КОЛОСКИ (POKLOSIE)
2012, Польша-Россия-Нидерланды, 107 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Владислав Пасиковский
В ролях: Мацей Штур, Ирениуш Чоп, Збигнев Замаховский, Данута Шафлярска
Фильм польского режиссера Владислава Пасиковского не имел мирового проката и резонансной критики. Однако, история, затрагивающая неприятные для польского населения аспекты фашистской оккупации во время Второй Мировой войны, заслуживает внимания.
Братья Калина оказываются вовлечены в загадочную историю, из-за которой против них ополчаются все местные жители, а жизни самих братьев, Юзефа и Франтишека, угрожает совсем не иллюзорная опасность. Интрига строится вокруг событий, произошедших в период начала войны, когда все еврейское население деревни загадочным образом исчезло. Сказать больше о сюжете фильма или упомянуть какие-либо события, имевшие место, значит полностью испортить не видевшим фильм удовольствие от просмотра.
Совершенно очевидно, что «Колоски» это фильм в жанре драмы, причем очень пронзительной. Выстроен он, как хороший роман, — действие развивается постепенно, неожиданно и нелинейно, постепенно достигая апофеоза. Плюс ко всему сценарий Пасиковского очень метафоричен, что подчеркивается оператором и художником-постановщиком, очень верно понявшим суть произведения.
Пасиковскому буквально чуть-чуть не хватило очков для того, чтобы его «Колоски» могли бы быть названы идеальным фильмом. Окончание немного выбивается из общей канвы повествования — один из финальных ходов очень неловок и не вписывается в рисунок повествования. Вопрос здесь скорее не в том, что произойдет, а то каким образом (раскрыть, что именно случится в последние пятнадцать минут нельзя, так как это будет спойлером).
Неизвестная за пределами Польши креативная команда сделала фильм, который был показан на Варшавском кинофестивале и ряде фестивалей еврейской культуры. Фильм, в котором произведена попытка осмыслить одно из самых страшных явлений Второй Мировой — внутренний фашизм, когда ужасные вещи делались не солдатами гитлеровской армии, а жителями оккупированных территорий. И критиковать «Колоски» в корне неправильно, к фильму с такой моральной основой нельзя предъявлять претензии. Это правильный фильм, и этого достаточно.
Евгения Савкина