15 ЛЕТ В КРУГЕ ЖИЗНИ
КОРОЛЬ ЛЕВ (THE LION KING)
Студия-производитель: Walt Disney Pictures
Режиссеры: Роджер Аллерт, Роб Минкофф
Жанр: мультфильм, драма, мюзикл, приключения
Премьера: 15 июня 1994
-Помни, кто ты...
Муфаса, царь зверей
13 мая 2009 года каннский фестиваль впервые в своей истории открылся полнометражным мультфильмом. После мировой премьеры «Вверх» на лазурном берегу Франции некоторые особо впечатлительные эксперты, захлебываясь от восторга и собственной важности, заговорили о новом витке в развитии ЗО-анимации. Зал не скупился на аплодисменты, сетовал на отсутствие оного мультфильма в конкурсной программе. Забавно. Ведь практически пятнадцать лет назад вышла картина, которую также окрестили новой ступенью развития мультипликации, предрекая скорейший расцвет этому направлению кинематографии. Да, сейчас мало кто вспомнит, но 15 июня 1994 года состоялась мировая премьера сенсационного мультфильма, ставшего в одночасье культовым. Наша редакция об этом не забыла и готова напомнить Вам об этом культурном феномене. Феномене «Короля льва».
О СЮЖЕТЕ
Однажды где-то Африке у царя зверей льва Муфасы и львицы Сараби родился наследник Симба. Все жители саванны отправились на поклон будущему королю на Гору предков. Королевство радовалось прибавлению в семействе своего правителя: для каждого подданного было честью поприветствовать малыша, для каждого, кроме его родного дяди - младшего брата Муфасы, Скара. Он всю жизнь завидовал старшему и больше жизни мечтал оказаться на его месте, стать королем. После рождения наследника престола у Скара шансов получить трон законным путем не осталось. Спустя некоторое время, заручившись поддержкой гиен, коварный дядя заманивает племянника с подругой Налой на Слоновое кладбище, где их уже ждет засада. Симбе было запрещено там появляться, но желание стать большим и сильным королем заставило забыть нравоучения отца. Муфаса успевает на помощь к маленьким львятам, отбивается от гиен и возвращает детей домой. Вместо того чтобы наказать Симбу, он рассказывает сыну не только о предках, что живут на звездах и постоянно за ним наблюдают, но и о Круге жизни, по которому идут все существа на Земле. Все на планете взаимосвязано, и нужно жить в гармонии с окружающим миром, не выпадать из замкнутого кольца Судьбы.
Как бы нам не хотелось, но Скар не успокоился и решил действовать до конца. Он привел Симбу в долину, рядом с которой паслось огромное стадо бизонов. Гиены лаем заставили бежать животных в сторону львенка. И в этот раз отец успевает на помощь сыну, но ценой собственной жизни. Скар подстроил события таким образом. что Симба подумал, будто он виноват в смерти отца. Испугавшись, львенок уносится прочь в пустыню. Там его подбирает безумная парочка: человекоподобный тушканчик Тимон и толстый бородавочник Пумба. Они учат Симбу жить под девизом «Акуна Матата», то есть брать от жизни все самое лучшее и не оглядываться в прошлое. За несколько лет поедания червяков и гусениц маленький львенок успел превратиться в грозного льва, который живет, не зная никаких забот. Но однажды минувшее напоминает о себе: Симба встречает подругу детства Налу, которая рассказывает ему об ужасной жизни под гнетом Скара и гиен, которых тот привел на Скалу Гордости, и умоляет друга вернуться, занять законный престол. Перед львом встает непростая дилемма: «Что же выбрать: действие или бездействие? Как вернуться и ответить за свои грехи перед племенем? Кем он должен стать в Круге Жизни?».
НА ПУТИ К УСПЕХУ
Первоначально проект был задуман как подопытный кролик для отработки новых, ранее не применявшихся компьютерных эффектов, но позже, после оценки сделанного материала, студия приняла решение дать добро на создание полнометражной картины. К работе было привлечено более чем 600 техников, аниматоров и художников, для которых этот проект был настоящим вызовом: нужно было соединить на экране как компьютерную, так и рисованную вручную графику, а, напомним, трехмерные изображения были еще не так хорошо освоены как сейчас. Хотя для команды Дисней это был не первый опыт внедрения технологий в мультфильм, нарисованный по классическим канонам. В 1991 году в «Красавице и Чудовище» было несколько сцен, обработанных на компьютере, но в Короле Льве они были сложнее и в большем количестве.
