Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Пипец (Kick-Ass), 2010
Автор: Елистратов, МинасовДата: 19.08.2010 12:06
Разместил: Егор Пичугов
Комментарии: (0)

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Пипец (Kick-Ass)

Жанр: боевик, комедия, драма
2010, США, Великобритания 117 мин.
Режиссер: Мэттью Вон
В ролях: Аарон Джонсон, Хлоя Моретц, Николас Кейдж, Марк Стронг, Кристофер Минц-Плассе

ОЦЕНКА: 4,5

Гордый обладатель званий «Властелин правой руки», «Мистер Сексуальная Самодостаточность» и «Почетный потребитель одноразовых салфеток» Дейв Лизевски в отличие от подобных себе сверстников страдал не только от дефицита внимания барышень и пожизненной прописки в приближенной к плинтусу касте, но и от существования в мире некоторых монументальных несправедливостей: беззащитности слабых, безнаказанности сильных и холодной непричастности всех остальных. Оставив в руках знакомых гопников очередной "славный улов", Дейв в один знаменательный для себя день решил отправиться на улицы бороться с преступностью в костюме водолаза. К несчастью у этой великой идеи имелся небольшой изъян: Дейв остался Дейвом, и руки у него все также были заточены преимущественно под х*й.

Жанр "экранизация комикса", как и любая не в меру успешная тенденция, уже успел пережить все основные стадии своего существования: первые удачи, золотой век, перенасыщение, упадок, клиническая смерть (где-то на "Женщине-кошке" это случилось) и обязательное возрождение. Финальная стадия, как водится, оказалась самой интересной для стороннего наблюдателя. Последние несколько лет вокруг умирающего больного суетились специалисты всех мастей: Кристофер Нолан боролся с симптомами общей несерьезности и процветающего идиотизма припарками мрачности и реалистичности, Зак Снайдер делал внутривенные инъекции тяжелого постмодернизма (которые перенесли, увы, далеко не все), а Джон Фавро тем временем на простых примерах всем объяснял, что с больным в сущности все в порядке – просто подпускать к нему нужно людей без мусора в голове.

Как раз таким человеком для экранизации шокирующего комикса Марка Миллара и стал Мэттью Вон, продюсер всех двух культовых фильмов Гая Ричи, режиссер неснятого самим мэтром третьего ("Слоеный Торт"), великолепной "Звездной Пыли", и, наконец, просто человек, которому кофе в постель приносит Клаудия Шиффер. Впрочем, предыдущие успехи Мэттью не сделали его работу над "Пипцом" проще - стоящие в одном предложении сценария слова "маленькая девочка" и "выпустила кишки" неизменно оборачивались для режиссера оглушительно захлопывающимися перед носом дверями студий, а вместе с ними - и возможностями приступить к съемкам.

В итоге Мистер Шиффер, убежденный в успехе своей затеи, поскреб по сусекам своих знакомых и собрал необходимый бюджет, тем самым убрав из уравнения даже минимальную для себя творческую ограниченность, а необходимую студийную поддержку получил уже на финальной стадии съемок, когда все важные решения были уже приняты и воплощены в жизнь. Именно поэтому независимый фильм "Пипец", снятый за мэйнстримовые деньги, стал настоящей киноиндустриальной редкостью.

Созданный в таких вот контрастных условиях, фильм, собственно, на контрастах целиком и полностью держится, балансируя на зыбкой грани между дурновкусием и бессмысленностью и не сваливаясь при этом ни в первое, ни во второе. Для начала одна лишь цельность истории, сочетающей в себе прозаичную линию подросткового становления и зрелищную месть ненормальной социальной ячейки отдельно взятому криминальному авторитету, – это уже впечатляющее достижение. Но Мэттью Вону и этого не достаточно, он в игривой манере то и дело переключает режиссерскую ручку из режима "драма" (заставляя то вздрогнуть, то затаить дыхание, то при желании – пустить слезу) в режим "стеб" (настолько черный, насколько вообще позволяет суровый возрастной рейтинг фильма), и обратно. При этом ни в одном из направлений "Пипец" не работает вхолостую.

Такой же двоякий подход здесь и к программному вопросу супергероизма. С одной стороны цитаты, упоминания, перефразирования и прочие знаки уважения к канонам жанра, с другой – неприкрытая поддержка идей Алана Мура о том, что у тех, кто способен напялить на себя трико и отправиться спасать нуждающихся, явно не все в порядке с головой.

Самый сильный диссонанс (а у моралистов и воообще нечто сродни анафилактическому шоку) вызывает наличие на экране кровожадной 11-летней девочки, страшно ругающейся матом и выделывающей такие кульбиты, которых бы не постеснялся и сам Джон Ву. При этом талантливая 13-летняя актриса Хлоя Моретц, исполнившая роль этой маленькой фиолетовой бестии, не сможет посмотреть на свою работу еще как минимум пять лет – ей просто пока рано такое видеть.

Во многом эта вопиющая всесторонняя запретность, о которой не так давно на примере романа "Над пропастью во ржи" высказались создатели "Южного Парка", и делает "Пипец" таким привлекательным. Это ощущение сродни подглядыванию в замочную скважину. С одной стороны стыдно получать от этого всего удовольствие, а с другой стороны – подвиньтесь. Создатели еще не остывшего "Зомбиленда" пытались соорудить нечто подобное на стыке жанров, но им не хватило элементарной смелости. Там где "Зомбиленд" еще только мечтал "погладить девушку по волосам", "Пипец" уже решительно кладет обе руки на грудь.

Вадим Елистратов



ЛАТЕКС НЕ РЕЗИНОВЫЙ


Самый обыденный американский школьник в очках и с портфелем, Дейв Лизевски, которого играет плохо загримированный под обыденного американского школьника Аарон Джонсон, занят всеми сопутствующими пубертатности вещами, в том числе и строго этнической – чтением комиксов. Однажды, частично из сублимации мщения аневризме, частично из желания нравиться девочкам, он, по-гамлетовски размахивая коктейлем, вслух задается вопросом, почему же никто не мечтает стать супергероем (не самое состоятельное наблюдение, кажется), после чего заказывает себе посылкой зеленый костюм, сидящий также эффектно, как первое, докомпьютерное, одеяние Питера Паркера. В таком виде Дейв сразу получает ножевое ранение от парочки хулиганов (пытался помешать тем угнать Крайслер) и оказывается издевательски сбит другим Крайслером (пытался перейти дорогу), вследствие чего все же приобретает сверхспособность – удаленные нервные окончания – и, что важнее, нешуточную популярность на Youtube. Его замечают более квалифицированные борцы с преступностью, которых, по понятным причинам, лучше не называть героическими псевдонимами, дарованными в дубляже, поэтому просто папа Деймон (Кейдж) и дочка Минди (Моретц), а вместе с ними фактурный наркоторговец Фрэнк (Стронг), подозревающий новоявленного супергероя в неудачах своего бизнеса. Пару раз проглядывает линия тотального и, порой, летального подражания подростковой общественностью людям в масках, но в целом остается за кадром, а Дейв, как основу доброй половины фильма, крутит любовь с популярной школьной красавицей Кейти (Фонсека).

Что примечательно, на фронте развенчания образа супергероя держат атаку в основном британцы (пусть и работающие на Marvel), а авторы из США, страны, лучшие пародии на которую, казалось бы, всегда были родом из нее самой, продолжают упорно верить в латексный миф (хотя мы-то знаем, что по-настоящему всех радует только железный костюм Старка) и крутят пальцем у виска при виде любого сомневающегося. Из «Kick-Ass» получился, на самом деле, вполне такой «Зомбилэнд», только не на почве трупного апокалипсиса, а грубо насмехающийся над другим жанровым либидо Америки – влечением к бытности знаменитым, сильным и честным человеком не путем упорного труда, а в результате случайного происшествия или генных особенностей. Структура геройского комикса, по сути, антитеза американской мечты, и насколько плотно последняя засела в капиталистических головах, настолько же плотно, судя по всему, первая прижалась в наивных сердцах. Поэтому и комикс Миллара (в меньшей степени) и фильм Вона (в большей), так или иначе, съезжают с пародийности, еще раньше – с деконструктивности – и превращаются практически во все то же самое, что мы привыкли видеть на заданную тему, только с кровью.

В качестве намека на плодовитую продюсерскую деятельность Мэттью Вона – пуск в расход нескольких актеров из творчества Гая Ричи; дуализм популярности и славы супергероя в маске находит свое выражение в разнице количества друзей на Facebook. Наверное, лучший эпизод – когда Деймон добродушно стреляет в дочку – давно полувирусно выкладывали, смонтированным без лишних фраз про куколку, и смотрелся он тогда чертовски круто, а внутри фильма – как отражение всего зрелища – уже не так хулигански и почти трогательно. Тем смешнее, что одна из сцен с Минди снята с надрывом, ну, пожалуй, «Никиты» Бессона (учитывая некие параллели парочки убийц еще и с «Леоном» совершенно неправомерный гибрид). Саундрек, от Prodigy и вплоть до Морриконе из «На несколько долларов больше», слишком не конкретизированный, такой же гибридный и намешанный, просто прикольный, но, уверен, знатоки уже во всю кричат заветное «китч!».

Ожидаемый, в общем-то, вывод: «Kick-Ass» – прямолинейная рефлексия, которую очень хочется сдвинуть по временной оси лет на двадцать назад, чтобы она состоялась в своем истинном качестве: инфантильного дополнения к политической и идеологической напыщенности талантливого произведения Алана Мура про синего сверхчеловека и его друзей. Если бы «Хранители» ознаменовали крах мифа и комикс-культуры, на нем единственно держащейся, а не только намекнули (хотя, казалось бы, какие намеки при их форме), низвергнули, как приписывают, наивность жанра вместо создания фриковой суб-культуры, тогда бы похождения доброго паренька в маске, не умеющего ничего особенного и потому получающего по морде, были бы закономерностью, а не новым веянием. А мы бы с вами никогда не потеряли Сэма Рэйми.

Антон Минасов
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 64 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio