ЦВЕТ ИЗ ИНЫХ МИРОВ (COLOR OUT OF SPACE)
2020, США-Малайзия-Португалия, 111 мин
Жанр: фантастика, хоррор
Режиссёр: Ричард Стэнли
В ролях: Николас Кейдж, Джоэли Ричардсон, Мадлен Артур, Эллиот Найт, Томми Чонг, Брендан Мейер
Семейство Гарднер живёт в тихом живописном месте, на ферме поблизости от городка Аркхем. Свое хозяйство, трое детей, целое стадо альпак – словом, идиллия. Которая нарушается неожиданным гостем из далёкого космоса. Загадочный метеорит падает на ферму Гарднеров, и жизнь семейства лишается размеренности и спокойствия. Испускающий какой-то чуждый для этого мира свет, метеорит начинает менять всё вокруг себя, а главное оказывает необратимое влияние на самих Гарднеров. И вот уже атмосфера любви и согласия уходит, а на её место приходит первобытный страх и паранойя.
Говард Филлипс Лавкрафт – человек, опередивший своё время. Будучи невостребованным современниками, он нашёл неожиданно много поклонников в наши дни, а его творчество, при жизни не уходившее дальше бульварных журналов, обрело фактически культовый статус и породило целую мифологию. При этом, что удивительнее всего, прямых экранизаций историй Лавкрафта с начала кинематографической эпохи не так много, зато в том или ином виде отсылок на его произведения – невероятное множество. Кто не слышал о Ктулху, Древних Спящих богах, Некрономиконе? Даже те, кто рассказы Лавкрафта не читал, так или иначе, сталкивались с упоминанием его творений в массовой культуре.
В чём секрет успеха Лавкрафта? Пожалуй, дело в способности автора создавать ореол тайны в обыденности. Не даром же большинство героев его произведений сталкиваются с чем-то необъяснимым, приезжая из своих хорошо знакомых городов в некую запущенную глубинку. Лавкрафт как никто другой знал, что ничто не пугает так, как неизвестность.
Рассказ «Цвет из иных миров» самим Лавкрафтом оценивался очень высоко. Автор полагал, что это одно из лучших его произведений. При том, что «Цвет» не является в полной мере частью пресловутых «Мифов Ктулху», то есть того цикла, который сегодня наиболее тесно связан с именем мэтра ужасов. Однако, не смотря на удалённость от своей главной серии, Лавкрафт и здесь умудрился поднять интересующие его темы, вроде столкновения земного и внеземного и скудности человеческих познаний о Вселенной.
Экранизировать «Цвет из иных миров» брались несколько раз, но мы поговорим о самой последней версии, снятой режиссёром Ричардом Стэнли, отметившимся разве что номинацией на «Золотую малину» за худший сценарий к «Острову доктора Моро». Назначение столь сомнительного кандидата на должность постановщика могло бы смутить, но если приглядеться к бюджету, составляющему всего каких-то 6 миллионов долларов, и отсутствию громких студий в производстве, вопросы отпадают сами собой. «Цвет из иных миров» Стэнли – это попытка снять камерный инди-хоррор, движущим локомотивом которого должно было стать наличие Николаса Кейджа в ведущей роли отца семейства Гарднеров.
Удачная ли вышла попытка? Вопрос спорный. Лента начинается с потрясающих видов округи Аркхем и закадрового монолога рассказчика, гидролога Уорда Филлипса. Нас с первых кадров погружают в атмосферу тайны, но сам источник конфликта возникает лишь спустя минут 20 экранного времени. Стэнли много внимания уделяет экспозиции – ферме, членам семьи Гарднер, их взаимоотношениям. Нэйтан и Тереза переживают кризис после болезни Терезы, но стойко переносят все невзгоды, Лавиния – единственная дочь, увлекается оккультизмом и проводит мистические обряды, а Бенни – старший сын, наоборот, человек науки и ничто не притягивает его больше, чем звёздное небо. Есть ещё младший сын, Джек, наиболее чувствительный к тому, что принёс с собой таинственный метеорит. В начале фильма мы видим образцовую ячейку общества, которая, не смотря на внутренние споры, держится друг за друга. Но уже после инцидента и падения метеорита, настроения в семье Гарднеров меняются, и режиссёру удаётся неплохо передать то чувство необъяснимого страха от осознания, что происходит что-то нехорошее. И вроде бы герои ещё не понимают, что именно не так, да и зрителю информация подаётся дозировано и намёками, но грамотно расставленные акценты прекрасно работают на саспенс и общее ощущение неизбежной катастрофы.
Тот самый вынесенный в подзаголовок цвет из далёкого космоса, который сам Лавкрафт описывал как неидентифицируемый и не имеющий аналогов в земном спектре, у Стэнли выглядит ядовитой смесью розового и пурпурного. Сценаристы, в числе которых и сам Ричард Стэнли, первую половину следуют видению Лавкрафта довольно точно, делая поправки лишь на эпоху – в частности, свечение блокирует все мобильные телефоны и электронику, которых во времена писателя ещё не существовало. Но чем больше проходит времени с момента падения метеорита, тем более странные аномалии происходят, и надо отдать постановщику должное, до финального акта он умудряется держать в напряжении.
Но вот наступает финальный акт, долгожданная кульминация, и у режиссёра, кажется, пропадает весь творческий запал. Липкий ужас от инфернального свечения и его воздействия на всё живое сменяется недоумением от нелогичности происходящего. Начинающие всё больше сходить с ума герои ведут себя совсем уж как круглые идиоты, Николас Кейдж при этом отвратительно переигрывает, а картина торопливо переходит в плоскость низкопробного бодихоррора в духе карпентеровского «Нечто», но с меньшей затейливостью.
Стоит отметить, что в оригинальном произведении Говарда Лавкрафта иномирное свечение высасывало из людей жизнь, превращая их в пустую серую труху. Стэнли избрал несколько иной путь развития в угоду зрелищности, и это не плохо, просто слишком уж выбивается из того настроения, которого режиссёр придерживался изначально.
«Цвет из иных миров» мог бы стать отличным фундаментом для целой кинематографической вселенной мифов Лавкрафта, чей коммерческий потенциал определённо велик. Но Ричард Стэнли не сумел прыгнуть выше собственной головы и создать что-то по-настоящему выдающееся. Его картина не лишена достоинств, но снята крайне неровно и, скорее всего, не запомнится зрителем. Что ж, пробуждения Великих Древних стараниями Стэнли не получилось, но мы то с вами знаем, что «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн»…
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 13 февраля