Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Тот самый Мюнхгаузен
Автор: Алина ЕрмолаеваДата: 21.08.2009 18:52
Разместил: Евгений Северин
Комментарии: (0)


ОТ ТЕХ, КОМУ ЕЩЕ НУЖЕН ЛИШНИЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ

ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН
Жанр: фэнтези, комедия
1979, СССР, 142 мин.
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семен Фарада

Некоторые картины никогда не будут забыты. Некоторые герои никогда не умрут. Стрелки часов неумолимо идут вперед, новые веяния в кино постепенно вытесняют старые, а знакомые слова обрастают иными смыслами. Другие кумиры нынче в моде: гламурные мальчики и девочки, яркие пустышки, скандальные однодневки. Но Время, его величество Время, расставит все по своим местам, показав, где настоящее произведение киноискусства с живыми героями и оригинальными идеями, а где просто кино, с картонными персонажами и шаблонным сюжетом. А пока мы по-прежнему ждем от каждой новой картины цельности, ждем красоты, ждем ощущения переполненности эмоциями, а получаем лишь дозу адреналина, шутки, забытые в ту же минуту, и странное чувство неудовлетворенности. И рука сама тянется к покрытой пылью коробочке, с которой на тебя с полуулыбкой и особой грустью во взгляде смотрит Олег Янковский. «Тот самый Мюнхгаузен» - гласит сказочная надпись. «Герой моего детства» - проносится в голове. И любая современная самая яркая и зрелищная лента тут же меркнет перед изяществом и искренностью картин подобной этой. Другой уровень, другая школа, другое время.

Время... Шел 1979 год. Он начался с понедельника, он не был високосным, и кто-то очень добрый провозгласил его Всемирным годом ребенка. В тот год Меньшов снял свою оскароносную «Москву слезам не верит», Рязанов вновь собрал отличный комедийный ансамбль на съемках «Гаража», а Тарковский завершил своего многострадального «Сталкера».

В тот теперь уже далекий год повстречались Жеглов и Шарапов в сериале Говорухина. и произошло знакомство Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. В тот золотой год отечественного кинематографа на свет появился «Тот самый Мюнхгаузен». Это была вторая совместная работа выдающегося режиссера Марка Захарова и необыкновенно талантливого и безумно харизматичного Олега Янковского (не считая фильма «Звезда пленительного счастья», в котором Марк Анатольевич выступал в качестве сценариста). Наверное, можно смело назвать Олега Ивановича любимым актером Марка Захарова, ибо он снял его в пяти своих картинах, первые из которых составляют своеобразную трилогию - полусказка, полубыль, приправленная иронией и легкой грустью. В 1978 - «Обыкновенное чудо», в 1983 - «Дом, который построил Свифт», а между ними как раз родилась история барона.

Несмотря на то, что «Тот самый Мюнхгаузен» в последние годы все реже появлялся на центральных каналах, несмотря на то, что 20 мая не стало Олега Янковского, несмотря ни на что этой ленте уже давным-давно куплен заветный билет в вечность. Признанная киноклассика - вы могли ни разу не видеть картины, но точно знаете хотя бы одну фразу из нее. Это ли не признак всенародного обожания?

«Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал на Луну. Он славен тем, что никогда не врет»


Не являясь в полной мере комедией и не имея в своей основе сколько-нибудь достоверной драматической истории, фильм оказался вне жанра. Смешно о грустном и грустно о смешном. На ваших глазах погибает человек, а вы улыбаетесь и кричите «браво».

История барона Мюнхгаузена, поправка, того самого Мюнхгаузена, это история каждого нестандартно чувствующего и нешаблонно мыслящего человека. Такого человека, который всегда полон идей, неожиданных предложений, который по-прежнему наивно верит в чудо. История того самого Мюнхгаузена - это, отчасти, история самого Олега Янковского, Актера и Человека с большой буквы.

