ТЕМНЫЙ МИР: РАВНОВЕСИЕ
2013, Россия, 95 мин.
Жанр: российское фэнтези
Режиссер: Олег Асадулин
В ролях: Мария Пирогова, Павел Прилучный, Макар Запорожский, Евгения Брик
Кажется, пора уже завязывать со всем этим полусумеречным бредом: право, это же не смешно, это — больно и низко. Именно из-за того, что такие фильмы как «Темный мир» бессовестно крутят в кинотеатрах, укоренился видимо небезосновательный стереотип о порочности российского кинематографа. По крайней мере, в обывательской среде он стоек и непобедим. Кого вы хотите обмануть? — всем и так ясно, что это бесцеремонное копирование модного вампирского сюжета, причем копирование идиотское и бесталанное. После таких фильмов вера в российский кинематограф, вера в русского актера гаснет на глазах, и в голову приходит мысль: а может и вправду все так плохо? Вот недавние клюквенные мушкетеры явили миру бездарность мхатовского (!) актера Риналя Мухаметова, сыгравшего главную роль — теперь же нам представлена целая армия профессиональных (!) актеров, закончивших знаменитые московские театральные училища, чья игра подобна игре школьников на утреннике. Это — без шуток — вызывало боль, почти физическую, которая заставляла весь киносеанс морщиться и стыдиться.
Сдается мне, если бы в наше время здравствовал Эдвард Вуд младший, он бы снимал похожие фильмы. Вот скажите, чем «Темный мир» не «План 9 из открытого космоса»? Единственное отличие — бюджет, все остальное — нелепый монтаж, деревянная игра актеров, топорные диалоги, чугунный сюжет — является основным содержанием ленты, словно режиссер создавал свою «картину», озираясь на своего, не побоюсь этого слова, предшественника. «Темный мир» — это худшее проявление жанрового кино, это даже хуже, чем небезызвестные «Сокровища О. К.», вышедшие на экраны весной этого года. Все-таки в «Сокровищах» было что-то настоящее, например, прекрасная экскурсия по Казани и в сравнении с «Темным миром» увлекательный и даже — внимание — оригинальный сюжет! Картина же Олега Асадулина является беспринципной калькой, являющей собой все самое плохое, что есть в жанре мистической мелодрамы, да еще и помноженное на общую беспомощность создателей (режиссера, сценариста, оператора, художников и актеров). Если делить российский кинематограф на светлую и темную сторону, то метафорой и лицом «темной стороны» станет «Темный мир»: положа руку на сердце, скажу, что более примитивного фильма, чем эта отрыжка российского кинопрома, видеть еще не доводилось никогда.
При строительстве здания МГУ в котловане случайно наткнулись на… «портал в темный мир», из которого повалили «тени», питающиеся энергией людей. Чтобы их сдерживать, оборудовали специальное помещение, куда посадили троих строителей, по виду типичных лагерных з/к (что вполне вероятно — строительство МГУ началось в 48 году), ставших отныне эдакими ключниками-хранителями. Для юмора оставили их в прежнем тюремном одеянии (шапка-ушанка, ватник и валенки) и посадили за стол играть в домино. Даша, чье происхождение туманно, оказалась — как вы думаете, кем? — ну, конечно, избранной. Даша какая-то странная. Кто ее одевал и делал ей прическу? Такое ощущение, будто она из 90-х. Это тогда девочки носили прическу а-ля Юля Волкова из «Тату». Да и в целом по части создания атмосферы картина имеет налет какого-то старперства. Это у них студенты так рьяно и дерзко пользуются сервисами mail.ru? Да кто вообще, кроме гопников и тем, кому за 50, пользуются сервисами mail.ru?
Как же можно так грубо и безыскусно использовать жанровые штампы? Никакой тонкости, никакого творчества — тупо копипаст: избранная, портал в темный мир, любовный треугольник — все! Правда, пора уже вздергивать тех режиссеров и сценаристов, которые используют этот опостылевший «треугольник». Ну, нельзя же так явно… Это невозможно. Будто сценарий писала шестнадцатилетняя девстенница, воспитанная — нет, не на французский романах — а на киноэпопее «Сумерки».
Мне не понравился фильм «Орудия смерти: Город костей» — теперь я думаю, что был не прав.
Антон Широких