СЕКРЕТЫ ПРОШЛОГО (LE PASSE)
2013, Франция-Италия, 130 мин.
Жанр: драма, детектив
Режиссер: Асгар Фархади
В ролях: Беренис Бежо, Тахар Рахим, Али Мосаффа, Полин Бурле
МНЕНИЕ «ЗА»
Асгар Фархади в очередной раз берется за повесть о непростых отношениях, касающихся любовных переживания, и как всегда делает свою работу на «отлично». Иранец на сей раз получает номинацию на «Золотую пальмовую ветвь», а также задействует в своем фильме лучших французских актеров десятилетия — Беренис Бежо и Тахара Рахима.
История, рассказываемая в «Прошлом» касается не переживаний юных сердец, какие описываются в подавляющем большинстве фильмов о любви, а отношений между взрослыми, состоявшимися людьми. В них нет пылкости и страсти, но от этого они не становятся менее сложными и важными. Происходящее на экране сдержанно и эмоционально приглушенно, как и цветовая гамма фильма, состоящая из оттенков коричневого и серого.
Помимо всего прочего у «Прошлого» очень интересно выполненные титры, которые некоторым образом передают настроение всего фильма, указывая на непостоянность и неопределенность происходящего в жизни героев. Взаимоотношения между бывшими мужем и женой, ее новым возлюбленным и детьми от предыдущих браков по-настоящему сложны и с каждой минутой открываются с новых сторон. И это не простая наигранность, которую очень часто можно увидеть в фильмах, пытающихся прослыть глубокомысленными, а то настоящее, подлинное, что пока уверенно способен производить и выводить на экран только европейский сегмент кинематографа. Казалось бы понятная история о сложностях развода вдруг перерастает в настоящий конфликт со множеством сторон, а затем в настоящую драму. И каждый вовлеченный в происходящее представляется не только условным действующим лицом, но и самостоятельным субъектом, вокруг которого завязано множество собственных сюжетных перипетий.
Режиссер вводит зрителя в курс дела постепенно. Как в хорошем романе действие развивается по нарастающей, обрастая все новыми и новыми подробностями. Хотя повествование ведется в довольно ровном, спокойном ключе, от него не веет скукой и натужностью, как это бывает в авторских фильмах, что претендуют на оригинальность, путая ее с претенциозностью. «Прошлое» раскрывает свой замысел не сразу, как и хорошие духи, демонстрирующие ноты своего аромата со временем.
Асгар Фархади и Массумех Лахиджи проделали хорошую работу по написанию сценария, который является очень сложносочиненной композицией, не в смысле крутых поворотов сюжета, а в плане очень изящных диалогов и уважительного отношения к зрителю: суть происходящего раскрывается очень последовательно и постепенно. Каждый из действующих лиц «Прошлого» обладает своим характером и своей непростой историей, а это достижение, которым не обладает подавляющее большинство фильмов.
Фархади в очередной раз показывает, что взаимоотношения между людьми — это одна из наиболее сложных и не поддающихся математическому анализу субстанций. И разобраться в том, кто плох, а кто хорош далеко не всегда возможно. А прошлое, так или иначе, навсегда останется с вами.
Евгения Савкина
МНЕНИЕ «ПРОТИВ»
Или после довольно мощного дебюта, или в связи с всеобщим резонансом, возникшем после Каннского фестиваля, помпезно чествовавшего одного из фаворитов, новая работа Асгара Фархади не то, что бы разочаровывает, а скорее, заставляет по-иному поставить вопрос о возвращении интереса к иранскому кинематографу (другой вопрос, был ли он вообще). Как и в прошлый раз, за бытовым сюжетом о семейной неурядице все метафоры можно пересчитать по пальцам одной руки, но в «Прошлом» автор, будто слегка подустав, еще и выдает обыденность за откровение, пытаясь превратить прямолинейную драму в многозначительный триллер. Без грамотно нагнетенного напряжения, какое было в «Разводе Надера и Симин», но с ложными твистами, прячущимися за спиной у мелодрамы, в центре которой бледно очерчен геометрически безукоризненный любовный треугольник. Бородатый мужик – то бишь прошлое - приехал разобраться в чувствах дуэта дочки-матери, второй бородатый мужик – в роли расплывчатого будущего - тихо мямлет что-то о своей впавшей в кому жене, а сама еще ничего толком не решившая недо-разведенка, понятное дело, не железная. Кажется, еще пара стяжков, и получится точь-в-точь судьба какой-нибудь несчастной семьи из второго дома в пятом подъезде, с поправкой на национальные реалии, в данном случае - на французские.
Мастерски, с чувством, с толком, с расстановкой, Фархади закручивает гайки, углубляется в причину конфликта, придает объема характерам – в особенности выигрышный достался Беренис Бежо, где абсолютно все овации в ее адрес кажутся заслуженными – и оступается на самом очевидном. Ведь там, где надо бы натянуть струну, он лепит истерику в ресторане, а в месте, где зритель привык – и должен – получить обухом по голове, промахивается в силу улик, фактически лежащих на поверхности. Можно заметить, что это скорее не триллер без саспенса, а детектив без частного сыщика (есть ведь среди них приятно меланхоличные), но в контексте темы бурлящие страсти закипают как-то сами по себе, без участия зрителя. Но не потому, что все в «Прошлом» плохо, а наоборот: словоохотливые экс-супруги, кажется, времени зря не теряют и в определенный момент высекают искру, драматургия, с какого угла не посмотри, выверена до основания, проблема поколений изрыта вдоль и поперек. И вроде бы сочувствуешь и ему, и ей, и вообще всем им, вплоть до нелегальной эмигрантки, подрабатывающей в химчистке, а от чувства, будто фабула изжила себя, так и не избавиться, не отмахнуться.
Консервативные рамки, в которые втиснулся материл, вопреки первому впечатлению, тут тоже не при чем: за последние годы и они стали чуточку шире, и авторы оживляли куда как более анемичные сюжеты. Решающим же фактором в реанимации даже самых болтливых в мире картин, была пресловутая кинетическая энергия. И ты либо заряжаешь ею статичное действие, либо сознательно отказываешься делать шаг вправо, шаг влево: только взад-вперед, по проторенной дорожке, вышагивая с таким ритмом, что и экспозиция в каком-то смысле может показаться лишней, а открытый финал на удивление уместным. Сожмется рука, не сожмется, на самом деле не так уж и интересно, – гораздо приятнее осознать, что даже при таком раскладе каждый член трио свой выбор сделал с самого начала: у зрителя, понятное дело, гора с плеч. То ли от завуалированного бичевания семейных ценностей, то ли от неожиданной двойственности выводов, дающей оптимистам необходимую, как воздух, надежду, а пессимистам – повод позлорадствовать. Каждый здесь может вывести свою собственную мораль, например – научиться ставить пароль на свою электронную почту, а то дети в наше время столь же любопытные, сколь и продвинутые.
Александр Гофман