Сюжет этого двухсерийного фильма сложно описать в двух словах. К тому же, вся его прелесть и необычность заключена именно в диалогах, а не в действии. Это как раз тот случай, когда надо не только смотреть на экран, надо уметь слушать и, что еще важнее, слышать и понимать. Если я скажу, что перед вами история человека, который, прожив в несчастливом браке более двадцати лет, жаждет получить официальный развод, чтобы жениться на любимой прелестной барышне, вы ответите: «Это банально». Если я скажу, что человек этот встает пораньше, с целью разогнать все тучи на небе, что он самостоятельно объявляет войну Англии и ходит в лес на медведя без ружья, вы подумаете: «Он сумасшедший». Если я скажу, что он смеет заявлять о личном знакомстве с Шекспиром и о своих полетах на Луну, вы назовете его лжецом.

Что ж, господа, в таком случае, нам с вами не о чем разговаривать, ибо это означает, что вы совсем не знаете барона. Барон Мюнхгаузен никогда не врет.

Все вышесказанное - чистая правда, все это действительно было. Такая вот история из жизни одного необыкновенного человека. И, кажется, что история эта могла закончиться быстро, уместившись в одну серию, причем закончиться по-сказочному хорошо. И правда, добрый герцог, который и сам имеет проблемы с супругой, разрешает разводы среди своих подданных. Барону, чтобы получить свободу, осталось подписать документ и поставить дату: 1 июня. То самое 1 июня, которое идет сразу за 31 мая. Вместо этого барон ясно пишет - 32. 32 мая. Он сделал подсчеты, все точно - сегодня - 32 мая. Только вот людям не нужен лишний день весны, просто потому, что он не умещается в календаре. Куда ни шло. если этот день будет выходным, а если рабочим - кому нужен лишний рабочий день? И получается, что это детское и трогательное желание Мюнхгаузена подарить людям новый день натыкается на прагматичность и непонимание всех вокруг. И как барону жить среди столь приземленных людей? Остается одно из двух - уйти или стать таким же, как все? Но, быть как все, означает перестать быть самим собой, просто - перестать быть. Смерть барона Мюнхгаузена, пускай не физическая, воспринимается столь болезненно - глядя на то, кем стал этот ироничный добродушный человек, становится не по себе. И вы ждете только одного - возвращения барона, того самого Мюнхгаузена, потому что знаете, что это сказка, а в сказке не может быть плохого конца. Вера в чудеса не может погибнуть.

« - Ну-с... будем исповедоваться.
- Я делал это всю жизнь».


Сюжет - это одно, это форма, скелет. Душа - это слова, интонации, мимика, жесты. Душа - это диалоги и актеры, их произносящие. И надо сказать, что душа «Того самого Мюнхгаузена» - прекрасна. Картина, поставленная по пьесе Григория Горина, представляет собой не просто развлекательное зрелище, а тонкую и глубокую, ироничную и в какой-то мере трагическую историю человека, который не хочет и не может быть как все. И главной его проблемой является то, что он не врет. Никогда. Просто не может себе такого позволить. И правда, на протяжении всей картины мы раз за разом будем убеждаться, что все, что он говорит - чистая правда.

Что это - сатира на общество, этакий прием иносказательности, попытка показать одиночество человека или просто сказка, советское фэнтези? Вся история барона -исповедь длиною в жизнь. Он один, кажется, воспринимает мир таким, каков он есть на самом деле. Он видит его будничную серость и пытается привнести в обыденное толику сказки и хотя бы немного чудес, самых обыкновенных, но от этого отнюдь не менее волнующих.

«- Не усложняй, барон... Втайне - ты можешь верить.
-Я не могу втайне. Я могу только открыто».


