ОЗ: ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ (OZ THE GREAT AND POWERFUL)
2013, США, 127 мин.
Жанр: фэнтези, приключения, комедия, семейный
Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рейчел Вайс, Мишель Уильямс, Зак Брафф
МНЕНИЕ "ЗА"
Великий и ужасный Сэм Рэйми за свою более чем двадцатилетнюю режиссёрскую карьеру пока ещё не разу не «опускался» до PG рейтинга; но вот этот час настал – и перед нами долгожданная визуальная конфетка от студии Диснея в виде своеобразного приквела к всем известной истории о Дороти из Канзаса. Сверкающий изумрудный город, дорога из жёлтого кирпича, феи и другие сказочные создания – Рэйми тут пытается равномерно распределить ресурсы между блокбастером и сказкой; хотя, очевидно, что чаша весов здесь кренится в сторону последнего.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-oz-the-great_1.jpg)
Чёрно-белый пролог являет нам самодовольного фокусника Оскара, именующего себя Озом в исполнении не менее самодовольного (в хорошем смысле этого слова) Джеймса Франко, со всем его «магическим» арсеналом хитроумных приспособлений для создания иллюзии перед доверчивым зрителем. Пока мы находимся в предвкушении «забавного приключения на воздушном шаре» с последующей усладой для глаз – фильм не теряет времени, в полной мере наполняя действие приятным юмором. Следует признать, что юмор, пожалуй, и является основным механизмом, который позволяет не терять интерес к происходящему у взрослой аудитории – во всяком случае, это касается первой половины фильма. После довольно зрелищной сцены с торнадо, экран, наконец-то, раздвигает свои границы и обретает цвета – и мы вместе с ушлым иллюзионистом в цилиндре наблюдаем красоты флоры и фауны волшебной страны, которые довольно скоро сменяются красотами Милы Кунис, играющей ведьму Теодору. Кунис, несомненно, хорошо выглядит на экране, и правильно рисует своего персонажа в первые минуты – однако, к сожалению, какого-то внятного развития в последствии её образ так и не получает. И это очень заметно на фоне остальных её коллег по площадке – но об этом чуть позже. Ушлый иллюзионист обнаруживает, что незнакомая местность с фееричной растительностью и причудливыми горными хребтами (судя по всему, перекочевавшими сюда из «Аватара» – но кто сказал, что это плохо?) носит имя Оз, как и он сам – и Теодора, недолго думая, провозглашает его королём, и говорит, дескать, сбылось пророчество – волшебник Оз, наконец-то, благодаря своей магии, освободит их от гнёта злой ведьмы. Думать про пророчество у Оза пока желания нет, а вот дворец с сокровищами весьма его привлекает – и они отправляются туда по всем известной дорожке, где встречают забавную летающую обезьянку, посредством которой сценарий обретает ещё один инструмент для генерации дежурных шуток.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-oz-the-great_2.jpg)
По концепции всё здесь очень напоминает детскую анимацию. И если бы фильм был действительно полностью анимационный – он бы даже, наверное, смотрелся более гармонично, поскольку от реальных актёров здесь ждёшь чего-то большего, так же как и от довольно схематичной истории. Как бы то ни было, это тот своеобразный порог, который необходимо преодолеть для комфортного восприятия. История является сказкой чистой воды – поэтому многие моменты весьма условны. Но в целом, создатели очень постарались, чтобы передать лёгкую атмосферу классического фильма, не в последнюю очередь благодаря проработанной стилизации картинки. Есть здесь, безусловно, современные графические элементы, но всё же картинка не слепит глаза, и не перетягивает внимание на себя. В начале – да, какое-то время уделено знакомству со сказочным миром; но когда уже вырисовывается квест главного героя – сюжет и персонажи притягивают внимание в гораздо большей степени.
После того, как Эванора (сестра Теодоры) ясно даёт понять Озу, что сокровищами и троном он сможет завладеть только лишь одолев злую ведьму – наш герой не мешкая отправляется это сделать. Довольно важный момент для фильма происходит, когда Оз, по дороге, встречает фарфоровую девочку. Этот эпизод, разумеется, напоминает Озу о девочке с ярмарки, чьё желание он не в силах был выполнить в начале фильма – и действие здесь подкупает зрителя своей сентиментальностью и способствует уже более объёмному эмоциональному фону, нежели лёгкий юмор до этого. С этого момента фильм притягивает внимание сильнее, заставляя схематичность первой половины отступить перед интересом к персонажам и их истории.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-oz-the-great_3.jpg)
Этот механизм приходит в движение, которое вскоре весьма кстати обретает свежую энергию ввиду появления Мишель Уильямс в роли Гленды. Уильямс здесь восхитительна даже в тех довольно узких рамках, которые предполагает сценарий – здесь просто стопроцентное попадание в образ. В меньшей степени такой эффектностью могут похвастаться её «сёстры». Рейчел Вайс делает всё возможное, также ограниченная навязанными сценарием рамками; а вот обаятельной Миле Кунис здесь явно не хватает рвения, учитывая, что ей-то как раз было где развернуться. Что касается самого Джеймса Франко – к нему претензий нет; не слишком «таинственный» но хорошо проработанный образ с ярко выраженным развитием в контексте истории, и с необходимой долей комичности.
