ВОЙНА МИРОВ Z (WORLD WAR Z)
2013, США, 116 мин.
Жанр: ужасы, фантастика, боевик, драма
Режиссер: Марк Форстер
В ролях: Брэд Питт, Мирей Инос, Стерлинг Джеринс, Эбигейл Харгров, Фана Мокоэна
Итак, мы дождались. Чего только не пришлось пережить многострадальной экранизации популярного в определенных кругах романа Макса Брукса, чтобы добраться до своего зрителя. Как никак, для многих это как минимум главное событие года – столь высокобюджетного фильма о нашествии живых мертвецов мир еще не видел, и вряд ли увидит в ближайшее время. По сюжету, в первые минуты мы наблюдаем за образцовой американской семьей: папа с бурным прошлым, сделавший выбор когда-то в пользу семьи, а не работы, любящая жена и мать, и как водится, двое ребятишек. Однако идиллия счастливой семейной жизни рушится довольно быстро – спустя пять минут экранного времени начнется конец света.
По сути, ничего революционного для жанра зомби-апокалипсиса авторы картины сделать не могли, пусть и при всем желании. Все, что можно было сказать, уже было сказано – от первого серьезного творения самого Ромеро до пародийного «Зомбилэнда» – и Форстеру оставалось только грамотно выполнить функцию крепкого ремесленника, каковым он, собственно, почти всегда и являлся. Правда, снимать что-то дороже пары десятков миллионов долларов ему было в пору строжайше запрещать сразу после дуболомного «Кванта милосердия», где экшн между прочим, подозрительно похож на этот. Нет, камера уже не так трясется, но отдельные эпизоды, кажется, вовсе не сняты в фокусе – а в случае, когда все самое дорогое уже было показано в ролике, это сродни преступлению.
Первая половина вполне себе слеплена по лекалам масштабной стрелялки-догонялки, правда без столь необходимого формуле атрибута – рейтинга R – отчего всплывающие в памяти то и дело «28 недель спустя» выглядят гораздо яростнее. Во второй уже более явно просвечивает попытка слепить из незатейливого мейнстрима антиутопию о классовой борьбе за выживание, декларируя бесспорный тезис «Хочешь жить – умей вертеться». Что еще удивительнее – отчасти даже получается. Отдельные сцены поставлены с поразительной виртуозностью, вроде разрекламированного падения самолета, из бреши которого со свистом вылетали упрямые зараженные, до того волной захлестывающие Израильские стены.
Нашлось место даже для иронии, пусть и не предусмотренной съемочной группой. Речь о финальном эпизоде в лаборатории, где нельзя не улыбнуться, наблюдая за реакцией покойника в белом халате, внимательно следившего за действиями Брэда Питта, смертельно уставшего от двухчасовой непрекращающейся беготни. Кастинг-решение, кстати, не менее удачное, чем Хабенский, появившийся ровно на тот промежуток времени, в который он совсем не раздражал.
Александр Гофман