ВОЗДУШНЫЙ МАРШАЛ (NON-STOP)
2014, США, 106 мин.
Жанр: триллер, экшн
Режиссер: Хауме Кольет-Серра
В ролях: Лиам Нисон, Джулианна Мур, Скут МакНэйри, Мишель Докери, Лупита Нионго
МНЕНИЕ "ЗА"
Около тридцати дней съемочного процесса и пятидесяти миллионов долларов были умело использованы режиссером Хауме Кольет-Серра. Имея в качестве места действия экшн-картины салон самолета, а исполнителем центральной роли – Лиама Нисона, фильм «Воздушный маршал» заблаговременно обеспечивает себе потенциальный успех у публики, а также делает заявку на попадание в список лучших остросюжетных картин.
По пути из Нью-Йорка в Лондон пассажирскому борту «British Aqualantic Flight 10» придется преодолеть не только много сотен миль, но и столкнуться с реальной опасностью исходящей от одного из пассажиров. На счастье членов экипажа, среди прочих билет до Лондона также приобрел федеральный маршал США по имени Билл Маркс.
Что можно особо подчеркнуть и одобрить в работе постановщика Хауме Кольет-Серра, так это некоторую многогранность происходящего, что для картины в жанре экшн зачастую считается необязательным. Но режиссер из Барселоны полагает иначе, и не согласиться с ним нельзя. «Воздушный маршал» не опирается на простую схему «противостояние хорошего парня и бандитов в замкнутом пространстве», фильм развивается также и в другой плоскости.
Во-первых, главный герой – далеко не самый идеальный человек, у него проблемы личного характера, которые сочетаются с алкогольной зависимостью. И уже одно это интересно, так как он не просто безликий герой, роль которого строго ограничена борьбой с преступностью. К тому же нашему маршалу приходиться бороться с психологическим дискомфортом, что он испытывает из-за страха перед полетами, то есть Биллу Марксу ничего не дается легко.
Во-вторых, действие фильма происходит в замкнутом пространстве, что является вызовом для режиссера – с одной стороны нехватка локаций, а с другой – необходимость очень четко прорабатывать каждую сцену и произносимый актерами текст. Кольет-Серра же еще более усложняет ленту, решая сделать перенос абстрактного социума на отдельно взятых пассажиров самолета: каждый из них может оказаться преступником, каждый непредсказуем, и в конечном итоге сказать кто друг, а кто враг невозможно.
И, наконец, создателями фильма удается перевести камерность в разряд масштабности путем соединения ограниченности пространства физического и бесконечности пространства художественного. В картине будут действительно грандиозные сцены уровня приключений Итана Ханта, но они менее интересны, чем взаимоотношения людей, находящихся в салоне пассажирского самолета. Может быть, без спецэффектов можно было бы и легко обойтись, но законы жанра неумолимы.
Если сравнивать эту картину с предыдущим творческим объединением актера Нисона и режиссера Кольет-Серра под названием «Неизвестный», то история о воздушном маршале, оказавшемся в опасной ситуации на высоте нескольких тысяч метров, несколько проигрывает в напряжении новелле про шпионов-диверсантов в центре Европы. Хотя «Воздушный маршал» с его пятьюдесятью миллионами бюджета против тридцати у «Неизвестного» в части зрелищности безусловно оказывается в превосходящей позиции. Но вот реалистичности и сюжетной неожиданности (как бы это странно не звучало, учитывая события фильма) все-таки в «Неизвестном» было больше.
Кто окажется главным злодеем и противником Билла Маркса (Лиам Нисон) вы сможете легко догадаться, если хорошо знакомы с амплуа актеров, играющих в фильме. Компания Лиаму Нисону, который, кажется, достиг статуса абсолютной звезды высококачественного экшна, составляют: рыжеволосая Джулиана Мур, утонченная Мишель Докери, обласканная критиками Лупита Нионго, характерный Ши Уигхэм и бесподобный Скут МакНэйри. Если вы, исходя из каста, догадались кто является преступником/преступницей, то интереса к происходящему на экране при просмотре картины, у вас не уменьшится, так-как фильм получился очень захватывающим даже безотносительно личности главного злодея.
Несмотря на некоторые логические шероховатости, «Воздушный маршал» стоит просмотра, потому что в нем есть самая главная составляющая успеха – герой. Билл Маркс вынужден работать в небе, но полеты он не любит, и каждый раз преодолевает себя и свой страх, чтобы должным образом нести службу. И небо отплатит ему за усилия сообразно своей мрачной грандиозности. Пусть Маркс и не идеальный герой, удовлетворяющий всем нормам и требованиям, но он прежде всего хороший человек и этого вполне достаточно.
Евгения Савкина
МНЕНИЕ "ПРОТИВ"
Мужчина с хмурым лицом и внушительным телосложением тяжелым взглядом смотрит на взлетную полосу. Прокручивает что-то в голове, прихлебывает напоследок виски и – в путь, в дорогу. Хоть он и воздушный маршал, но отчего-то страдает аэрофобией – его вовремя успокаивает рыжая женщина с бросающимся в глаза шрамом. И правильно делает: для всех, кто на борту, долгий перелет сулит крупные неприятности. Начавшиеся ровно с того момента, когда на телефон к законнику придет первое sms с угрозой…
В прошлом тандем Нисон-Кольет-Серра представляли на суд публике триллер со схожими сюжетными поворотами – причем и там, и здесь, Лиам больше разбирается в себе, чем с преследующими его злодеями. В самолете его, впрочем, никто не преследует, зато беспощадно терроризируют эсэсмэсками; плати 150 миллионов, или убью пассажира. Через двадцать минут – то же самое, и с каждым разом против него появляются все новые улики. Звучит это все надо сказать, сразу же до боли знакомо, исполнение – не то, чтобы защелкивает на зрителе наручники, но исправно поддерживает интерес. По крайней мере, вплоть до развязки. И не важно, кто тут злодей, что им движет и ради чего; пока не озвучат, вряд ли догадается даже зритель с на редкость пытливым складом ума. Это главное достоинство «Нон-стопа», но ахиллесова пята – в общем-то, то же самое.
Причем твистов, хороших или идиотских, ждать не приходиться. И серьезность, с которой нам преподносят очередной авиа-детектив (если не вспоминать о том, что в таких рамках особо и негде как следует развернуться) не раздражает, и Нисон, в шестьдесят лет резко переквалифицирующийся в последнего героя боевиков, смотрится в подобном амплуа на редкость органично – пытавшиеся справиться с ним пассажиры выглядели в лучшем случае гномами-переростками. Финальный выстрел в рапиде, рукопашка в пространстве тесного толчка, Нионго, после «Оскара», болтавшаяся без дела – моментами действие парит над традиционностью, но все это уходит в крутое пике, стоит только обнаружить в сценарии типичное навязывание семейных ценностей. Или, что еще хуже – ворошение грязного белья, обсасывание такой больной темы для Соединенных Штатов. И возникает такая, может, несколько надуманная перекличка с кортесовским «Погребенным заживо», где наглядно разрушили миф об иллюзии безопасности, в частности отвесив увесистого пинка местным спецслужбам, разбрасывающимся пустыми обещаниями. И «всем на тебя наплевать» – это было даже не смелое художественное решение, а трезвый взгляд на ситуацию. Кольет-Серра же, в свою очередь, отчего-то предпочитает витать в облаках. Отчего наблюдать за подобным вдвойне странно – вроде тоже испанец, а предпочитает решает проблемы чисто по-американски.
Александр Гофман