средств. Warner Bros. в этом году, похоже, всерьез решили докопаться до истины в вопросе о том, имеет ли размер значение – и пока огромные роботы дель Торо находятся на стадии пост-продакшна – зритель может довольствоваться чуть менее громоздкими, но не менее опасными сказочными созданиями Брайана Сингера.
Краткое содержание древней сказочной легенды, занимающей разум юного героя будет изложено зрителю в стильном трехмерном прологе; из которого он узнает, каким образом великаны были изгнаны в свой параллельный мир, и что способно их там сдерживать. Когда молодой Джек в детстве боялся грома, у него не было своего громобрата, зато был заботливый отец, способный убедить его в том, что великаны, являющееся, по мнению Джека, причиной этого самого грома, на самом деле не существуют. Но не один Джек в детстве был зачарован этой историей – в то же самое время, в огромном богатом дворце жила-была принцесса Изабель, тоже очень любившая сказки на ночь – и фильм здесь не оставляет зрителю никаких сомнений в том, что встреча героев очевидна, и от судьбы не уйти, не смотря даже на то, что принадлежат они к абсолютно разным социальным слоям общества, и это кажется невозможным; Джек ведь, в силу своего происхождения, даже гвардейцем быть не может. Ознакомив зрителя с предысторией, сюжет переносится на несколько лет вперед; когда повзрослевший Джек вовсю познает прелести бедной крестьянской жизни, а подросшая и оформившаяся молодая принцесса готовится исполнить свой гражданский долг перед государством, вступив в брак не по любви, что нисколько ее не радует. Жажда свободы и независимости не оставляет ее в покое, и, в очередной раз сбежав из дворца, она, таки, находит те приключения, о которых мечтала, читая книги. Это будет уже во вторую случайную встречу с Джеком – первая случайная встреча состоялась незадолго до этого на ярмарке, куда тот прибыл, чтобы продать коня.
Несмотря на очевидность сюжетной линии, что, в принципе, не кажется сколько-нибудь существенным недочетом если принять во внимание жанр, персонажи вызывают симпатию и интерес. Диалоги не обременены гениальностью, но они уверенно характеризуют персонажей и двигают сюжет вперед, без какой-либо затянутости или сумбура, как это часто бывает в подобном кино. Это положительным образом сказывается на динамике: нам недолго нужно будет ждать появления стебля; но, что немаловажно, этого времени сценарию хватит чтобы добавить нужные штрихи главным героям истории. И такой ритм поддерживается на протяжении всей картины. Действие нельзя назвать стремительным, но промежутки между ключевыми зрелищными сценами, будь то появление стебля, знакомство с великанами, или начало войны – все пространство между ними нисколько не утомляет, и в тоже время никогда не увиливает в сторону он основной сюжетной линии. То есть, после главной завязки, уже нет каких-то разбавляющих действие второстепенных линий, флэшбэков и «долгих задушевных разговоров у костра» (чем, кстати, при всем его визуальном виликолепии, был богат «Хоббит»). То же «рациональное распределение времени» касается и диалогов, довольно компактных и функциональных, не пытающихся быть излишне напыщенными и не перегибающими палку по части иронии.
Немало было современных интерпретаций классических сказок за последнее время, но фильму, подхватившему этот тренд, тем не менее, удалось избежать многих присущих жанру ошибок. Картина, в первую очередь, обладает самобытностью, своим собственным настроением и атмосферой, где Сингеру удалось добиться определенного баланса различных компонентов. По сравнению со слепящим глаза Озом, фильм кажется слегка мрачноватым; но он, однако, не выглядит абсурдно-гротескным, как Белоснежка Руперта Сандерса, потому как не пытается придать своей несложной истории вычурного драматизма и неоправданного пафоса. И говоря о пафосе, стоит, конечно, вспомнить про актеров, задействованных в центральных ролях, которые, на данном этапе своей карьеры прекрасно могут обойтись и без него. Николас Холт обладает не только интересным типажем, но и существенной актерской харизмой, которая все сильнее раскрывается с каждым новым его проектом. Его британская коллега Элинор Томлинсон пока не может похвастаться столь частыми появлениями в Голливуде, что не мешает ей составить удачную для Холта пару. Еще не примелькавшиеся актеры, несомненно, добавляют фильму некой свежести, но, разумеется, есть также и солидное подкрепление на суппорте в лице Юэна МакГрегора и Стэнли Туччи.
Конечно же, не является загадкой то, почему гордый «убийца великанов» у нас вдруг стал обстоятельным «повелителем» – все дабы не смущать крепким словцом родителей, раздумывающих над тем, на сколько страшными в IMAX 3D могут быть великаны. Хотя тут 12+ вроде бы говорит сам за себя. Как бы то ни было, создателям удалось обойтись без чрезмерной глупости, чрезмерного пафоса и чрезмерной наивности, и даже, как ни странно, без чрезмерной иронии, способной свести всю эпичность к легкой комедии; хотя юмора в фильме предостаточно. В целом же, «Jack the Giant Slayer» Брайана Сингера – это добротное, проработанное фэнтези с хорошо поставленными экшн-сценами, уверенной динамикой и приятными персонажами.
Василий Марин