ОКОЛОФУТБОЛА
2013, Россия, 100 мин.
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Антон Борматов
В ролях: Александр Ратников, Иван Фоминов, Григорий Иванец, Павел Ерлыков
Антон Борматов, пришедший в большое кино в 2005 году (дебютировал с сериалом «Хиромант», где играл харизматичный Юрий Чурсин) из мира видеоклипов, заставил по-настоящему обратить на себя внимание после хлесткого и ловко снятого боевика «Чужая». Поэтому новая работа режиссера, да еще и в одной упряжке с многоопытным Сергеем Сельяновым, вызвала ажиотаж задолго до выхода на широкий экран.
Еще бы – про футбольных хулиганов и их группировки, называемые «фирмами» в России масштабно и художественно покамест не рассказывали. Заграница в этом плане отметился давно – хотя бы вспомнить «Хулиганов с Зеленой улицы», снятых по сценарию широко известного в фанатских кругах Дуги Бримсона. Хочется сказать сразу, что «Околофутбола» ни в коем случае не копирует западную картину, хотя тема у них одна и та же.
В центре сюжета четыре друга, члены одной из «фирм» московского «Спартака» – Тичер (Александр Ратников), Мажор (Павел Ерлыков), Ярый (Иван Фоминов) и Бритва(Григорий Иванец). Они из разных социальных слоев и разных профессий – один ди-джей, другой автослесарь, третий преподаватель, а четвертый просто сын богатых родителей и шалопай-тусовщик. Но есть то, что их всех объединяет – драки с себе подобными футбольными хулиганами.
Казалось бы, дрались себе и дрались, но в последнее время полиция удивительно быстро реагирует на очередную планирующуюся «стрелу» и накрывает участников разборки еще до ее начала. Значит, в «фирме» завелась «крыса», которая cливает информацию органам. Параллельно развивается непростой любовный треугольник между двумя друзьями и одной девушкой. События наслаиваются как снежный ком и в финале приводят к драматической развязке.
Борматов снял однозначно провокационный фильм, причем с явной любовью к футбольным хулиганам, либо он настолько проникся к ним симпатией во время работы над лентой, что это прямо чувствовалось при просмотре. Клипмейкерское прошлое тоже сказалось на манере съемок. Сделано модно, чуть аскетично, с хорошими крупными планами и грамотным монтажом. Молодые и не раскрученные актеры также сыграли убедительно. Смотришь на их добрые честные лица, и сразу веришь.
Не обошлось в картине и без культовых личностей вроде Сергея «Паука» Троицкого, например. Он, в общем-то, дико поугорал на экране в одной сцене – когда хулы собрались на свою вечеринку в одном из клубов. Пацанская эстетика в виде слэнга, забористых шуток, алкотрэша, обязательных драк стенка на стенку, погрома кафе, суровой мужской дружбы и уважения также присутствует. Есть даже немного самого настоящего футбола.
Главное, что удалось создателям – показать эту атмосферу, в которой живут и которой дышат участники «фирм». «Околофутбола» не дает внятного и развернутого ответа на вопрос зачем и почему дерутся эти люди, а просто показывает как это происходит и утверждает, что это движение было, есть и будет есть.
Алексей Уралец