«Oz the Great and Powerful» ориентирован, в первую очередь, на детскую аудиторию, мимо сознания которой не пройдут поучительные месседжи картины на тему неиссякаемой возможности изменять свой характер в лучшую сторону, и ответственности перед теми, кто тебе доверяет. Ну а для привередливых взрослых фильм, конечно, работает в меньшей степени – и это стоит принять как факт; дабы не выискивать в лёгком сюжете излишней сложности и изобретательности, а просто получать удовольствие от приятных персонажей и юмора, к чему весьма располагает это красочное зрелище.
Василий Марин
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Не совсем понятно, чего можно было ожидать, когда по-настоящему талантливого постановщика заставляют работать из-под палки. Или, что еще хуже, он сам принимает самонадеянное решение попробовать себя в чем-то еще – и терпит сокрушительное фиаско. Хотя в нашем случае оно не такое уж и сокрушительное, вернее будет назвать полученный результат абсолютно проходным, что совершенно не приемлемо для блокбастера стоимостью в две сотни миллионов долларов.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-oz-the-great_4.jpg)
Корень всех зол лежит даже не в странноватом выборе режиссера, обычно тяготеющего к оживлению трупов, или напротив, умерщвлению еще живых людей (вспомним замечательный «Простой план»), а скорее сюжетной линии, выдуманной сразу тремя сценаристами. Ведь «Оз: Великий и ужасный» является своеобразным антипидом Бертоновской «Алисе в стране чудес»; и не важно, что там был сиквел, а у нас приквел. Да, рассматриваемая картина получилась более красочной, мягкой и, в конце концов, эффектной, но такой же подчеркнуто фальшивой, как вышеупомянутый опус. Только сделано это уже нарочно, дабы подчеркнуть истинную природу циркового фокуса, и такая идея вообще то имеет место быть, но только не тогда, когда самому действию катастрофически не хватает сказочности, легкости «Волшебника из страны Оз» 74-летней давности. И это при том, что вовремя черно-белого пролога казалось, будто все получилось, пока Джеймс Франко, на редкость не пластичный актер, совсем не потерялся на фоне действительно потрясающих визуальных решений, в кои то веки сочетающиеся с уместным здесь 3D.
Встреча с фарфоровой девочкой, отсылающая проходимца в прошлое, когда он не смог выполнить простую просьбу девочки, которую судьба наградила сложным недугом; чуть ранее столкновение с Теодорой (на удивление блеклая Мила Кунис), в будущем провозгласившей Оскара королем; размашистая схватка со злом в лице ужасных ведьм, заставляющих вспомнить недавних бестолковых «Охотников на ведьм», берущих с собой на битву компьютерных летающих обезьянок, не способных напугать даже маленьких детей, и даже небольшое камео классно нарисованного льва. Событий много, а внутренней энергетики, драйва нет. А этот невеселый аспект становится в картине еще одним камнем преткновения, потому как чем ближе неминуемая кульминация, тем не понятнее, на кого вообще ориентирована лента. Для детей и эмоциональный фон не тот, и события не достаточно динамичны, пусть и разжеваны дальше некуда, словно следуя утверждению о том, что нынешний зритель –редкостный идиот.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-oz-the-great_5.jpg)
Это не значит, что наив в современном фэнтези является ненужным, это значит, что жонглируя жанрами, Рэйми не смог умело манипулировать сразу несколькими объектами. Его прерогативой наверняка так и останется сведение воедино леденящего душу хоррора и гомерически смешной комедии, благодаря чему мы с вами наслаждались трилогией «Зловещих мертвецов», или даже более свежим «Затащи меня в ад». Меж тем, сам конфликт смотрится смехотворно в силу тех обстоятельств, что мы-то знаем, чем он закончится, и в чем там дело. Интриги нет, как нет и определенности, и каких бы то ни было масштабных зверств, заставивших бы воспринимать приятно старомодную, и одновременно искусственную кинематографическую реальность всерьез.
Что касается реакции на все это ретроградов, восторгающихся бесконечными отсылками к прошлому (а на деле их не так много), то тут как раз все закономерно. Все мы любим, когда с нами пытаются поиграть в угадайку, но рекомендовать фильм лишь ради этого попросту глупо. Не говоря уже о том, что лет этак через десять, когда технический прогресс шагает семимильными шагами, об этом в чем-то даже шизофреническом аттракционе вряд ли кто-нибудь вспомнит.
Александр Гофман