Поскольку «Король Лев» стал первым мультфильмом, где был показан мир животных, не зависящий от человека (количество человекоподобных зверей сведено к минимуму), аниматоры подошли со всей ответственностью и стали частыми гостями крупнейших зоопарков США, где часами изучали повадки поведения африканских животных. В это же время шесть членов творческой команды отправились в саму Африку, откуда привезли не только множество пейзажей и рисунков зверей, но и некоторые идеи для сценария, детскую считалочку, ставшую песенкой обезьяны Рафики, выражение «Акуна Матата» и ряд других изречений и слов на суахили.
В это трудно поверить, но «Король Лев» довольно долгое время не был для студии приоритетным проектом: предпочтение отдавалось разрабатываемому в то же время «Покахонтас». Все думали, что история об индейской девушке соберет большую кассу, чем рассказ о королевстве зверей. Но эти выводы были преждевременны: во время предварительных показов отдельных отрывков «Короля льва» (в частности, шествие зверей на поклон) зал был в неописуемом восторге, а после демонстрации в ограниченном прокате черновой версии стало ясно, что именно этот фильм будет иметь огромный успех. Даты выхода обоих мультфильмов были перенесены на несколько месяцев вперед. Дисней в срочном порядке организовал мощнейшую рекламную компанию, доселе невиданную для обычного мультфильма, таким образом, бюджет увеличился до 45 миллионов долларов за счет затрат на раскрутку. Но это принесло более чем успешные результаты: билеты на премьеры раскупались мгновенно, в первый уик-энд картина собрала 41 миллион, то есть практически сразу окупилась, и за несколько месяцев проката собрала еще 760. «Король Лев» стал самым прибыльным релизом 1994 года, обойдя в мировой гонке такого «стомиллионника» как «Форрест Гамп» Роберта Земекиса. Он стал самым кассовым мультфильмом XX века и самым прибыльным мультфильмом, нарисованным в классической манере за все время существования анимации.
Но почему этот фильм получил такую огромную популярность, которую можно даже назвать феноменом? Всему виной мощная рекламная компания или нечто большее?
СЕКРЕТЫ ПОПУЛЯРНОСТИ
«Король Лев» был одним из последних мультфильмов, в чью основу заложена классическая литературная история. Если вы услышите, что он был первым у Disney, снятым по оригинальному сценарию - не верьте. Трудно не заметить прямые отсылки к трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Это и не отрицают сами создатели, потому что в шутку называли «Короля Льва» Bamblet (производная от Гамлета и Бемби, с которым тоже можно провести сценарные аналогии). Ведь, действительно, главный герой становится жертвой политических интриг своего дяди, который убивает родного брата ради королевского престола. Симба, как и принц датский, не мстит убийце, потому что находится в неведении. Позже к обоим приходит призрак покойного отца и напоминает о том, что нужно быть тем, кем ты являешься на самом деле. Каждому придется выбрать между действием и бездействием, возвращением или вечным изгнанием. Наш совет: смотрите мультфильм с оригинальной звуковой дорожкой и русскими субтитрами, а не то рискнете потерять едва уловимый шарм английской речи, присущий выдающимся образчикам латинской литературы. Может это и не сильно заметно, но зачастую персонажи цитируют вышеназванную трагедию и копируют поведения аналогичных персонажей. Разумеется, это заметно только взрослому человеку, увлекающемуся зарубежной классикой, но сам факт наличия в детском мультфильме уместных отсылок к оной не может не вызывать уважения.
А если смотреть с точки зрения простого ребенка, то перед нами увлекательнейшая история о дружбе, любви, добре и зле, преданности и гордости. Без лишнего морализаторства картина раскрывает смотрящему простые человеческие истины. Но не забываем о том, что важен не только посыл, но и форма подачи.