Проблема современного общества - все делать по шаблону, единообразно. Начиная со школьной скамьи, нас приучают к порядку, к правилам, нормам. Заставляют воспринимать реальность как нечто плоское, серое, сложное и лишенное любой возможности повстречаться с чудесами. Маленькие выдумщики и фантазерки быстро понимают, что волшебству нет места в современном мире. Оно не сразу погибает, оно продолжает жить глубоко внутри. Но там волшебству тесно, потому со временем оно вырывается наружу и покидает ребенка. Так утрачивается вера в чудеса. Их нельзя запирать, скрывать, забывать. В чудеса верят - верят открыто.

«Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить».


Назвать ленту «Тот самый Мюнхгаузен» фильмом одного актера нельзя, даже несмотря на то, что от Олега Янковского просто невозможно отвести восхищенный взгляд, настолько подходит ему образ мудрого ироничного барона. Выбор артистов на все, без исключения, роли был сделан совершенно верно. Инна Чурикова блистает в роли жены барона Якобины Мюнхгаузен, Елена Коренева в роли прекрасной возлюбленной Марты мила и очаровательна, Леонид Ярмольник, играя сына барона Феофила, вызывает добрую улыбку, Александр Абдулов создал идеальный образ Рамкопфа, решительного и беспринципного, Игорь Кваша в роли бургомистра пробуждает попеременно симпатию и неприязнь... На этом список задействованных в картине жемчужин отечественного кинематографа не заканчивается. Ч Всякий из них способен вынести весь фильм на себе. Собравшись вместе, им удалось стать единым целым - настоящим актерским ансамблем - и между тем не потерять индивидуальности. Каждый образ уникален, каждый герой вызывает эмоции, каждый актер вложил в исполнение роли всего себя.

Композитор картины Алексей Рыбников сумел создать подходящее музыкальное сопровождение - запоминающееся, легкое, воздушное, порой необыкновенно лирическое. Мелодии из фильма остаются со зрителем и после просмотра, в памяти, сердце, душе. Появление многих героев сопровождает свой особый мотив, который рас-скает кое-что о характере персонажа, может помочь раскрыть лучше его образ и, в конце концов, становится его частью.

«В такой день трудно жить, но легко умирать».


Мы живем в эпоху, когда уходят великие. Не хочется думать о том, кто останется им на смену. Ленты, подобные кинополотну Марка Захарова, являются ярчайшими представителями тех картин, когда в одном фильме собрались все сливки актерской братии. Нечто похожее пытаются снять и сейчас, однако киноопусы эти в большей степени похожи на новогодние капустники, где цель каждого - сыграть самого себя. Нет цельности, нет глубины, нет изюминки. Лишь блеск, гламур, абсурд и кассовые сборы. Настоящее кино переживет все это. Оно доставит радость еще не одному поколению юных мечтателей и взрослых романтиков. Время все расставит на свои места.

До встречи 32 мая, в 6 дня, когда часы пробьют «четыре», барон выстрелит «два», и вы с улыбкой на устах распахнете настежь окна и впустите в свой дом сказку.

Алина Ермолаева

МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ



«Тот самый Мюнхгаузен» - это ода ребенку, который сидит в каждом из нас. В центре этой лиричной и трогательной картины барон, который любит, нет, не врать, а как ребенок, приукрашивать и преувеличивать. Он пытается бороться с условностями, он как луч иронии и непосредственности в этом бюрократичном и прагматичном мире. В потрясающем исполнении Олега Янковского всем известный сказочник с небывалой легкостью повторяет свои великолепные истории: как он летал на Луну, доставал сам себя за волосы из болота и видел оленя с вишневым деревом вместо рогов. Хоть и не стало Олега Ивановича, но его Мюнхгаузен живее всех живых, ведь мы помним его, помним его лучезарную улыбку, страсть к приключениям, юношеский задор и простой, но такой правильный совет, который актуален и по сей день: улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Ведь все глупости на Земле делаются с серьезным выражением лиц! А если мы будем и дальше забывать о том, что сердцем мы по-прежнему дети, хоть и повзрослевшие, то 32 мая никогда не наступит...

Евгений Северин

Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 407 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio