Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Спасти мистера Бэнкса (Saving Mr. Banks), 2013
Автор: Е. Савкина, В. КолмаковДата: 03.02.2014 10:46
Разместил: Данил Вейдер
Комментарии: (0)

СПАСТИ МИСТЕРА БЭНКСА (SAVING MR. BANKS)
2013, США-Великобритания-Австралия, 125 мин.
Жанр: драма, история, биография
Режиссер: Джон Ли Хэнкок
В ролях: Эмма Томпсон, Том Хэнкс, Пол Джаматти, Джейсон Шварцман

МНЕНИЕ «ЗА»



Кто бы мог подумать, что история того, как персонаж Мэри Поппинс был перенесен со страниц книги на серебряный экран, может быть столь интересной. Как оказалось, дискуссионные отношения между Уолтом Диснеем и писательницей Памелой Треверс, предшествующие экранизации, станут основой одного из лучших фильмов 2013 года (для России - уже 2014-го).

Действие двухчасового фильма разворачивается параллельно: в австралийском Квинслэнде 1906 года и в 60-х годах XX века между Калифорнией и Лондоном. Две Вселенные, в одной из которых будущая писательница испытывает жизненные тяготы, в число которых входит и попытки спасения того самого «мистера Бэнкса», чье имя вынесено в название фильма. А в другой — она уже будучи в солидном возрасте, став знаменитой писательницей и весьма строптивой дамой, дает яростный отпор попыткам Уолта Диснея и его команды в процессе экранизации ее главного произведения — «Мэри Поппинс».

Параллельность двух историй, происходящих перед глазами зрителя, конечно, условна — по сути они одно целое. Памеле Треверс не удалось бы стать той, кто она есть, без тех тягот, что ей пришлось пережить. С каждой минутой Квинслэнд и Калифорния начнут все больше и больше сближаться, включив в качестве связующего звена не только сюжетное, но и эмоциональное соединение. Если в первой половине фильма режиссер все же больше уделял внимание комедийной истории, в которой с неуступчивой особой было не совладать целому отряду креативной команды студии «Дисней», то вот к концу все более и более становится понятно, почему же автору детских книг так важно, каким образом ее произведения будут экранизированы, и почему она так ревностно относится буквально к каждой детали написанного.

В фильме «Спасти мистера Бэнкса» перед зрителем простираются бескрайние австралийские степи, которые плавно переходят в синеву калифорнийского неба и сдержанные тона лондонских улиц. Здесь нет бесплотных метафор, и каждое сказанное слово имеет большой вес. Тут Джон Ли Хэнкок придерживается морали рассказываемой истории, и дублирует ее на свой фильм — никаких случайностей и безосновательности нет.

Нельзя не упомянуть о том, какие в фильме замечательные актеры. Великий Том Хэнкс, который всегда разный, но при этом остается собой. Умопомрачительная Эмма Томпсон — красивая женщина и великолепная актриса. Импозантный Колин Фаррелл в роли «мистера Бэнкса», очень аккуратный и стильный в своей игре. Потрясающий Пол Джаматти, что способен с блеском исполнить, кажется, абсолютно любую роль. И, конечно же, яркие и неподражаемые Джейсон Шварцман и Б.Дж. Новак, сыгравшие отличный композиторский дуэт, и продемонстрировавшие свои вокальные способности.

Даже в самой, казалось бы, веселой и легкомысленной истории должен быть глубинный смысл, без этого она ничто. «Спасти мистера Бэнкса» — это не какая-нибудь детская сказа, да и по большому счету это совсем не легкий жанр. История Памелы Треверс превращается из заявленной комедии о сильной и своевольной англичанке, диктовавшей свои условия не кому-нибудь, а самому богу индустрии развлечений Уолту Диснею, в настоящую драматическую повесть. В конце концов становится понятно, что непонимание между героями картины лишь внешнее, они прекрасно знают, что такое трудности и каким образом их можно преодолеть. Тяга к прекрасному и ваше воображение — вот рецепт борьбы с любыми невзгодами.

История о том, как был поставлен фильм «Мэри Поппинс» превратилась в нечто большее. Так ли на самом деле развивались события и насколько много авторы фильма добавили от себя, чтобы добиться нужного художественного драматизма — неизвестно. Да это и неважно. Главное, что нужно твердо уяснить из этй ленты, это то, что пусть Треверса Гоффа не удалось уберечь от печальной судьбы, зато мистер Бэнкс всегда останется в целости, он будет спасен.

