Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Анимация / Ежик в тумане
Автор: Алина ЕрмолаеваДата: 09.08.2010 16:32
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО,
ИЛИ
САМЫЙ СТРАННЫЙ (МУЛЬТ-)ФИЛЬМ

ЕЖИК В ТУМАНЕ
1975, СССР, 10 мин.
Режиссер: Юрий Норштейн


«По вечерам Ежик ходил к Медвежонку в гости.
Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо.
Оно висело над крышей — прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звезды Медвежонка, а слева — Ежика…»
«Ежик в тумане»


Быть может вам приходилось когда-нибудь ловить себя на мысли о том, что вы понятия не имеете, что происходит, но это, тем не менее, вам безумно нравится? Если нет, то вашему непробиваемому рационализму остается лишь позавидовать (посочувствовать), а если да, то вы, возможно, принадлежите к тому самому исконно-русскому типу людей, которые всегда с радостью готовы положиться «на авось» и находят ни с чем не сравнимое удовольствие в весьма странных на первый взгляд мелочах. Например, в бесцельном блуждании посреди леса в густой дымке осеннего вечера, словно заблудившийся ежик в тумане. Тот самый Ежик, который еще в далеком 75 году отправился в гости к другу Медвежонку, чтобы попить чай с малиновым вареньем, а затем, аккуратно поделив небо пополам, считать звезды…

Если задуматься, то мультипликационная лента «Ежик в тумане» - это наше национальное все – психология и даже, если хотите, философия. Мультфильм, который, по мнению многих, является едва ли не самым странным из того, что удалось создать за всю историю отечественной мультипликации, оказался одновременно тем самым произведением искусства на века, интерес к которому с годами не исчез, а наоборот лишь преумножился. Поразительно, но отправившись на поиски информации по всемирной паутине, удивляешься тому количеству статей и просто зрительских отзывов (и даже мини-исследований), которые ему посвящены. Кроме того, у маленького десятиминутного «Ежика» немало всевозможных званий-регалий и наград на международных конкурсах и фестивалях, и в то же время далеко не каждый житель России может с уверенностью сказать, что действительно понимает этот мультфильм, не говоря уже о том, что просто любит его.

История о Ежике, думаю, известна каждому на постсоветском пространстве. Сюжет ее не отличается особой увлекательностью, цветовая палитра на многих действует крайне удручающе (все оттенки коричневого, желтовато-серого, ржавого). Диалоги, вернее их фактическое отсутствие, в совокупности с довольно странным поведением героя, в какой-то степени позволяют говорить о принадлежности этой анимационной ленты к немассовому кино-искусству, однако любители артхауса опять же не видят в нем ничего «этакого» и, пожав плечами, замечают: «Странный он, этот ежик…». Впрочем, для кого странный, а для кого самый что ни на есть понятный.

Так, психологи предлагают именно по реакции на этот мультфильм судить о характере и мироощущении ребенка. Если во время просмотра дитя нервничает, испытывает страх и слишком переживает за героев, то это, по мнению врачей, служит свидетельством того, что ребенок психически нестабилен, чрезвычайно раним и является типичным меланхоликом. Если же ребенок спокоен, то это указывает на то, что он уравновешен и прекрасно адаптируется к происходящему в реальности.

Интересно другое, большинство детей среднего школьного возраста уже не могут воспринимать этот мультфильм адекватно. Он хорошо идет у дошколят, либо у тех, кто уже распрощался со школьной скамьей – однако воспринимается различными возрастными группами совершенно по-разному. Для детей – это добрая сказка о том, как Ежик шел в гости к другу и, преодолевая ряд препятствий, порой действительно страшных и опасных, он достигает своей цели. Выходит что история действительно весьма поучительная и простая. Взрослые же, активно пытающиеся наделить ее десятком скрытых смыслов, и подростки, пытающиеся высмеять и опошлить все вокруг, имеют на сей счет совершенно иное мнение.

Несмотря на то, что на вопрос «является ли «Ежик в тумане» Самым Лучшим Мультфильмом?» далеко не каждый россиянин ответит положительно, он все же был назван таковым на «Мультипликационном фестивале Лапута», проходившем в Токио в 2003 году. Японцы провели опрос среди ста сорока мультипликаторов и кинокритиков из разных стран и составили список 150 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. Интересно и то, что в топ лучших помимо «Ежика» попали еще пять работ Норштейна, в том числе и его знаменитая «Сказка сказок», оказавшаяся на втором месте. Это, разумеется, очень приятно, особенно если учесть, что японцы в анимации знают толк.

Вот список «наших» мультфильмов, также вошедших в топ:

1. «Ежик в тумане» Юрия Норштейна
2. «Сказка сказок» Юрия Норштейна
17. «Снежная королева» Льва Атаманова
42. «Чебурашка» Романа Качанова
45. «Старик и море» Александра Петрова
52. «Цапля и Журавль» Юрия Норштейна
65. «Жил-был пес» Эдуарда Назарова
70. «Лиса и заяц» Юрия Норштейна
81. «Спокойной ночи, малыши» Юрия Норштейна
92. «Шинель» (2 части) Юрия Норштейна
99. «Варежка» Романа Качанова
101. «Корова» Александра Петрова
149. «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука


«А интересно, — подумал Ежик, — если Лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?»


Традиционно существует три точки зрения на этот мультфильм и соответственно на то, что происходит в нем.
1) перед вами философское приключение в глубины подсознания;
2) нечто сродни бреду сумасшедшего/алкоголика/наркомана (нужное подчеркнуть)
3) это просто мультфильм

В зависимости от того, какого именно мнения вы придерживаетесь, и будет зависеть зрительское восприятие действия. Первая, распространенная среди любителей покопаться в художественных произведениях, и зачастую находящих в них то, чего там на самом деле нет и быть не могло. Вторая точка зрения более популярна в наше время, напрямую связанная с этим циничным веком и вездесущей иронией. Третья, пожалуй, самая адекватная и вменяемая – «Ежик в тумане» это просто история о Ежике, заблудившемся в тумане, ничего более. Просто мультфильм, экранизация чудесной сказки Сергея Козлова.

Но вот тут как раз и возникает загвоздка, самая важная и спорная. Сколько в ленте осталось непосредственно от сказки? Сергей Козлов, ушедший в мир иной в январе этого года в возрасте 70 лет, был талантливейшим человеком: писал чудесные детские сказки, а так же сценарии к мультфильмам. Перечислю лишь некоторые мультфильмы, снятые по мотивам его сказок и вам все станет ясно: «Как львенок и черепаха пели песню», «Трям! Здравствуйте» - вот оно, наше счастливое детство. Тем, кому данные названия не скажут ровным счетом ничего (увы, в эпоху практически безраздельного властвования Пиксар и Дримворкс и такое возможно) сообщаю, что это истории, на которых выросло не одно поколение детей. Но вернемся к «Ежику». Небольшая сказка о его приключениях в тумане входит в сборник «Осенняя песня травы», героями которого как раз и являются помимо известных нам Ежика и Медвежонка, Заяц и другие жители леса. Легкость и безмятежность повествования успокаивают и взрослых и детей. Удивительно тонко подмечены детали, в каждой строчке ощущается любовь к окружающему миру, а главное, как просто и верно ему удается объяснить сложные понятия и чувства – все это выгодно выделяет сказки Козлова. Однако, читая сценарий, написанный Козловым для мультфильма, понимаешь, что это уже что-то другое, совсем другое. Исчезла куда-то безмятежность и простота, словно изменился весь мир героя. И не знаешь, хорошо это или плохо. Быть может, если бы Норштейн, снимая, оставил все как есть и сделал сказку красочной и более радостной, мы бы и не вспоминали ее сейчас. Но с другой стороны, судя по отзывам, его творению удалось в конечном итоге напугать не мало впечатлительных и ранимых детей.

Норштейн, ныне кавалер Ордена Восходящего Солнца, снял свою сказку, своего «Ежика». Кажется, что он наделил своего героя беспокойством, которого он до этого был лишен. Если сказка в какой-то степени воспевает жизнь, то мультфильм больше похож на своеобразное заигрывание с миром потусторонним. Многие увидели в самом путешествии Ежика завуалированный переход в загробный мир – падение в реку как фактическая смерть, а затем возрождение. Другие в свою очередь разобрали мультфильм по образам и каждый наделили символическим значением: филин – хаос, река – время, лошадь – свет. Тогда получается, что некто невидимый  это Бог, спасающий Ежика и дарующий ему жизнь. Такому толкованию способствует и сама форма мультфильма, цветовая гамма, внешний вид персонажей. Среди исследователей есть и такие, кто увидел в нем параллели и заимствования из «Соляриса» Тарковского, вышедшего тремя годами ранее, в котором тоже есть сцена, где герой блуждает в тумане и видит лошадь.

И наконец, образ Ежика очень похож на символ заблудшей души, которой помогают высшие силы. Маленький, потерянный, пугающийся шороха листьев и уханья филина, Ежик медленно, но уверенно продвигается к своей цели – своеобразный бунт маленького существа против враждебного ему окружающего мира, в конце концов, заканчивающийся его победой. Разумеется, все это лишено под собой какой-то научной основы, все строится на догадках, однако если задуматься, то что-то в этом все-таки есть. Страх перед одиночеством, неизведанным и одновременное желание познать это – так свойственны людям. Однако кроме дилетантских исследований есть и вполне серьезные. Так, например, в учебном пособии "Социология трансграничности" есть глава, посвященная этой работе Норштейна: "Трансграничность в символике образов по м/ф "Ежик в тумане".

