ЯППИ В ОПАСНОСТИ
ПОСЛЕ РАБОТЫ (AFTER HOURS)
Жанр: триллер
1985, США, 97 мин.
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Гриффин Данн, Розанна Аркетт, Верна Блум, Томми Чонг, Линда Фиорентино, Тери Гарр, Джон Хёрд, Чич Марин, Кэтрин О’Хара
Будучи преимущественно режиссером серьезных жанровых экспозиций в кинематографе, Скорсезе порой экспериментировал и в других направлениях. Так, скажем в «Короле комедии» все же больше преобладала собственно комедия, выгодно оттеняя личную трагедию главного героя, а уже много позже никто не ожидал выхода мэтра на территорию семейного кино («Хранитель времени»), пусть и эта попытка вышла куда более удачной, чем кто-либо мог предположить. Но самой же его необычной, скорее не по художественному содержанию, но по манере подачи материала, стала одна из его лучших работ — «После работы».
Итак, перед нами предстает образ среднестатистического клерка, работающего программистом, и совершенно не выделяющегося из толпы, который, кстати, прекрасно воплотил на экране Гриффин Данн, так и не ставший со временем полноценной звездой фабрики грез. Его герой Пол, после трудного рабочего дня решает приударить за загадочной красоткой в кафе, немного позже напросившись к ней в гости, и даже не представляя, чем для него обернется эта ночь. Надо сказать, что при всей оригинальности структуры повествования, Скорсезе вновь обращается к своей любимой тогда теме. Он показывает ночной Нью-Йорк, где сам вырос, во всей его красе, напоминая о том, что в темное время суток с ним происходит как будто чудесная трансформация, не сулившая ничего хорошего таким рядовым членам общества, как главный герой данной постановки. Тем знаменательнее тот факт, что изобретательная режиссура выходца злых улиц заставляет воспринимать его творение как нечто концептуально новаторское, при том, что подобный этому стиль мы видели и в других, менее значимых картинах.
Иронично-сюрреалистичная, и одновременно мрачно-давящая атмосфера разворачивающего ночного кошмара постоянно держит зрителя в напряжении, заставляя воспринимать происходящее всерьез. Что не мешало Мартину периодически наполнять фильм черным юмором, ни разу при этом, не заигрываясь, и вовремя сворачивая ленту в нужное русло. Связующим звеном с предыдущими его работами может служить лишь великолепный, выдающий Скорсезе с головой, саундтрек, имеющий в своем арсенале достаточное количество тревожно-истерических ноток, или напротив, совершенно спокойных, мягких композиций, что еще сильнее подчеркивает общую нервную ситуацию, из которой бедному американцу, казалось-бы нет выхода.
Нет ничего удивительного в том, что «After Hours» ни снискал большой популярности, ни у зрителей, ни у критиков, как-то незаметно слившись на фоне куда более ярких и многослойных «Таксиста», «Бешеного быка» или «Славных парней». Но глядя на фильм через призму времени, приходит неминуемое осознание того, что эта одна из наиболее значимых ниш в карьере культового творца. Ведь сейчас, во время насквозь прогнившего общества, лента стала только еще актуальнее, являя собой и своеобразную насмешку над общественными табу, и издевку над вечным стремлением людей сойти за своего, слиться с толпой, которая в один миг может растерзать тебя, увидев малейшее отступление от нормы.
Но при всех сатирических нотках, имеются и все необходимые компоненты триллера. Убийства, совершенно неожиданные повороты и роковые стечения обстоятельств не дают зрителю заскучать в исследовании города порока, к тому же благодаря этим творческим изыскам фильм ловко балансирует на стыке жанров, не увязая в определенном смысле ни в одном из них. Можно лишь добавить, что здесь опять-таки не может не восхищать грамотный подход к актерам второго плана, некоторые из которых сейчас приобрели немалую популярность, но уже тогда блиставшие именно тут. Скажем, две роковые женщины Розанна Аркетт и Верна Блум проявили себя достаточно ярко, не говоря уже о взбалмошный героине Линды Фиорентино).
Александр Гофман