КОНФУЦИЙ (CONFUCIUS)
2009, Китай, 125 мин.
Жанр: байопик про мудреца
Режиссер: Ху Мэй
В ролях: Чоу Юнь-Фат, ЦзяньбиньЧэнь, Чжоу Сюнь, Яо Лу, Жэнь Цюань
Все, что связано с именем Конфуция, распадается на две части: биография и учение. Этот фильм про биографию. Да не про все 73 года жизни китайского народного учителя, а про тот ее период, который называют временем изгнания. Ум и государственный подход еще молодого Кун-цзы замечает правитель царства Лу и назначает его министром внутренних дел. На ответственном посту дальновидный философ по мере немногих возможностей пытается объединить разваливающийся на феодальные вотчины Китай. То бишь, если по-научному – борется с сепаратизмом. Заодно показывает, что такое гуманность, проявляет поразительную смекалку и чудеса красноречия. Но не всем в правящих кругах это нравится, да и мало кто вообще способен понять действия Кун-цзы, поэтому его изгоняют из родной провинции. Тут-то и начинаются странствия Конфуция по чужим землям с толпой учеников и горой исписанных свитков.
Масштабное историческое полотно о хождениях и воззрениях самого мудрого, самого светлого, премного почитаемого и часто поминаемого мыслителя Конфуция, или более аутентично Кун-цзы, провалилось под хруст попкорна. Вроде и не скажешь, что картина совсем паршивая. Напротив – сделана она достаточно ровно, со знанием режиссерского ремесла и зрительских интересов. Надо бы и похвалить, и порадоваться чуть-чуть, но тут же бросается в глаза и въедается в печенки лишь одно противное слово – голливудщина. Ладно, пусть фильм будет ориентирован на Запад, одновременно перегружен неудобоваримыми китайскими названиями, лишен цельной сюжетной линии. Но как же оправдать примитивную драматургию, которая сплошь построена на иллюстративности, не обладает и толикой внутреннего напряжения, развития характеров и ради пущего эффекта напудрена постылыми мотивами из американских боевиков? Всякое чувство, какое зритель должен увидеть на экране, обязательно подкрепляется размахиванием рук, помпезными возгласами и трехслойным водонепроницаемым пафосом. Всякая мысль сводится до детсадовского уровня хорошо-плохо. А все персонажи делятся на Конфуция и идиотов. От последних вычленяется подвид гадких тупиц – это генералы и прочее китайское начальство, и табун самоотверженных героев, учеников мудреца.
Вообще, наверно, все биографические фильмы о хрестоматийных персоналиях стремятся разрушить книжный, ученический и часто поверхностный взгляд на личность великого гражданина. «Конфуций» тоже стремится. Получается. Исполнитель главной роли Чоу Юнь-Фат убедителен, пластичен, органичен, короче говоря, великолепен. Конфуций здесь – как живой. Смотря в его по-доброму улыбающиеся глаза, видишь перед собой истинного мудреца, несущего в себе чувство, знания и любовь. Он вовсе не восковая фигура, не ходячий идол, но человек страдающий, радующийся и сомневающийся. Вот Юнь-Фат смеется – одними глазами – и в тебе, в зрителе, вдруг тоже появляется внутреннее веселье. А иной раз героя повергает уныние, проворная камера дает крупный план, и все тот же взор становится невыносимо печальным, и боль его ощущается, как своя.
Однако на фоне одного персонажа остальные точно истуканы. Дело даже не в том, что актеры работают спустя рукава – сам сценарий поневоле нивелирует их, несмотря на наличие реальных имен и заметных подвигов. Глупее всего кажутся сцены, в которых режиссер предлагает поволноваться, а другой раз и всплакнуть о совершенно безликих героях. С какой это стати?
Вторая явственно видимая претензия создателей фильма – это эпичность: панорамные пролеты камеры над полями сражений, несметные армии, стрелы, притормаживающие в эффекте слоу-мо. И всего этого ридли-скоотовского выпендрежа минуты на 3 в двухчасовом хронометраже. Причем, для пущего впечатления рассыпаны они крупинками по несколько секунд каждая. Так сказать, отчитались о потраченных средствах.
В целом фильм пытается разом усидеть на двух стульях. И исторической точностью хочет похвастаться, и голливудским размахом покрасоваться. Однако вместе они не уживаются, а от американского налета еще и глупостью изрядно потягивает, поэтому все лучшее в фильме – это игра одного актера.
Михаил Тарасов