Вот в художественном плане у «Короля Льва» просто нет конкурентов. Аниматоры потрудились на славу и выдали на суд зрителей один из самых красивых и амбициозных мультфильмов с технической точки зрения. Для фильма было создано более одного миллиона рисунков, более тысячи нарисованных фонов и более ста двадцати тысяч раскрашенных вручную кадров. Для сравнения: в «Красавице и Чудовище» всего названного было в два раза меньше. Это поразительно, сколько усилий было вложено в какие-то 88 минут экранного времени.
Одним из неоспоримых достоинств мультфильма по праву считается его непре-взойтденный саундтрек, соединивший в себе элементы африканской музыки, классических диснеевских композиций, современных поп-течений и хоральные партии в аранжировке Лебо М. Первым к работе над проектом был привлечен Тим Райе, автор слов к песням из «Алладина». Это была его вторая работа с Disney. После коммерческого успеха истории о бедном пареньке-воришке из предместий Аграбы (а увлекательные песни были одним из главных факторов признания у публики), студия развязала ему руки и предложила выбрать самого лучшего композитора, который сможет написать одновременно оригинальный и узнаваемый саундтрек. Тим посчитал, что это будет под силу американскому певцу и композитору Элтону Джону, однако, вероятность получить его согласие была чертовски мала, потому что музыкант находился тогда на пике своей карьеры и над фильмами подобного рода не работал уже лет 20. Но несмотря на опасения поэта, сэр Элтон согласился поучаствовать в работе над «Королем Львом». Тут сыграло на руку то, что он обожал диснеевскую «Книгу джунглей» и не смог устоять от соблазна написать композиции для еще одной похожей по стилистике истории. Из-под крыла двух гениев английской музыки вылетело пять незабываемых песен, на ура принятых даже злейшими противниками диснеевской анимации. Мастодонт композиторского ремесла Ханс Циммер написал инструментальные партии, где соединил стандартные в своем творчестве оркестровые композиции с классическими африканскими мотивами. Кстати, для Ханса это была знаковая работа: именно за «Lion King» он получил свою первую (и пока единственную) статуэтку «Оскар». Элтон Джон взял награду за лучшую песню «Can you feel to love tonight», которая звучит в его исполнении во время финальных титров. Также были номинированы «Hakuna Matata» и «Circle of Life», причем первую Американский институт кинематографа поставил на 99-ую позицию (из 100) в рейтинге лучших песен в истории кино, а вторая вошла в топ-20 1994 года по версии канала MTV, что большая редкость для песни из мультфильма.
К слову, не каждый актер мог исполнить свою вокальную партию и, например, Джей-сон Вивер пел вместо Джонатана Тейлора-Томаса, озвучившего Симбу-львенка, а Джозеф Уильяме подменил Мэтью Бродерика. Кстати, о тех, чьими голосами разговаривают животные. В этот раз Disney со всей ответственностью подошли к выбору актеров озвучания. «Король Лев» стал первым полнометражным мультфильмом (после Трансформеров» 1986 года), где практически все герои говорили узнаваемыми широкой публикой голосами. Например, у короля Муфасы низкий бас Джеймса Эрл Джонса, человека, подарившего гопос самому яркому злодею мирового кинематографа - Дарту Вейдеру из «Звездных войн». Взрослого Симбу озвучил Мэтью Бродерик, звезда блокбастеров 90-х годов. Маленькому тукану Зазу очень повезло: маэстро английского юмора Роуэн «мистер Бин» Аткинсон подарил птице свою непередаваемую манеру речи. Звезды Бродвея Натан Лэйн и Эрни Сабелла оживили чумовую парочку Тимона и Пумбу. Да что там говорить, даже три второппановые гиены не были обделены: одна из них, Банзай, говорит голосом непревзойденной Вупи Гопдберг, лауреата премии Американской киноакадемии. Но самый яркий персонаж получился у другого обладателя «Оскара», Джереми Ай-ронса, который озвучил главного злодея мультфильма, бесхребетного льва Скара.
