Ведущий визионер Голливуда, Зак Снайдер, подаривший нам «300 спартанцев» и «Хранителей», отсчитывает последние дни до премьеры своего нового крупнокалиберного блокбастера, главным героем которого является самый известный на планете герой, ставший нарицательным. Ну а мы пока подытожим все, что нам известно о новом Супермене на данный момент.
ПЕРВЫЙ СРЕДИ ЛУЧШИХ
ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ (MAN OF STEEL)
Премьера: 20 июня
Жанр: кинокомикс
Производство: США, Великобритания, Канада
Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Генри Кавилл, Эми Адамс, Майкл Шеннон, Кевин Костнер, Дайан Лэйн, Рассел Кроу, Лоренс Фишберн
РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5
Когда мы говорим о Бэтмене, то в первую очередь вспоминаем Кристофера Нолана. Один из самых значимых режиссеров начала нового тысячелетия сверхудачно перезапустил франшизу о Темном рыцаре Готэма, создав новый поджанр умного зрелищного кино. Извлекая из омута памяти воспоминания, мы cможем назвать еще и Хита Леджера, самозабвенно исполнившего роль Джокера, а также Тима Бертона – режиссера, успешно поработавшего в рамках вселенной о человеке-летучей мыши. Многое сделали для франшизы Джек Николсон – первый канонический Джокер – и Кристиан «Брюс Уэйн» Бэйл. Но, когда речь заходит о Бэтмене, многие из нас забывают DC Comics – студию, ответственную за рождение человека в маске летучей мыши, а также подарившей миру еще одного знакового героя комиксов – Супермена.
Появившиеся на заре XX века комиксы как новый развлекательный жанр изначально предназначались для того, чтобы веселить читателей (от англ. сomic – смешной). Впоследствии, с течением времени, комиксы видоизменялись: они становились сложнее, многообразнее. А их истории – динамичнее, драматичнее, а иногда и вовсе приобретали неоднозначность прочтения («Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббонса). К тридцатым годам прошлого столетия графические романы завоевали собственную нишу в американской культуре, и авторам необходимо было искать новые идеи, которые могли бы удивить пресытившихся читателей. Одной из таких идей стала задумка писателя Джерри Сигела и художника Джо Шустера, которые сочинили образ Супермена. Они работали в журнале «Научная фантастика», где и был опубликован пилотный выпуск приключений нового героя.
Интересно, что изначально Человек из стали не был таким, каким мы его привыкли видеть сегодня. Авторы представляли его не отважным красавцем-супергероем, а лысым маньяком со скверными наклонностями. Такой образ заглавного персонажа не нашел отклика в читательской среде, и Сигел и Шустер переработали Супермена. Переделанный герой был встречен более благосклонно.
Возможно, Кларк Кент еще нескоро бы добрался до миллионов читателей, если бы не молодая студия DC Comics (в то время носившая название National Allied Publications). Издательство купило права на нового героя и 18 апреля 1938 года представила его публике. В этот день вышел первый выпуск нового журнала Action Comics, концептуально отличающегося от прежних изданий DC. Акцент был сделан на динамичные увлекательные истории.
Вышедшая небольшим тиражом Action Comics имела успех. Поэтому совсем неудивительно, что вскоре тираж был увеличен. А всего через год, в 1939-ом наш герой получил собственную серию комиксов под лаконичным названием Superman. Интерес к новому действующему лицу был объясним. Привыкшая к реалистичным героям, которых можно было сопоставить с собой, публика, живо отреагировала на появление абсолютно не похожего ни на кого персонажа. Сверхчеловеческие способности Супермена обсуждались наивными школьниками после учебы, презентабельными джентльменами во время светской беседы, почтенными клерками за ланчем. А счет приключенческих историй, которые авторы могли придумывать, исходя из образа Супермена, шел на сотни. Кроме того, эксплуатируя идею идеального сверхчеловека, у Сигела и Шустера не было ограничений в создании антагонистов героя.
Начало сороковых ознаменовало Золотой век комиксов. Супермен стал узнаваем во всем мире и превратился в одного из самых популярных героев рисованных историй. При таком грандиозном успехе появление Супермена на большом экране было лишь вопросом времени. И действительно, первая картина о Кларке Кенте не заставила себя долго ждать. Для начала история о Последнем сыне Криптона была представлена в виде художественного фильма с Кирком Элином в роли Супермена (1948), художественные достоинства которого достаточно спорны. Затем был телесериал с Джорджем Ривзом в главной роли (1951-1958). Классической картиной о супергерое стала лента 1978 года с Кристофером Ривом в образе Кал-Эла. Фильм был номинирован на «Оскар» в трех технических категориях, а также получил премию BAFTA за лучший дебют (Рив). В последующем вышло три его сиквела. Последний – в 1987 году. Стоит также упомянуть сериал «Тайны Смолвиля» (2001-2011), повествующий о юности супергероя. В 2006 году в прокат вышел фильм Брайана Сингера («Подозрительные лица», «Люди Икс 1-2») – «Возвращение Супермена». Проект, слухи о котором циркулировали в СМИ еще в 90-е годы прошлого столетия, фактически провалился в прокате и был весьма сдержанно принят критиками.
О том, что настало время разработки новой картины о Супермене, впервые заговорили в июне 2008 года, когда владеющая правами на экранизацию франшизы Warner Bros. объявила открытый конкурс, целью которого был перезапуск серии лент о Кларке Кенте. Наиболее оригинальный подход нашел Дэвид С. Гойер – верный соратник Кристофера Нолана, – приложивший руку к сценарию трилогии «Темного рыцаря». Он выдвинул соображение, как сделать из истории Супермена современную, более реалистичную и мрачную картину, выдержанную в духе фильмов Нолана о Бэтмене, но вместе с тем сохраняющую основные определяющие моменты вселенной о сверхчеловеке с Криптона. Компании понравилось инновационное предложение Гойера, и проекту был дан зеленый свет.
Оставалось решить вопрос о том, кто сядет в кресло постановщика картины. Среди претендентов числились такие режиссеры как Гильермо дель Торо, Роберт Земекис, Даррен Аронофски, Тони Скотт, Мэтт Ривз, Джонатан Либесман и даже Бен Аффлек. Но в итоге постановку доверили Заку Снайдеру. Автор «Хранителей» и «300 спартанцев» дебютировал в полном метре ремейком «Рассвета мертвецов» Джорджа А. Ромеро. Получивший неплохую прессу и удачно выступивший в бокс-офисе фильм, открыл режиссеру дорогу в большое кино. Второй фильм Снайдера «300 спартанцев» собрал внушительную кассу, позволившую продюсерам дать режиссеру карт-бланш: бюджеты его последующих картин были неизменно большими. Однако и «Хранители», и «Легенды ночных стражей», и «Запрещенный прием» не стали хитами проката, значительно пошатнув реноме Снайдера в глазах продюсеров (хотя за одних «Хранителей» рядовые киноманы готовы были выдать Заку неисчерпаемый кредит доверия).
Тогда почему «Уорнеры» доверили реинкарнацию Супермена молодому режиссеру? Во-первых, сыграла свою роль протекция Нолана. Главный мастер современности по созданию интеллектуального массового кино был полностью уверен в кандидатуре Снайдера. Во-вторых, сыграл дело случай. Другие кандидаты по разным причинам вынуждены были отказаться от вакансии, а американец как раз заканчивал работу над «Запрещенным приемом» и располагал свободным временем. К тому же стиль Снайдера кое в чем близок к стилю Нолана: они оба являются превосходными визионерами.
Усадив в режиссерское кресло Снайдера, студия начала кастинг на роль Супермена. Многие прочили удачу Арми Хаммеру («Социальная сеть») и Джо Манганьелло («Человек-паук» Сэма Рейми, сериал «Как я встретил вашу маму»), но в итоге роль отошла к Генри Кавиллу. Англичанин известен прежде всего по роли Тесея в недавнем блокбастере «Война Богов: Бессмертные» Тарсема Сингха. Для съемок в «Человеке из стали» Кавиллу пришлось еще раз пройти курс усиленной физподготовки. Дело в том, что он уже имел подобную практику во время работы над «Войной Богов», но растерял форму, когда снимался в ленте «Средь бела дня». Потому Кавилл пообещал, что больше не позволит ни одному из режиссеров так издеваться над его телом.
Образ подруги Кларка Кента, журналистки Лоис Лэйн взяла на себя номинантка «Оскара» Эми Адамс («Зачарованная», «Сомнение», «Боец»). На роль редактора газеты Daily Planet был приглашен Лоренс Фишберн. Криптонского отца Супермена – Джор-Эла – сыграл Рассел Кроу, а земного – Курт Рассел (повезло же парню!). Главным злодеем стал Майкл Шеннон (сериал «Подпольная империя», «Укрытие»). До поры до времени не было известно, какой именно злодей доверен Шеннону – сказалась тяга Нолана и Гойера к повышенной секретности. Но недавно было обнародовано, что Шеннон работал над ролью Генерала Зода – одного из непримиримых врагов Супермена.
Основные съемки стартовали 1 августа 2011 года в Чикаго в промышленном парке возле аэропорта DuPage. Еще на этапе пре-продакшна Снайдер решил, что не будет возиться с громоздкими 3D-камерами и снимет «Человека из стали» по старинке на пленку. Только затем картина конвертировалась в 3D и в IMAX 3D форматы. В период с 21 сентября 2011 года по 20 января 2012 года съемочная группа также наведалась в Ванкувер, в котором выгоднее снимать из-за существующих в Канаде налоговых льгот. А уже в феврале 2012 года основной этап производственного процесса был завершен, и Снайдер вместе с командой занялись пост-продакшном.
Какая судьба ждет «Человека из стали»? Будет ли он успешен в прокате? Сможет ли стать не только прибыльным летним блокбастером, но и посостязаться с трилогией о Темном рыцаре (сравнивать два проекта будут обязательно), положив начало новой эпопее? Чей это фильм в большей степени – Нолана или Снайдера? Станет ли фильм трамплином для голливудской карьеры Генри Кавилла? Дать ответы на эти вопросы непросто. Можно лишь, затаив дыхание, ждать выхода крупнобюджетного фильма, обещающего вернуть нам самого узнаваемого супергероя всех времен и народов. Супергероя с большой буквы S.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ
Американские киношники, говоря о появлениях Супермена на больших экранах, называют франшизу проклятой. Дело в том, что, начиная с самого первого фильма о пришельце с Криптона, исполнителей главной роли преследуют неудачи. Так, карьера Кирка Элина после фильма 1948 года резко пошла вниз, Джордж Ривз погиб при невыясненных обстоятельствах в 1959 году, а Кристофер Рив в результате падения с лошади стал инвалидом. Склоки и разногласия не раз раздирали съемочные группы, трудившиеся над киноверсиями приключений Супермена.
Вселенные Бэтмена и Супермена до определенного момента не пересекались в кино. Первый шаг в этом направлении был сделан в ленте Брайана Сингера «Возвращение Супермена», где впервые упоминается Готэм. Доподлинно известно, что в постановке Зака Снайдера точно появится логотип компании Wayne Enterprises. Возможно, на огонек заглянет и сам Темный рыцарь. Ведь нельзя забывать об амбициозных планах WarnerBros.по объединению героев студии в «Лиге справедливости» – аналоге и прямом конкуренте «Мстителей» Marvel.
Костюм Супермена, использованный в «Человеке из стали» отличается от привычного костюма Первого Гражданина Метрополиса. Дело в том, что супергерой в фильме Снайдера лишен знаменитых красных трусов. Работая над внешним видом Кларка Кента, авторы ориентировались на серию DC Comics, датированную 2011 годом. В этой серии костюм Супермена был серьезно переработан, чтобы более напоминать броню, а красные трусы были убраны.
В новом фильме не будет использоваться знаменитая музыкальная тема Джона Уильямса. Композитором «Человека из стали» выступил Ханс Циммер («Король Лев», «Темный рыцарь», «Начало»).
15 апреля 2013 года на YouTube появился ролик, в котором Майкл Шеннон в образе Генерала Зода угрожает жителям планеты Земля расправой, если ему в течение 24 часов не выдадут Супермена. Также в рамках промокампании к фильму был запущен сайт IWillFindHim.com, в котором шел обратный отсчет времени до выхода третьего трейлера к фильму.
