Как часто происходящие в реальном времени события перекликаются с произведениями человеческой культуры и искусства? А много ли работ, являющихся предвосхищением происходившего или неким предвидением?
Примеры, конечно, имеются, но они не так часто встречаются и всегда являются результатом большой удачи или гениальности создателя.
Все мы помним события зимы-весны 2011/2012 годов, когда нашу страну накрыла волна митингов, политических стачек и протестов. Сейчас ситуация стала менее обостренной, но своеобразным предзнаменованием можно считать короткометражную работу «Мор зверей» режиссеров Александра Оксаса и Петра Шумина, которая была задумана еще до пикового момента развязки событий. Картина, авторами которой являются студенты, приятно удивляет съемочным и актерским составом: приглашенным оператором стал Сергей Астахов, всем известный по фильмам Александра Балабанова («Брат», «Война», «Про уродов и людей» и др.), картине «Бедный, Бедный Павел» и другим значительным работам; среди актеров значатся имена Александра Вонтова, Павла Чунихина, Анжелики Неволиной и Леонида Мозгового.
Основание для своего фильма, создатели подчерпнули из творчества гения русской культуры, выдающегося баснописца, поэта и драматурга – Ивана Андреевича Крылова. Его одноименная басня «Мор зверей» прекрасно вписывается в современную политическую обстановку и не теряет своей актуальности, также примечателен факт первой экранизации этого литературного жанра в кинематографе. В режиссерской версии сохранена идея Крыловского источника– «Кто посмирней, так тот и виноват», то есть происходит конфликт между правящей властью и простым народом, где сталкивается справедливость с интересами элиты, честный суд с фарсом.
Но как мы все знаем, произведения искусства тем хороши, что они создают особенный мир, который играет по своим правилам. То что невозможно в реальности, в кино , например, может стать главным мотивом. Поэтому всегда интересно и поучительно наблюдать эти два параллельных мира. А одним из примеров иной трактовки происходящего и является данная картина. Что получилось и какой точки зрения придерживаются авторы, относительно взволновавших Россию событий, мы сможем в конце 2012 года, когда картины выйдет на большие экраны. И могу вас заверить, что увиденное оправдывает это небольшое ожидание!
Мария Лобачева