З/Л/О 2 (V/H/S/2)
2013, США, 96 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Саймон Баррет
В ролях: Келси Эбботт, Ханна Аль Рашид, Фахри Албар, Ока Антара
"Хай!... Хай!... Хаай!" - слышно из еле живого айфона. "...Майк, дурень, ты случайно набрал мне! В общем, люблю-целую, и с нетерпением жду дома, пока..." - продолжает надрываться динамик. Майк все внимательно выслушал, и вот уже вопль, нечто среднее между истерическим всхлипом непутевого койота из вселенной "Багса Банни" и истошным ором кота, которому прищемили... ну, вы поняли, исправно веселящий зрителя предыдущие пять минут, внезапно преисполняется душераздирающего отчаяния, сродни вою волка, чье семейство только что перебил нехороший браконьер. Проблеск разума в мертвом мозге, единственно верное решение... стоп! Забыл сказать, Майк у нас - зомби поневоле, посреди подобных ему собратьев по несчастью, но все это как бы понарошку, по ту сторону иллюзорной реальности - ведь это всего лишь видео на очередной кассете, хранившейся у загадочно пропавшего хозяина в его загадочном доме. Куда пустившись на его поиски, и забрел частный детектив с девицей, не дурак поснимать компрометирующую порнушку . Скажите, недалеко ушли от первого "V/H/S"? Смею возразить.
Ну да, первая новелла действительно напоминает нам о вышедшем меньше года назад малобюджетном хорроре, где в кои-то веки, набивший оскомину концепт додумались использовать с умом. То есть, снять этакое "Movie 43" (о котором собственно, лучше забыть), но не в рамках тошнотворно-пошлого юмора, а посреди вырванных из тела селезенок, сексуально закомплексованных гарпий, и видео-помех, расчленяющих в лесу несчастную молодежь. А в виде вишенки на вершине этого неравномерно промазанного (то и дело давала о себе знать неопытность тех, или иных занятых в проекте людей) пирога, была старая добрая ностальгия. А сопротивляться ей, как правило, видавший виды зритель не может, да и не хочет; причем то, что проскальзывало в первом фильме вскользь, вступило в законные права в сиквеле. Теперь в титре режиссеров-постановщиков можно увидеть... кого бы вы думали, творца незабвенного прошлогоднего "Рейда"; как результат, предпоследняя история, где опять-таки носятся неутомимые азиаты, настолько же сногсшибательна, насколько вялы первые полчаса.
Секрет успеха на самом-то деле, прост как никогда. По сути, все увиденное с легкостью можно разнести (пальнуть по мухе из базуки), ибо авторы, время от времени реализуя ту, или иную смелую идею, сразу же вязнут в до боли знакомых штампах, растиражируемой вдоль и поперек фабулы, некогда совершившей крошечную, но революцию, в умах впечатлительной аудитории. И перепады в динамике дают о себе знать, и большие проблемы с элементарной логикой. Что до обилия красных тонов в цветовой палитре... Крови здесь явно больше, чем секса. А следовало бы минимализировать разрыв, но вот какая штука: всю эту безумную вакханалию, способную вызвать у особенно предвзятого (а это, увы и ах, дети до 18 лет) зрителя практически фатальную эвтаназию, оправдывает такая нечаянная радость, что авторы, вот ведь какие молодцы, совсем без тормозов! Как какой-нибудь, чудесным образом размножающейся Ричард Келли, регулярно проделывающий то же самое с научной фантастикой. И вдруг от экрана, где прямиком из живота одной из центральных героинь, в самый разгар разбушевавшегося армаггеддона, бодро выскакивает жвачное парнокопытное, деловито расправляющее крылья, не оторваться.
Не потому, что наблюдать нарочито дешевые спецэффекты в 21 веке, во время бушующего повсюду техногенного разгула, особенно приятно, а в силу того простого обстоятельства, что как и всякая хорошая пародия, "V/H/S 2" заставляет не просто улыбнуться, но и несколько раз за полтора часа согнуться вдвое от безудержного хохота. Форменная для загоревшихся идеей энтузиастов энергия, порой фонтанирует отдельно от сюжета, но глядя на неожиданный «План 9 из открытого космоса», поданный как уцененное «Супер 8», все внутри тебя вопит об уважении к людям, чей труд, если уж рубить правду-матку, мало кто оценит. Очаровательное дуракакривляние, столь непопулярное и у нас, в Росси, даже в Америке с титаническим трудом отбивает микроскопический бюджет. Факт выхода в свет второй серии, уже и без того необъяснимое чудо, но честно, в такие моменты в голове возникает наглое желание в скором времени лицезреть какой-нибудь эпический финал трилогии, пересмотр которой в будущем, будет эквивалентен лихой поездке по американским горкам, в сидениях которых отсутствуют ремни безопасности. Заманчиво звучит, не правда ли?
Александр Гофман