КОН-ТИКИ (KON-TIKI)
2012, Великобритания-Норвегия-Дания-Германия, 118 мин.
Жанр: приключения, биография, история
Режиссер: Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг
В ролях: Пол Сверре Валхейм Хаген, Андерс Баасмо Кристиансен, Густаф Скарсгард, Одд Магнус Уильямсон
Исконно приключенческий жанр сейчас, вопреки бытующему мнению, встретишь не так уж и часто. Отдельные заимствования из классических образцов, вроде канонического «Лоуренса Аравийского», не в счет, да и последним если не хорошим, то точно неплохим представителем на ум почему-то приходит Маликовский «Новый свет», настолько несовместимый с очередным творением скандинавов. Сейчас «Кон Тики» будут сравнивать (и уже сравнивают) с триумфальным прошлогодним опусом Энгла Ли «Жизнью Пи», имеющей к рассматриваемому фильму опосредственное отношение, за исключением, пожалуй, лишь одного сходства – в обоих случаях главные герои проводят основную часть двухчасового хронометража, плавая в открытом море на плоту.
Только там Пи был заложником обстоятельств, лишь по воле случая получив возможность проверить на прочность свою веру, а в норвежской ленте Тур сделал в свою очередь все возможное, дабы оказаться в плену у природы, отдавшись на волю случая, доказав таким способом свою для многих безумную теорию о том, что именно племена Тики первыми заселили Полинезию. Есть в этом изложении что-то бесхитростное, откровенно честное, очень простое, однако «Кон Тики», даром что имеет под собой «оправдательные» биографические факты, все же ближе к кульминации представляется картиной если не со вторым дном, то однозначно экзистенциальной по сути. Кино рассказывает в первую очередь не о том, как несколько отчаянных мореплавателей (а среди экипажа был и простой продавец холодильников) пересекли на плоту расстояние, превосходящее путь от Чикаго до Москвы, совершив тем самым невероятное практически для всех ученых мира открытие. А скорее о неутолимой жажде странствий, заложенной в таких людях как Тур. Для него это плавание – не просто цель отстоять свое право быть выслушанным, дело жизни, но еще и схватка с судьбой, преодоление собственных страхов и сомнений, желание изведать неизведанное. Другими словами, человек живет, пока движется, действует, верит.
К тому же, если режиссера можно упрекнуть в прямолинейности изложения сюжета, а авторов сценария в недостатке внимания к отношениям на борту, которые очевидно накалялись во время долгой дороги до предела, то в техническом плане «Кон Тики» близок к совершенству, хотя разница между Голливудским и европейскими бюджетами несоизмерима, в точности как зачастую это можно заявить о смысловой нагрузке, вот только уже не в пользу американцев. А отдельные сцены, вроде мести акуле за погибшего попугая или появления тигровой, и вовсе заслуживают аплодисментов, ибо оператор умудрялся выхватывать кадры такой дьявольской красоты, что они вполне могли стать предметом зависти съемочной команды документального фильма.
Александр Гофман