ЗРИТЕЛЬ И ДАРЫ ПРОДЮСЕРОВ
ГАРРИ ПОТТЕР И ДАРЫ СМЕРТИ: ЧАСТЬ 1 (HARRY POTTER AND DEATHLY HALLOWS: PART 1)
Жанр: фэнтези-квест
2010, США-Великобритания, 146 мин.
Режиссер: Дэвид Йэтс
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Том Фелтон, Бонни Райт, Алан Рикман, Рэйф Файнс, Хелена Бонем Картер, Майкл Гэмбон, Брендан Глисон
ОЦЕНКА: 4
Гарри Поттер, повинуясь твердой руке щедрой на сюжетные перипетии Джоан Роулинг, после, так сказать, девятого класса уходит из школы Хогвардс. Но вместо того, чтобы податься в какое-нибудь волшебное ПТУ, он вместе с верными Роном, который вымахал до совсем уж неприличных размеров, и Гермионой, которая по-прежнему симпатична, даже в момент скорби по светлому прошлому в родительском доме, - отправляется на поиски так называемых крестражей. Разделенная на несколько частей-крестражей душа гражданина Реддла, более известного как лорд Волан-де-Морт, взывает к розыску и уничтожению. Да начнется же квест в двух сериях!
Миновавший кощунственную конвертацию в ЗD-формат, но не сумевший избежать финансовой ловушки в виде разделения по линии экватора, «Гарри Поттер 7.1», как и почти все предыдущие фильмы поттерианы, совершенно не воспринимается вне контекста. Более того, здесь нашлось место клиффхэнгеру, какому позавидовали бы многие телесериалы, обожающие заканчивать эпизод или сезон на самом интересном месте. Гарри Поттер и его соратники вырвались на вольные хлеба, где можно уже, наконец-то, забыть об ограничениях по применению колдовства для несовершеннолетних и начать использовать свои пестуемые в течение долгих лет магические навыки на полную катушку. Приключения троицы волшебников пубертатного возраста окончательно и бесповоротно окутались мрачной тревожностью. Седьмая книга и основанные на ней фильмы - это уже следующий этап, где все куда серьезней, опасней и смертоносней, чем было когда-либо прежде.
И все-таки, сумеет ли насладиться фильмом зритель, доселе не листавший бумажных «Даров смерти», по причине либо персональной неприязни к жанру - тогда, собственно, в чем вопрос, - либо вследствие предполагаемого летаргического сна или падения со спутника Земли? Во-первых, сценарной адаптацией занимался проворонивший лишь пятый фильм Стивен Кловз. Поклонники поттерианы его любят. И, наверное, не зря. Фокусируясь на самом важном, избавляясь от ненужных деталей, Кловз, раз за разом, выдавал вполне добротные сценарии, которые и дух книг сохраняли, и на пленке смотрелись вполне приемлемо. Другой вопрос, что всегда приходилось жертвовать какими-то подробностями из серии «как это работает в мире волшебников». которые более-менее грамотно разжевывались в книгах. В результате, даже читавший романы зритель нередко мог выскочить из колеи повествования по банальной причине: Кловз и Роулинг решили за него, где ему должно быть и так все понятно. Впрочем, чуткий продюсерский контроль и наличие тестовых просмотров всегда стараются свести к минимуму наличие подобных недоразумений.
С технической точки зрения фильм удался. За камеру встал человек с опытом - Эдуарду Серра, спецэффекты делали отнюдь не криворукие люди, а в композиторы взяли Александра Деспла, который успел привнести много хорошего в предпоследний фильм Финчера. но вместе с тем был замечен в куда менее качественных проектах. Атмосфера надвигающейся развязки противостояния мальчика со шрамом и черного мага, этим шрамом его наградившего, подчеркиваемая довлеющим мраком, безысходностью и поминутной гибелью тех или иных персонажей, в фильме создана на подобающем уровне. Эпичность повествования - это словосочетание, пожалуй, будет к месту.
Боссы «Уорнер Бразерс» знали, что делали, продлевая контракт с Йэтсом до упора. Его режиссура здесь на уровне предыдущих двух фильмов, но, в связи с креном сюжета в сторону вышеупомянутой эпичности, теперь, чтобы охарактеризовать ее как «стерильную», требуются куда большие усилия. Йэтс сумел уйти от абсолютной прилизанности и шаблонности в своем третьем фильме про Поттера. Конечно, ему и сценарий дали приличный, и бюджетом не обделили, актерская молодежь продолжила начинать играть, а к британским мэтрам добавились Билл Найи, Риз Айфэнс и менее известные у нас Питер Муллан и Дэвид О'Хара, но сдюжил Йэтс, не завалил порученное дело, смог поставить множество приличных сцен и даже выдать пару-тройку совсем уж отличных. К последним, несомненно, стоит отнести снижающие градус напряжения и мрачности эпизоды во время вылазки в министерство магии и палаточный танец Гарри и Гермионы. Весьма оригинален компьютерный мультфильм в духе Тима Бертона, после шутки про зайчиху-шутиху рассказывающий нам сказку о тех самых «дарах смерти». В общем и целом, первая часть заключительной дилогии получилась не слишком щедрой на уничтожение крестражей и другие события.
И пусть иногда, когда снова лес и опять палатка, зрителя посещал усыпляющий эффект дежавю, киносериал про Гарри Поттера вышел на новый, более серьезный, взрослый и, можно даже сказать, качественно иной уровень. Раззадоренный поттеро-ман. да и любой другой зритель, за минувшее десятилетие успевший полюбить эту кинофраншизу, без малейших колебаний ринется в кинотеатры летом 2011 года. И его можно понять. Интрига создана, что надо; обещается грандиозный финал, с пиротехникой, магией и смертоубийствами: да и, в принципе, большинство людей не любят, когда их оставляют без кульминации.
Игорь Снегирев