МЕРТВЫМ, ЖИВЫМ И НЕРОЖДЕННЫМ
ЗЕМЛЯ
1930, СССР, 73 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Александр Довженко
В ролях: Степан Шкурат, Семен Свашенко, Юлия Солнцева, Елена Максимова, Николай Надемский, Иван Франко
«Земля» наравне с «Броненосцем "Потемкиным"» считается одной из вершин, сформировавших мощь и авторитет советского немого кинематографа. Выходца из украинской глубинки Александра Довженко всегда в какой-то мере противопоставляли сыну больших городов Сергею Эйзенштейну, они также непохожи как два их главных творения. Бешеный ритм технически безупречного «Потемкина», воспевшего оду разрушению и свержению старого строя, противопоставлялся поэтике и умиротворенности «Земли». Один из первых фильмов новой Киевской студии был снят на закате эры немого кино и стал восклицательным знаком в конце главы о великом советском кинематографе, который после технических нововведений никогда уже не будет столь влиятельным в мировом масштабе.
В центре истории обычная украинская деревня того времени в разгар коллективизации. Фабула для своего времени типичная и даже банальная, все же советский агитпром тогда массово штамповал поделки по подобной схеме. Но «Земля» Довженко как раз тот случай, когда было важно не что снято, а как. Довженко, возможно, сознательно решил использовать идеологически лояльную схему, чтобы наполнить ее своим, авторским видением. Конфликт кулаков и коммунистов он преподносит не как классовую борьбу, а в философском контексте, как естественный процесс отмирания старого и зарождение нового, когда первое еще недостаточно слабо, а второе недостаточно сильно. При этом новый общественный строй, по версии Довженко, должен быть основан вовсе не на соблюдении постулатов Маркса-Ленина, а на построении гармоничных отношений с природой и окружающим миром. Его метод возвышения вечных ценностей с элементами пантеизма позволял нивелировать обязательную идеологическую составляющую, и был одной из истинных причин его вялотекущего конфликта со Сталиным.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-zemlya_2.jpg)
Вообще кинематограф Довженко принято рассматривать как продолжение традиций классической украинской литературы. Маленькая деревня была местом действия подавляющего большинства украинской литературной классики и местом, где собственно формировалась национальные культура и традиции, позволившие и столетия спустя сохранить самобытность. Недаром натуру для «Земли» режиссер нашел в регионе с очень мощной энергетикой природы — Полтавщине, воспетой еще Николаем Гоголем. И, невзирая на запущенный процесс индустриализации СССР, Довженко и в новых условиях продолжает эту генеральную линию.
Революционным для своего времени была большая длина монтажного плана, что, по мнению Довженко, способствовало тому, чтобы зритель самостоятельно находил в длинных планах собственный смысл, а не получал навязываемую коротким планом точку зрения. Довженко отрицает метод Эйзенштейна, отказываясь от агрессивного монтажа, дидактики и четкого сюжета. Его фильм — не завершенная история, а только отдельный эпизод жизни, которая складывается из поочередных партий рождения и смерти. На месте смерти старика резвятся его внуки, мать убитого кулаками Василя рождает сына, а похороны стают точкой отсчета нового времени. «Земля» это полотно, в котором очень легко домыслить как прошлое, так и будущее, достаточно понимать законы бытия.
Тарас Сасс