Помимо признания у простых любителей мультипликации, «Короля Льва» высоко оценили и кинокритики всех стран мира. Картина получила «Золотой глобус» не только за прекрасный саундтрек, но и стала победителем в категории «Лучший фильм комедия/мюзикл», обойдя таких конкурентов, как «Эд Вуд» и «Четыре свадьбы и одни похороны». Напомним, что раньше такой почести удостоилась лишь «Красавица и чудовище». После феноменального успеха в кинотеатрах, «Король Лев» перебрался на подмостки Бродвея. 31 июля 1997 года состоялась премьера необыкновенного красочного шоу под руководством известного театрального режиссера Джулии Теймор. Артисты выступали в огромных костюмах зверей, сама сцена несколько раз изменялась до неузнаваемости по ходу повествования, сотни людей из подтанцовки имитировали деревья, кусты, стада буйволов и антилоп. Плюс ко всему очень много хоральных партий, перемешанных с мощными сольными выступлениями. «Король Лев» по праву считается одной из самых сложных постановок на сцене, ведь не каждый театр имеет необходимое оборудование, чтобы оживить десятки декораций, и достаточное количество места, чтобы вместить сотню-другую людей из массовки. Мюзикл был хорошо принят критиками и удостоился одиннадцати номинаций на престижнейшую театральную премию «Тони», при этом победил в четырех из них, включая основную награду за лучший мюзикл. После этого Джулия Теймор поехала со своим детищем по крупнейшим театрам мира, где оно имело беспрецедентный успех. Но одним мюзиклом Дисней не ограничились...
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ
- Кову, ты должен это сделать...
Львица Зира
В 1998 году австралийским подразделением Дисней была выпущена вторая часть под заголовком «Simba's Pride», в России же переведенным как «Гордость Симбы». Сказать, что русский вариант соответствует оригинальному, будет по меньшей мере глупо. Да, если переводить дословно, то так и есть, но под словом «pride» подразумевается не сильное чувство самоуважения или повод родителю пустить скупую слезу счастья за свое чадо, а семейная группа львов, именуемая простой транслитерацией вышеназванного слова на русский язык.
Но судя по всему, «Прайд Симбы» для дистрибьюторов выглядело громоздко и не литературно. Оставим это на их совести и перейдем к самому мультфильму.
Эта история уже про Киару, дочь Налы и Симбы (именно ее бабуин Рафики в последних кадрах оригинального мультфильма демонстрировал пришедшим зверям на поклон), которая убегает во Внешние Земли и встречает там львенка Кову, воспитанного в прайде изгнанников, но они вынуждены расстаться, так как еще очень малы и живут во враждующих племенах. Во время первой охоты Налы она попадает в ловушку, устроенную женой Скара, Зирой. Ее спасает Кову и просит разрешения примкнуть к прайду, утверждая, что он является одиночкой. Симба принимает изгнанника только после уговоров Налы. Но царь зверей не знает, что это все коварный план Зиры, она подослала Кову отомстить за смерть Скара. Спустя некоторое время изгнанник Кову и наследница престола Киара влюбляются друг в друга, и Кову отказывается от убийства Короля...
«Гордость Симбы» не показывали в кинотеатрах, а выпустили сразу на видео. В 1998 году Дисней, предвкушая коммерческий успех «Короля льва 2», поставил в магазины к дате релиза миллионы копий мультфильма. Три с половиной было продано в первые три дня. За два года объем продаж составил аж 30 миллионов, в основном, это была заслуга первой части. Вторая же оказалась неплохим, но простым и шаблонным мультфильмом. Сюжет стал более прямолинеен, и на смену философским подтекстам на тему смыла жизни пришли более обыденные вопросы о дружбе, любви и семье. Графика стала выглядеть более топорно и угловато, многие пейзажи были позаимствованы из оригинала без каких-либо изменений, а прием сделать львов-изгнанников другой, более темной окраски, смотрится, мягко говоря, дешево. Но больше всего пострадала музыка. Ханс Циммер и Элтон Джон не приняли участие в проекте, и это сильно сказалось на качестве саундтрека. Большинство композиций представляли собой скомпилированные старые узнаваемые мелодии из первой части, а качество песен оставляло желать лучшего. Но, несмотря на все вышеперечисленное, мультфильм смотрелся задорно и весело. Если абстрагироваться от того, что смотришь продолжение «Короля Льва», то можно получить хорошую дозу позитива и эстетического удовольствия внутривенно.
Р03ЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНШТЕРН В АФРИКЕ
-Хакуна Матата!
Тимон и Пумба
Но Дисней не ограничился выходом только второй части, и в 2004 сразу на DVD вышел довольно спорный мультфильм под названием «Король Лев 1!4: Хакуна Матата». Если первая и вторая части базировались на шекспировских трагедиях «Гамлет» и «Ромео и Джульетта» соответственно, то третий фильм из цикла можно сравнить с произведением Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильден-штерн мертвы». В нем, как и в одноименной пьесе события оригинала ведутся с точки зрения второстепенных персонажей - Тимона и Пумбы.
Сначала нам показывают предысторию Тимона, его изгнание из колонии сурика-тов и встречу с бородавочником Пумбой. Потом история начинает идти параллельно первой части: презентация Симбы, исполнение песни «I Just Can't Wait To Be King», слоновье кладбище, бегство от взбесившихся антилоп. Потом друзья находят в пустыне Симбу и уводят его с собой. Дальше идет взросление Симбы, его юность в райском уголке (эти моменты отсутствовали в оригинале), последующая встреча с Налой, которую безумная парочка пытается всячески испортить и заставить львицу уйти, ну и дальше события развиваются так, как было в оригинальном «Короле Льве».
С одной стороны, посмотреть на то, что происходило в первом мультфильме, но другими глазами очень интересно и по-настоящему свежо, но, с другой, некоторые моменты создатели опошлили, что не есть хорошо. Оказывается, звери в начале фильма не кланялись новорожденному наследнику престола, а просто попадали от обильных выделений газов у Пумбы. Как-то неприятно становится от того, что знакомые с детства кадры предстают в таком ракурсе. Хотя опять же, если забыть некоторые моменты и посмотреть на мультфильм как на «сочинение по мотивам», то получится весьма и весьма недурственно: есть удачные шутки, отличная (по сравнению со второй частью) графика, забавно выглядит Симба в юношеском возрасте, у Тимона вышли колоритные родственники. И если бы не нахальство в отношении классических моментов и не откровенная халтура в финальной части картины (последние минут 15 похожи на нарезку из завершающих кадров оригинала), то «Короля Льва 1/2: Хакуна Матата» можно было бы по праву считать отличным и оригинальным зрелищем на один просмотр, а так это провисающий и немного вызывающий, хоть и забавный мультфильм.
МАЛЕНЬКОЕ П0СЛЕСЛОВИЕ
«Король Лев» вышел в то время, когда Дисней на рынке анимации чувствовал себя как восставший из пепла феникс: последние три картины («Русалочка», «Красавица и Чудовище» и «Алладин») имели беспрецедентный успех. Его выход подчеркнул, что студия-ветеран переживает свой ренессанс и еще может показать себя и выдать оглушительные работы. После его небывалых сборов студия объявила еще несколько экспериментальных и оригинальных картин, благо сборы «Короля Льва» позволили студии несколько раз рискнуть. Но кто знал, что в ноябре 1995-го выскочит самый настоящий черт из табакерки, который изменит мультипликацию навсегда и откроет в этом жанре новые горизонты. Кто знал, что незатейливая «История Игрушек», созданная целиком и полностью на компьютере от молодой и амбициозной студии Pixar станет тревожным звоночком для «старой школы»? Кто знал, что «Король Лев» ознаменует не начало новой
эпохи рисованной анимации, а станет символом ее заката? Хотя, это уже неважно, ведь он ушел непобежденным. За 15 лет ни один мультфильм не обзавелся таким количеством поклонников и почитателей по всему миру. Трудно объяснить, почему же именно он стал таким популярным? Во всем виноват многогранный сюжет или высочайший технический уровень? Проникновенная музыка или детская непосредственность? Или все вместе? Кто знает... Разгадать феномен его популярности не под силу никому, здесь что-то большее, чем простой маркетинговый ход. Хотим мы этого или нет, но «Король Лев» поднял в мультипликации такую высокую планку, которую не под силу перепрыгнуть даже самым маститым анимированным блокбастерам. Остается добавить только то, что мечты маленького львенка сбылись - он стал королем, стал тем, кем должен быть...
Евгений Северин