Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Космополис (Cosmopolis), 2012
Автор: Александр ГофманДата: 15.10.2012 14:56
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ВООБРАЖАРИУМ ДОКТОРА КРОНЕНБЕРГА

КОСМОПОЛИС (COSMOPOLIS)
2012, Канада-Франция-Португалия-Италия, 105 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Роберт Паттинсон, Сара Гадон, Кевин Дюран, Саманта Мортон

О современном обществе до сего момента высказывались многие режиссеры. Но когда за дело взялся Дэвид Кроненберг, в пору было ожидать чего-то действительно особенного. Тем более что не раз постановщик рассуждал о глубинах человеческой натуры, погружаясь при этом в тщательнейший психоанализ, порой уводя свои рассуждения в сюрреализм, как в «Видеодроме», или же наоборот предпочитая подчеркнуто приземленную манеру повествования, как в «Оправданной жестокости».

Здесь же канадец наконец достиг пика своего самовыражения. Казалось бы, его тут не ограничивали не финансовые вопросы, ни то, что он в очередной раз снял арт-хаус в мейнстримной оболочке. Не важен даже сам сюжет, важно то, какой смысл завуалировал Кроненберг в своем творении.

Эрик Пекер – преуспевающий молодой финансист, молодой миллиардер, источающий от себя волны ледяного спокойствия и самоуверенности. Не смотря на массу мешающих тому обстоятельств, Пэкер решается совершить длинное путешествие по городу, ради того, чтобы подстричься. А дальше будет много разговоров в лимузине со звукоизоляцией. Содержание которых понять простому обывателю практически не возможно, а в некотором роде они вообще могут показаться бредом сумасшедшего. И действительно, сомнительно, что люди бы так общались, происходи это в реальном мире. Однако дело в том, что автор не пытается заговорить со своим зрителем на знакомом ему языке, он словно бы как и его герой, всего лишь пытается поддержать разговор. В конце концов, используется почти новаторская, оригинальная концепция построения разговорного фильма.

И не стоит со скепсисом относится к решению взять на главную роль обычно деревянного Роберта Паттинсона. Которому потрясающе подошел образ холодного коммерсанта, отождествляющего собой все разом мировые корпорации. При этом нельзя сказать, что актер не был подвержен эмоциям, совсем напротив, где это было нужно, он смог сыграть настоящую драму. Что не значит, что зритель начнет ему сопереживать. Ведь как и положено, Эрик не развивается как личность. Скорее, он демонстрировал нам рецессию системы, частью которой он сам являлся. И дело даже не в истории с упадком/ростом юаня. Сфера его сознания расширилась, и наружу выплеснулись подавленные в подсознании переживания. Стоит отметить и тот факт, что остальные актеры с ходу вошли в свои образы, пусть от некоторых и требовалось провести 10 минут на экране. Это касается и Жюльет Бинош, и сексуальной Сары Гадон в роли жены-поэта главного героя, в диалогах с которой будут затронуты одни из основных тем всего повествования. Матье Амальрик, Джей Барушель, Кевин Дюран, Саманта Мортон – все являлись винтиками в этом четко построенном, многослойном повествовании.

Определяющим же здесь стал герой Пола Джаматти. Который завел с Пэкером последнюю беседу. По сути, это была встреча двух разных социальных слоев. Или начальника с подчиненным. Производителя и недовольного клиента. Кого угодно – важно лишь, что их диалог стал основополагающим во всем повествовании. Месседж всей этой экзистенциальной притчи, по началу такой незыблемый, в финале становится совершенно отчетливым. Ведь действительно, мы живем в мире, где валютой могла бы стать даже крыса. В то время, как обычный обыватель прозябает где-нибудь в трущобах, или даже создает иллюзию счастливой, полноценной жизни, их руководители делают деньги прямо из воздуха. Пусть не одним, так другим способом. Заставляя нас поверить в то, что отдав деньги за ту, или иную ненужную вещь, мы сделаем свою жизнь полноценнее. В то же время, мысль не нова, и не раз затрагивалась в кинематографе. Другое дело, что данную ленту каждый будет трактовать по своему, не в последнюю очередь потому, что постановщик доверху наполнил свой фильм философскими аллюзиями.

Не забыв при этом о визуальной стороне проекта, хотя казалось бы, действие происходит в практически не меняющихся локациях. Тем ни менее, сразу бросается вылизанная, отшлифованная, словно у Финчера картинка. Оператор неторопливо фокусируется на многочисленных собеседниках Эрика, не забывая делать эффектные проходы за пределами лимузина. Музыкальные композиции здесь большая редкость, но те моменты, где они все же звучат, Говард Шор использовал на 100%. Не лишним будет и подчеркнуть, что такие компоненты творчества Кроненберга, как секс и смерть, здесь присутствуют в полном объеме.

По настоящему самобытное, провокационное кино. Возможно, слишком сложное для восприятия большинства людей, но иначе оно и не вызвало бы такого резонанса. На сей раз все построено по несколько другим критериям, что может вызвать лишь восхищение. И желание объявить «Космополис» одним из лучших фильмов 21 века.

Александр Гофман
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 629 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio