ВИЗАНТИЯ (BYZANTIUM)
2012, Великобритания, 118 мин.
Жанр: фэнтези, триллер, драма
Режиссер: Нил Джордан
В ролях: Сирша Ронан, Бэрри Кессин, Джемма Артертон, Дэвид Хип, Уоррен Браун
МНЕНИЕ "ЗА"
Спустя двадцать лет после выхода блистательного «Интервью с вампиром» Нил Джордан вновь обращается к вампирской тематике и выпускает «Византию», призванную реанимировать жанр, слегка исковерканный попкорновыми мелодрамами о кровососах. «Византия» заметно рифмуется с «Интервью…»: неприкаянная Элеонора, отнимающая жизнь только по согласию человека (она специализируется на умирающих стариках), явственно напоминает страдальца Луи, кровососа-вегетарианца, пьющего кровь исключительно представителей животного мира, а вот развязная Клара, мать девушки, напоминает коварного Лестата (оба собственноручно создают себе союзников, и оба не брезгуют человечиной). Романтичная Элеонора в современном мире выглядит как анахронизм, в то время как ее мать всеми силами стремится жить в ногу со временем, зарабатывая при этом довольно древним способом, доступным преимущественно женщинам. Совершенно дивная Джемма Артертон прекрасна в образе матери-блудницы с повадками хищницы, пренебрегающей всеми, кроме своей дочери, которую в свою очередь сыграла очаровательная ирландка Сирша Ронан (пожалуй, одна из самых сильных драматических актрис своего поколения).
«Византия» – это пронзительная история, пронизанная осязаемым насилием. Эстетика и атмосфера картины выдержаны в стиле «Интервью с вампиром», в особенности стоит отметить эпизод эффектного перерождения Клары, и то как она упивается своей новоприобретенной жизнью. Интересно, что в этом фильме кровососы практически не выделяются из общей массы: они не обладают сверхскоростью или неземной красотой, они и в дом-то ваш не смогут войти, если вы не позволите. Единственное, что Джордан оставил своим персонажам, так это неизменную вампирскую сексапильность. Ко всему прочему, стандартную историю любви между смертными и бессмертными вы здесь не увидите: основная любовная линия будет витиевато развиваться между Элеонорой и болезненного вида парнем, которому до принца из девичьих грез как до монгольской границы. Впрочем, картине это только идет на пользу.
Придираться можно лишь к техническим недоработкам: было бы лучше, если бы флешбеки не были так хаотично разбросаны по всему хронометражу, а выстроены в более четком порядке. Кроме того, можно было бы более полно раскрыть связь вампирского клана с Византийской империей (в финале можно будет лицезреть карательный меч родом из Византии, но на этом и без того скудные клочки информации обрываются). В целом же «Византия» – это крепко сбитая и слегка старомодная драма на бессмертную тему, это своеобразная поэзия, пронизанная меланхолией и безысходностью. Кстати говоря, продажный секс, черный юмор и хорошая порция мясца прилагаются. Bon Appetit!
Елена Бавтрель
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Две вампирши - мать и дочь - вот уже два столетия путешествуют по миру. Одна мучается от невозможности поведать свою историю кому-нибудь, помимо умирающих стариков, другая приносит деньги в дом, специализируясь в рамках древнейшей из профессий. Но их отношения портятся, прошлое в виде кровососущей элиты, представляющей из себя в основном престарелых мужиков-женоненавистников, дышит в спину, да и с местным населением не все так просто...
Нил Джордан, если кто забыл - человек, снявший "Интервью с вампиром", один из лучших фильмов на подобную тематику, снятых за последние пару десятилетий. И даже прозанимавшись столько времени ерундой, мгновенно можно было загореться интересом к его новому проекту: не иначе, решил за ум взяться! Однако насколько хорош вышеупомянутый опус, настолько же удручает "Византия"; дело даже не в том, что написано кое-как, а кастинг-решения мягко говоря, удивляют. Калеб Лэндри Джонс такой отмороженный, что прям Роберт Паттинсон, а Сирша Ронан в каждом эпизоде, где по идее, нужно играть, только подтверждает статус бесталанной дуры - точь-в-точь как Кристен Стюарт, только оба не такие гламурные и смазливые. И нет страстных признаний в вечной любви, пламенных речей - но отчего-то этот роман раздражает едва ли не сильнее, чем вышеупомянутая попса, растянутая на пять частей.
Наверное, в силу элементарной алогичности неровного повествования, закольцовывающего воедино сразу несколько линий, где одна берет начало еще во времена Викторианской эпохи, вторая вроде как разворачивается в наши дни. Понятно, почему в не продолжительных флэшбеках Джордан чувствует себя, как рыба в воде: появляются и неплохие визуальные образы, и проблеск трагизма в истории о вампире, запертой в темнице собственных моральных принципов (если брать Элеонор), какая-то неуклюжая, но все же трогательность в стремлении проститутки-матери во что бы то ни стало уберечь свое дитя, оградить от уродливой изнанки мироздания. Но вот действие возвращается туда, где оно начинается... и вновь мы слышим нудные стенания двухсотлетнего подростка, а прорех в и без того проблемном сценарии становится не прилично много. В частности, на чем основана идеология загадочного братства, не считая их обязательного к кандидатам в новооброщенные требования иметь знатный род? А как при таких правилах, путч не затеял кто-то другой, или все предшественники были евнухами по определению, либо не брезговали вступать в интимную связь с презренными людишками? А мифология, от которой остались рожки до ножки? Все можно понять, у каждого есть право переосмыслить традиционные представления об этих загадочных существах, но Моира Буффини, все это собственноручно написавшая, просто наворовала то у одного, то у другого: так, живые трупы расхаживают на солнце, прямо как персонажи мыльной оперы Стефани Мейер, пользуются когтями, а не клыками, чтобы прильнут к кровоточащей ране, а это уже ассоциации с мощными Скоттовским "Голодом", а плагиат - последнее, что нужно этой и без того мертвой, бесчувственной мелодраме.
Единственные две вещи, способные по настоящему воодушевить за два часа - Джемма Артентон, обладающая какой-то не типичной для голливудской старлетки сексуальностью, и изящное операторское выступление Хавьера Наваретте, причем двойное удовольствие - наблюдать за тем, как последней фокусирует внимание на первой (убийства под Шубертовские "Ночные грезы" тоже извините, мимо). Заводной стриптиз в самом начале, вздымающийся бюст в тесном платье - это конечно, все хорошо, но тут вновь сталкиваешься с такими вещами, когда создатели не стесняются смачно отрывать голову вообще не понятно кому, но тушуются, когда надо бы загнать единственного притягательного женского персонажа в постель, а не обходиться стонами, как фоном к закадровому действию. Справедливости ради, не лишним будет упомянуть, что что женской аудитории повезло еще меньше: совсем немного Сэма Райли, помимо которого все остальные - размазни без четкой мотивировки своих действий. Больше всех к слову, отличился Ноэль, этакая толстая кукла в ловких руках роковой "мамочки". Со зрителем так не получилось; не то время, не то место.
Александр Гофман