Любителям пощекотать нервишки было чем порадовать себя в этом году: именитые режиссеры постарались на славу. Не отставали от них и новички, порой даже во многом превосходя заслуженных мэтров. Перед вами лучшие представители жанра.
ЛУЧШИЙ ТРИЛЛЕР/УЖАСЫ:
ПАНДОРУМ
НЕМНОГО НЕ ДОТЯНУЛ:
АНТИХРИСТ
ПЫТАЛСЯ, НО НЕ СМОГ:
ЗАТАЩИ МЕНЯ В АД
ДРУГИЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ:
ДИТЯ ТЬМЫ
ПОСЫЛКА
ПРЕДЕЛ КОНТРОЛЯ
БОЛЬШАЯ ИГРА
АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ
«Чужой», «Сквозь горизонт», «Пекло». Припомнить еще хотя бы один достойный космический триллер/ужастик отчего-то не удается. «Пандорум» занял пустующее место, но занял вполне заслуженно. С первых секунд зрителя ставят перед загадками, в финале присутствует отличный сюжетный твист, актеры отрабатывают гонорар с явной самоотдачей, декорации подкупают своей тщательно проработкой – пожалуй, если бы не бородатый Дэннис Куэйд, мы бы подумали, что фильм целиком европейский. «Пандорум» не пытается выпендриться, несмотря на эпический в чем-то сюжет, его можно смело назвать камерным. Это, конечно, не «Луна 2112», но, пожалуй, будь у Дункана Джонса сюжет побольше, и желание сделать экшен, он бы снял нечто подобное.
То, что Ларс фон Триер без особой любви относится к женскому полу, мы почувствовали еще при просмотре «Танцующей в темноте» и «Догвилля». Но то, что он считает их едва ли не вселенским злом, поняли, лишь оценив его последнюю ленту «Антихрист». Маэстро не разучился удивлять, порой тонко и изыскано, а порой так по животному грубо, что невольно на лице возникает гримаса отвращения, что, тем не менее, не мешает продолжить просмотр ленты, затаив дыхание. И вроде бы это вовсе не триллер, да и ужасами фильм назвать можно весьма условно. Страшная драма. Злая, бескомпромиссная. Такое не забудешь, даже при желании. Главное отличие этой ленты от остальных участников топа – та смысловая нагрузка, которую она несет. Ее не надо искать, не надо гадать о ее наличии. Она есть. Ее можно принять или отвергнуть.
На третьем месте лента со зловеще-забавным названием «Затащи меня в Ад». Приглашение, надо сказать, казалось сперва весьма сомнительным, но уж больно свежи воспоминания о прошлых работах режиссера на благодатной ниве ужасов, и зритель это приглашение принял. Новая страшилка от признанного мастера Сэма Рэйми была встречена фанатами его творчества, равно как и остальными любителями пощекотать себе нервишки достаточно тепло. Современная, затрагивающая актуальные вопросы, живая, балансирующая на грани страха и смеха лента подарила зрителям пару незабываемых моментов и научила, по крайней мере, одному – уважительному отношению к старушкам преклонного возраста.
От «Дитя тьмы» зритель, по правде говоря, ждал второсортного штампованного ужастика, а получил вполне смотрибельный триллер, правда не первой свежести в плане сюжета и идей. Во всем виновата мрачная девочка в главной роли ну и, разумеется, наши прокатчики, превратившие «Сироту» (Orphan) в «Дитя тьмы». Несмотря на то, что сюжет не блещет особой оригинальностью, лента все-таки держит в напряжении благодаря своему главному козырю (и главной беды) – девочке в главной роли. Помните: дети – цветы жизни.
Ричард Келли один из переоцененных режиссеров современности. Получив карт-бланш, а заодно и звание молодого гения после «Донни Дарко» он вот уже во второй раз выдает нечто весьма неоднозначное и, по правде говоря, мало напоминающее шедевр. «Посылка» задает вопросы, и это вроде бы хорошо. Но одновременно у многих она рождает и скуку, чего не должен себе позволять не один триллер. Именно поэтому, несмотря на отличное воссоздание эпохи 70-х и вполне сносную актерскую игру, фильму не нашлось места в тройке лидеров. Чтобы позволить себе снять неторопливый и претенциозный фильм, надо, как минимум, быть Линчем или на худой конец иметь козырь в рукаве – ту самую изюминку, хотя бы в плане идеи – чего, к сожалению, здесь нет.
«Предел контроля» – еще один фильм, принятый публикой не столь тепло, как ожидалось. Легендарный Джим Джармуш вновь снял кино, которое никто не понял. Что это: очередное «неторопливое кино ни о чем», погружение в бездны сознания в поисках самого себя или самая простая и банальная история? Наконец-то в картине Джармуша с виду все предельно просто и понятно, но зритель уже привык к загадкам и поняв, что все попытки обнаружить их здесь тщетны – оказался слегка разочарованным. С одной стороны, эта лента на сто процентов в стиле Джармуша – его герои, его сюжет, и в то же время, зритель не может отделаться от чувства, что чего-то не хватает.
Активно эксплуатирует любимую в народе теорию заговора политический триллер «Большая игра». Вот только лучше бы фильм был про заговор инопланетян. Американская политика и мораль о том, что честных политиков не бывает – зрелище далеко не для всех. Да и толстый и плохо одетый Рассел Кроу не вызывает жажды скорейшего просмотра. В итоге фильм не только не попал в тройку лучших, но и в прокате выступил не ахти.
Замыкает топ лучших триллеров/ужасов экранизация второго романа Дэна Брауна «Ангелы и Демоны». Вновь загадки, вновь Том Хэнкс, но повторить успех «Кода да Винчи» было сложно. Если по уровню поднимаемых вопросов фильм вновь весьма оригинален и актуален, то вот на счет интриги и актерской игры такого сказать, увы, не получится. Герою Хэнкса негде было развернуться, образ получился сухим и слишком плоским, главный злодей, увы, угадывается достаточно быстро, а финальный финт ушами отнюдь не производит должного впечатления. Запреты со стороны католической церкви вновь сыграли на руку, их вполне можно рассматривать как грамотно прочитанный пиар-ход.
Алина Ермолаева, Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<