«— Хе-хе-хе-хе-хе! — обрадовался Ежик … как вдруг из тумана, как из форточки, снова выскочил Филин.
— Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу!.. — закричал он.
«Псих», — подумал Ежик».


Современный взгляд на Ежика иной. Туман – это наркотический дурман, состояние героя – белая горячка, лошадь – типичный глюк, можжевеловые веточки – местный галлюциноген. Тогда мультфильм тут же теряет все серьезность, загадочность, поэтичность и становится более похож на бред сумасшедшего. Нервный Ежик, пугающийся уханья филина и падающего листа, давно стал предметом всевозможных фольклорных задумок, достаточно часто встречающихся на просторах интернета.

Так же рассматривают и взаимоотношения между Ежиком и Медвежонком, где Медвежонок обычно выступает как бездушный эксплуататор, чьим единственным эгоистическим чувством является желание не пить чай в одиночестве. К тому же, как мы помним, Ежик шел к нему не с пустыми руками, а с узелком с вареньем (потерянным и вновь приобретенным по дороге). Помимо «веселых картинок» на тему мультфильма существуют и анекдоты, и импровизированные трейлеры фильмов ужаса по мотивам, однако все это по большому счету говорит лишь об одном – о неугасающем с годами интересе. К слову, не так давно в Киеве открыли памятник Ежику. Он сидит на пеньке и держит в руках узелок с вареньем. Самое забавное, что памятник этот носит название «Лошадка» в честь той самой лошади, о судьбе которой так тревожился сам Ежик: «Как она там, в тумане?..»

Но что бы не выдумал извращенный мозг взрослого человека, «Ежик в тумане» это просто мультфильм. Мультфильм, нарисованный вручную, с использованием достаточно непростой техники. К примеру, вот как создавали эффект тумана – на белый фон помещалась фигурка Ежика, сверху – калька. Изображение проецировали на экран и при этом кальку приподнимали, тем самым регулируя интенсивность, густоту тумана. По одной из версий прототипом создания экранного ежика послужила писательница Людмила Петрушевская, и хотя некоторое «сходство» в чертах ее лица с ежиком найти можно, сам Норштейн утверждает, что это миф. Любопытно и то, что Ежик говорит голосом Марии Виноградовой, до этого дублировавшей саму Одри Хепберн, а также озвучивавшей дядю Федора из Простоквашино. Этот голос идеально лег на общую картинку, так что представить что-то иное уже сложно.


Эта трогательная и по-своему красивая история, лишенная ярких красок и зрелищного действия подкупает своей безыскусностью и простотой. Бытует мнение, что если любимым мультфильмом ребенка станет этот, то из него вырастет тонко чувствующий человек. Разумеется, это лишь мнение, но доля истины все же в нем есть. Однако сейчас все труднее представить себе детей, которые отдадут предпочтение простому и безыскусному Ежику, если придется выбирать из всего того многообразия западной анимации.

Но что же случится, когда некому будет входить и выходить из тумана? Когда анимационные леса будут населять лишь ужасные огры и странные принцессы, от пения которых бедных птичек будет разрывать на кусочки, а также безумная саблезубая белка, носящаяся по экрану со своим бесценным орехом? Что станет, когда анимация перестанет удивлять, а будет лишь веселить? Туман рассеется, и перед нами возникнет серая и унылая реальность. Никто не будет считать звезды, те самые, никто не станет задумываться, что это кому-нибудь нужно. Останется пустота и приторно-сладкие хлопья попкорна. Маленького колючего Ежика выбросят на помойку истории. Сказка закончится.

«Ежик в тумане». Награды:
I премия на IX Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе, 1976 г.
«Гран-при» Большая золотая медаль на Х МКФ для детей и юношества, Тегеран, 1977 г.
Премия Лондонского фестиваля (фильм признан «выдающимся фильмом года»), 1977 г.
«Серебряный бумеранг» на МКФ в Сиднее (Австралия), 1978 г.
Приз за лучший короткометражный фильм для детей в Хихоне (Испания), 1977 г.
Третий приз «Бронзовый Хьюго» на МКФ в Чикаго (США), 1978 г.
I премия на МКФ в Эшпиньо (Португалия), 1978 г.
Государственная премия СССР, 1979 г.
В Токио на международном опросе кинокритиков и
режиссёров признан лучшим фильмом в мультипликации, 2003 г.


Алина Ермолаева
Нравится
Похожие страницы:
В тумане, 2012
Девушка в тумане
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 374 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio