ВНУТРИ ЛЬЮИНА ДЭВИСА (INSIDE LLEWYN DAVIS)
2012, США, Франция, 104 мин.
Жанр: драма, музыка
Режиссеры: Итан Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Оскар Айзек, Кэри Маллиган, Джастин Тимберлэйк, Итэн Филлипс
Льюин Дэвис, исполнитель фолк-музыки, выступающий соло, а по совместительству еще и композитор, кажется только и занимается протаскиванием самого себя в высшую лигу. Но путь через тернии к звездам оказывается чуть более тернистым, чем ему хотелось бы; его пластинка не то, чтобы плохо продается - о ней вообще никто не знает - у него нет собственного дома, финансы заунывно поют романсы, а ночует он в основном у друзей, периодически выступая в барах за скромный гонорар. Но все это меркнет, стоит узнать его главную проблему - временами он такой мудак, каких не отыскать на всем белом свете.
Братья Коэн, не смотря на постоянные эксперименты с фабулами, жанрами, актерским составом и интонациями, не смотря ни на что, узнаются с первых кадров - достаточно сказать, что у любого другого режиссера подобный сюжет мгновенно был бы превращен в надрывный гимн непризнанному гению. И что действительно забавно - кто-то его умудрился разглядеть его и здесь, не смотря на тот в общем-то, очевидный факт, что главный герой вовсе не конгениален материалу. Если здесь и есть гений, то только те двое, что отдавали команды на съемочной площадке. А Льюин по сути, неудачник, чьи неудачи во все времена были бы явлением вполне логичным, и не потому, что жизнь не справедлива, а потому, что Боб Дилан лучше. Мало в 50-ых бродило по Америке бродячих музыкантов, играющих фолк и мечтавших добиться славы? И история выдуманного певца, на самом деле, рассказывает не о таланте, зарытом в землю, а об обратной его стороне, когда еще чуть-чуть, и запахло бы большими деньгами (диалог с Ф. Мюрреем Абрахом ближе к финалу на эту тему исчерпывающе все расставляет на свои места).
И на первый взгляд, может показаться, что братья ни о чем таком, о чем бы мы не знали, не говорят, и здесь на помощь приходит форменная Коэновская ирония, не насмешка, но взгляд на унылую действительность с нервной ухмылкой человека, зажатого в угол вполне конкретными обстоятельствами. Вся соль кроется не в диалогах - отточенных, как обычно, до совершенства - а в ситуациях, в том искуплении, которое авторы готовы подарить своему герою; любовь к музыке дает ему не больше, чем привязанность к кинематографу - оголтелому зрителю, вынашиваемому собственные дерзкие планы, которые, разумеется, так и не воплотятся в жизнь. Можно сказать, что этот лейтмотив и делает картину блестящей трагикомедией, да и как еще рассказать о людях, немножко неверно скорректировавших собственную систему координат; фактически, эта мысль проносится рефреном по всему творчеству Коэнов, будь то история о непутевом техасском охотнике, или писателе, подселившемся в не тот отель.
Главным же попаданием в цель является малоизвестный до этого момента Оскар Айзек, отрастивший бороду и мастерски исполнивший все музыкальные номера - а из них состоит львиная доля всего действия - и значащий для восприятия куда больше, чем Тимберлейк, Маллиган, даже Гудмен, половину своей роли проспавший, половину - проковылявший до ближайшего сортира. В конце концов, не смотря на то, что в сущности Льюин никто иной, как спесивый, циничный и трахающий девушек своих друзей ублюдок, в самые пронзительные моменты по отношению к нему проникаешься если не сочувствием, то пониманием; на вряд ли даже худший кусок дерьма достоин того, чтобы ходить по начерченному им самим порочному кругу. Чтобы пройдя раз, получить по небритой морде от незнакомца; право, не стоит выходить на улицу по зову друзей в деловых костюмах. Они тебе не друзья - их у тебя просто нет.
Александр Гофман