ДЕВУШКА В ТУМАНЕ (LA RAGAZZA NELLA NEBBIA)
2017, Италия-Франция-Германия, 128 мин.
Жанр: детектив, триллер
Режиссёр: Донато Карризи
В ролях: Тони Сервилло, Алессио Бони, Галатеа Ранци, Лоренцо Рикельми, Жан Рено
Незадолго до Рождества молодая девушка Анна Лу бесследно пропадает в своём родном городке посреди итальянских Альп (городок такой маленький, что в фильме предстаёт преимущественно в виде макета). На местные улочки часто опускается туман, делая ситуацию ещё более зловещей, и на эти же улочки прибывает известный итальянский следователь Фогель (Тони Сервилло) в чёрном пальто и с воодушевляющими речами. У Фогеля за годы службы выработался интересный способ распутывать дела – он привлекает прессу и устраивает настоящий спектакль в СМИ (по сюжету у него уже есть как минимум одно законченное дело, в ходе которого виновный был посажен благодаря журналистам). Быстро, правда, оказывается, что Фогель, скорее, рекламирует себя, чем ищет пропавшую, в смерти которой почти уверен уже к началу расследования; ещё больше сумятицы в оценку характера полицейского вносит начало фильма, скакнувшее чуть вперед, когда Фогеля задерживают после аварии с потерей памяти и пятнами чужой крови на рубашке. Чтобы прояснить подробности, служителя закона направляют на сеанс к психиатру Аугусто Флоресу (Жан Рено), где он и рассказывает о деле Анны Лу. В деле сошлось многое, включая местную ортодоксальную общину и таинственные убийства тридцатилетней давности, но кто бы мог подумать, каким важным окажется то, что Анна – рыжая.
Донато Карризи, современный итальянский автор (и, судя по всему, большой любитель фильма «Сочувствие господину Месть»), в 2015 году выпустил детектив, разошедшийся миллионным тиражом, и, недолго думая, сам же взялся за экранизацию. В Италии так действительно можно, продюсеры там, к счастью или сожалению, пока не научились отстранять автора книги от её коммерческого воплощения. Впрочем, при всём желании фильм нельзя обвинить в каких-то авторских излишках, Донато взял и сумел рационально подойти к переносу собственного детища на экран, потому что, по собственному признанию, для того его и написал (что, скорее, отталкивает, нежели восхищает), и снял в меру ретроградный триллер, съедаемый собственными же неожиданными поворотами. Последний из них точно был лишним, к примеру. Зато отлично получилось совместить две сюжетные линии и двух главных по сути героев (второго, к слову, играет вовсе не Жан Рено). К тому же, кто из нас не тает, когда интеллигентный злодей начинает невольно цитировать «Крепкого орешка»?
Пожалуй, большинство тех, кто пишет современные детективы, давно смекнули: жанр перетёк в плоскость стиля из плоскости загадки, в атмосферу из сюжета, в то, в каком сеттинге ищут убийцу из самого поиска. Когда-то примерно так родился нуар, и сегодня форма снова задавила содержание (это не упрёк, поскольку содержанием было лишь умение получше спрятать твист). И не так важно теперь, пусть убийцей будет садовник, но если это садовник на каком-то европейском севере (на севере Италии, в Швеции), или убийца садовник, но сам фильм вовсе не про убийство, а про личную ответственность и проблему самосуда, из этого можно будет выжать что-то привлекательное, что-то, что не получится просто обвинить в предсказуемости.
Кажется, что именно с этим упорно не хотел соглашаться Донато Карризи, закручивая свой сюжет до неприличия, пытаясь удивлять (и, надо сказать, не всегда безуспешно) везде, где для этого открывалась возможность, да и где не открывалась, тоже. Он как бы показывал, что может сделать хороший журналистский северный сеттинг для своего детектива, но не забудет и про сам детектив, не станет нарекать убийцей садовника. И у Донато, пожалуй, действительно получилось снять детектив не совсем так, как детективы принято снимать сегодня. Беда в том, что снять получилось так, как снимали вчера.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 25 января