БРИТАНЕЦ С АМБИЦИЯМИ
Генри Уильям Деглиш Кавилл родился 5 мая 1983 года на острове Джерси, который находится в проливе Ла-Манш. Он был четвертым сыном в многодетной семье. Его мать Марианна работала секретарем в банке, а отец Колин – маклером на бирже.
Тяга к лицедейству обнаружилась у мальчика с малых лет, когда он начал выступать на сцене школьного театра в Бакингемшире, где Генри учился. Юный Кавилл также имел склонности к изучению истории, но в итоге страсть к театральным подмосткам взяла вверх.
Его экранный дебют – экранизация «Графа Монте-Кристо» (2002). Далее были роли в малоизвестных и экспериментальных постановках: «Я захватываю замок» (2003) и «Красная шапочка» (2004). Первая серьезная удача англичанина – роль второго плана в «Тристане и Изольде» Кевина Рейнольдса. Хоть роль и была незначительная, она помогла Кавиллу получить работу в «Звездной пыли» Мэттью Вона. Хотя и в экранизации романа Нила Геймана Кавилл был на вторых ролях.
В актерской братии Кавилл хорошо известен своими неудачами на кастингах. В 2004 году англичанин должен был стать Суперменом в грядущем проекте Warner Bros. Но у фильма сменился постановщик. Вместо Мак Джи курировать проект был назначен Брайан Сингер, который видел в главной роли Брэндона Рута. Кавилл проходил пробы на роль Седрика в «Гарре Поттере и Кубке огня» (2005), но в итоге проиграл Роберту Паттинсону. Мог он стать новым Джеймсом Бондом в «Казино Рояле» (2006), но уступил Дэниэлу Крэйгу. Журнал Empire даже назвал его «самым неудачливым парнем в Голливуде». В 2008 году Кавилл мог стать Эдвардом Калленом, но вновь проиграл кастинг Паттинсону.
Удача улыбнулась актеру в 2007 году, когда он был выбран на одну из ключевых ролей в сериал «Тюдоры» телеканала Showtime. Работа британца была по достоинству оценена критиками и зрителями, и потому с дальнейшим трудоустройством не было никаких проблем. Роли у Джоэля Шумахера и Вуди Аллена («Кровавый ручей» в 2008-м и «Будь что будет» в 2009-м соответственно) открыли перед ним дорогу в мир высокобюджетного кино. В 2011 году Кавилл появился в картине индуса Сингха в ключевом образе Тесея. Блокбастер не оправдал возложенных на него ожиданий, но англичанин справился со своей ролью наилучшим образом.
Участие в проекте Зака Снайдера и Кристофера Нолана – отличный шанс для все еще молодого актера взобраться на олимп Голливуда. Воспользуется ли он представившейся возможностью? Многое завит от того, как примет картину массовый зритель. Тем не менее, в ближайшие годы актеру не грозит безработица: у Кавилла одна из главных ролей в «Великой стене» – ленте, повествующей о том, как строилась Великая китайская стена. Кроме него в фильме заняты Чжан Цзыи и Бенджамин Уокер. Также по слухам актер присоединится к новому проекту Гая Ричи «Человек из U.N.C.L.E.», рассказывающему о противостоянии двух организаций – «U.N.C.L.E.» (United Network Command for Lawand Enforcement) и «T.H.R.U.S.H.» (Technological Hierarchy for the Removal of Undesirablesand the Subjugation of Humanity). Скорее всего Кавилл сыграет в экранизации «Пятьдесят оттенков серого» – эротического романа, международного бестселлера Эрики Леонард Джеймс, в центре которого отношения между предпринимателем Кристианом Греем и студенткой Анастейшей Стил.
Личная жизнь Генри Кавилла покрыта завесой тайны. Известно лишь, что в 2011 году актер сделал предложение руки и сердца своей подруге Эллен Уитакер, но их помолвка в скором времени была расторгнута. В данный момент Кавилл встречается с актрисой Джиной Карано.
Геннадий Гусев