ТАЙНЫ, БАНДИТЫ И ОДИН ДЫМЯЩИЙ СЫЩИК
ШЕРЛОК ХОЛМС (SHERLOCK HOLMES)
Жанр: детектив, комедия, боевик
2009, Германия-США, 145 мин.
Режиссер: Гай Ричи
В ролях: Роберт Дауни мл., Джуд Лоу, Рэйчел МакАдамс, Марк Стронг, Роберт Мэйллет, Эдди Марсан, Келли Райлли и др.
ОЦЕНКА: 4
Выламывая по ходу дела чужие коленные суставы и мгновенно расставляя медицинские диагнозы великовозрастным лондонским сатанистам, сыщик Холмс (Дауни) отважно спасает женщину в белом от ритуала с летальным исходом и передает в руки опоздавшей полиции лорда Блэквуда (Стронг), которого в скором времени вешают за черную магию и убийства. Холмс, правда, склоняется только в общих аспектах - что, например, современный «Шерлок Холмс», понятно, скорее комикс, нежели детектив, пусть и конандойловский, - но и в более важном, с учетом достаточно прочно засевшего в зрительской голове эмпирического знания стилистики режиссера, умении талантливо построить эпизод. Причина, видимо, в сценаристах, которые у Ричи до сего если и были, то играли роль второго пилота, а теперь из кабины вдруг выставили его самого. Среди авторов нашелся даже бывший продюсер «Гарри Поттера», и это, знаете, и мысли, что все так просто не кончится, и тащит с собой верного друга и помощника Ватсона (Лоу) разворачивать могилы, драться с британскими хулиганами или французскими громилами и раскрывать заговор против Империи. Ватсон время от времени норовит сбежать к невесте Мэри (Райлли) и учтиво говорит с Холмсом о переезде - тот аккуратно интересуется, не обручились ли они; к самому Холмсу периодически заглядывает «эта женщина» и, разумеется, преступница - Ирэн Адлер (МакАдамс).
Гай Ричи как-то чересчур прозаично ассимилировался в своем первом же голливудском проекте, и это заметно не чувствуется. Главный герой тут появляется даже наглее, чем Джек Воробей в свое время, слишком по-американски смотря вроде бы мимо камеры, но на деле понятно ведь, что бесстыдно долго позируя перед ней; ловкие попытки идентифицировать личность женщины дедуктивным методом заканчивается классическим напитком в лицо, а столкновение с бандой злодеев, серьезно, не забавными случайностями наподобие обкуренной девки с пулеметом, а самой обычной постановочной дракой, и так несколько раз, т.е. какой-то оригинальности по прошествии примерно половины ленты не ждешь уже вообще. Англичанин больше не хулиганит, почти не шутит, даже не пытается умничать, как в «Револьвере»; он не стал вытаскивать азартную грязную подноготную Лондона, лишь осторожно закинул на пару минут кулачный бой а-ля «Snatch», не тасовал мафиозные войны и аутентичные бандитские распри, быстро забыл о своем киношном цинизме. Человек просто и со знанием дела неукоснительно снимал легкий веселый блокбастер по мотивам (сиквел, судя по всему, будет и, судя по всему, не без Брэда Питта), и для ниши он, разумеется, более чем показателен, но за Ричи даже обидно как-то. И еще развязка эта невероятная, которую хочется, конечно, считать стилизованным стебом, но на самом деле для этого режиссера нужно очень уважать.
Впрочем, если абстрагироваться, «Шерлок Холмс» как минимум чертовски мил, самая частая и единственная, кажется, шутка про дуэт Лоу и Дауни - они не геи, просто англичане - исчерпывает целую сюжетную линию, причем более интересную, нежели фантасмагорическая интрига про заговоры и фальшивую мистику. Лоу неожиданно убедителен в роли человека военного (сама служба за кадром, разумеется, но осанку и взгляд он держит) и практически женатого, с учетом того, что почти с таким же выражением лица он лет пять назад с Клайвом Оуэном сексом по интернету занимался, ну или вот в «Сыщике» недавно предавался, а теперь вместе с Дауни играет в настоящую мужскую дружбу. В общем, не увидишь - не поверишь, что справился. Сам Роберт хороший, только странно, что в его внешности вдруг появился почему-то португальский оттенок (на постерах особенно заметно) именно в этой роли, а так весьма меткое попадание в образ чрезвычайно догадливого и смышленого сыщика, который, на самом деле, до того инфантилен и незадачлив, что на свой талант будто со стороны смотрит и пользуется им так же, как зонтом во время дождя.
Антон Минасов
ЕСТЬ МНЕНИЕ...
Роберт Дауни джуниор, конечно душка, на счет Джуда Лоу вообще промолчу... но при чем тут Шерлок Холмс? Любителям книг Конан Дойля и ценителям классики подобная лента как удар ножом по сердцу. Нельзя же из всего делать просто циничное, безвкусное и бездумное киноразвлечение. В сценаристах значатся аж 4 человека, не считая бедняги Дойла, от которого взяли лишь персонажей. Неужели нельзя было придумать что-то достойное, атмосферное, стильное?
Маша Корягина