Евгения Савкина

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»



В детстве Памела Трэверс была очень милой девочкой: бегала по австралийским полям, верила в чудеса и любила папу, который тоже бегал и тоже верил — особенно когда выпивал. Через примерно пятьдесят лет Трэверс — чопорная и неожиданно насквозь английская леди: восприятие мира без исключений колеблется между «отвратительно» и «чудовищно», обращение по имени запрещено, а родных от домашней тирании спасает только полное их отсутствие. Культовая детская книжка Памелы уже давно не продается, денег нет совсем, поэтому леди после двадцати лет отказов поддается уговорам из-за океана и летит в Голливуд к Уолту Диснею почитать сценарий предстоящей экранизации своей сказки — с твердым намерением тут же вернуться обратно: этот Дисней — противный американец с шилом в заднице, хочет вставить в фильм мультики, да и вообще неправильно понимает суть книги — как, впрочем, и все остальные живые люди.

В реальной истории многолетних переговоров Трэверс и Диснея страстей было больше, чем в любой из несметного числа трагедий того же рода с участием Кубрика (просто у Стэнли, в отличие от Уолта, разговор с сочинителями всегда если и был, то короткий), а готовых смыслов для потомков — сколько угодно: начиная с извечного конфликта автора и интерпретатора, как известно, особенно остро встающего, когда второй либо в большинстве, либо кинематографист, либо все сразу, и заканчивая наблюдением, как хитро порой человек прячет собственное детство во взрослой жизни. Но — тут впору разделить устойчивую ненависть английской писательницы — после обработки народными умельцами из детской киностудии «Дисней» (режиссера фильма зовут Джон Хэнкок, дальше неважно) любая история почти без вариантов становится патологически милым семейным блокбастером для всей семьи.

А дальше все как водится. Настоящая Трэверс — на минуточку, оккультистка и бисексуалка — превратилась в карикатурную англичанку с детскими комплексами — что-то среднее между Маргарет Тэтчер и Эбенезером Скруджем, еще и с запоздалым духовным становлением по типу последнего. Настоящий Дисней низведен до уровня не в меру уважительного дагерротипа: он перманентно дружелюбен, остроумен и бескорыстен, презирает ложные формальности, сильнее всего на свете любит детей и Микки-Мауса, всегда улыбается и страшно стесняется, если его застают за курением сигареты (в принципе, объяснимо: КВН-щики с такой же интонацией обычно шутят про А.В. Маслякова). Главный катализатор магистральной для сюжета нравственной переоценки ценностей героини, тем не менее, не Уолт, а неунывающий водитель лимузина с несчастными глазами и дочерью-инвалидом. Актеры в разной степени блистательны, но у этих давно есть соответствующий пункт в контрактах. По пути много поют болезненно знакомые песенки. В финале полагается плакать. Последний кадр — голубое небо.

Параллельно с благостными шестидесятыми идут флэшбеки в нулевые того же века, которые призваны объяснить, почему Трэверс так упорно не хочет видеть по своей книге ни мюзикл, ни мультик с пингвинами: она писала про тяжело больного папу, а тут два еврея противными голосами распевают будущие хиты в слишком мажоре — так вот бессердечное искусство лакирует действительность (Памела, впрочем, сама виновата). Все верно, но ирония в том, что глянец самих флэшбеков бликует гораздо сильнее, чем способен любой из нарисованных пингвинов. В построенном здесь мире никому никогда по-настоящему не грустно, не страшно и не больно. Трэверс успевает, подбадривая того самого водителя, сравнить жизнь в инвалидной коляске с синдромом дефицита внимания, а в числе самых трогательных по задумке сцен — девочка подкладывает мертвецу бутылку виски. Одна из сценаристок «Спасти мистера Бэнкса» сейчас занимается адаптацией для кино домохозяйкиного бестселлера «50 оттенков серого», и, кажется, предстоящую экранизацию можно заново заранее полюбить: после обработки детской киностудией «Дисней» любой человек почти без вариантов становится патологическим циником — даже большим, чем имевший ранее виды на ту же книгу Брет Истон Эллис.

Влад Колмаков
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 365 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio