Если общие сборы первой десятки премьер в России в 2000 году составили менее 12 миллионов долларов, то в 2001-м на счету топ-10 уже 15 миллионов.
Неплохой, казалось бы, прогресс, если вдруг забыть о "Титанике" Джеймса Кэмерона, который еще в 1998 году прикарманил фантастическую сумму в $18,4 млн. Мораль сей басни такова: если в прокате появляется кэмероновский хит, вся статистика летит к черту. Так что до 2009 года ("Аватар") у нас все ровно и логично.
"ЧЕТВЕРТЫЙ АНГЕЛ"
$134 160
Нахождение фильма такого уровня, как "Четвертый ангел", в десятке самых кассовых лент года, иначе как неудачной шуткой и не назовешь. При всем уважении к Джереми Айронсу и Форесту Уитакеру, назвать их суперзвездами все же язык не поворачивается. Да и имя режиссера Джона Ирвина не обладает каким бы то ни было весом не только в России, но и в любой другой точке мире. Лента о войне потерявшего семью журналиста против террористов не могла оказаться в топе какой-нибудь иной страны. Для десятого места в РФ ей потребовалось всего $134.000, согласитесь, совершенно невпечатляющий результат. Эта смешная сумма объясняет, что все-таки не наш зритель сошел с ума, а зачаточное состояние российского кинопроката допускает подобные анекдоты. Ну, а если вдруг кто подумал, что мы тут унижаем незаслуженно забытое великое кино, то напомним, что на момент написания этих строк у "Четвертого ангела" был рейтинг на КиноПоиске - 5,9. При аж 208 (!!!) проголосовавших. Кажется, тему популярности на этом можно закрыть.
"ВИДОК"
$565 693
Редкий визит европейской картины в наши края. Причем, визит можно в полной мере назвать удачным - полмиллиона долларов для странного, пусть и стильного французского детектива, являются достойным результатом. Сказалась тут и давняя русская любовь к нашему будущему соотечественнику Жерару Депардье, и шумиха, поднятая техническим новаторством режиссера Питофа, который первым в мире снял фильм полностью на цифровую камеру. За неестественность картинки "цифры", кстати, многие обругали "Видока", но дело было сделано - исторический прецедент создал необходимую рекламу. К чести фильма стоит сказать, что история гениального парижского сыщика XIX века оказалась весьма эффектной - кадры оператора Жан-Пьера Совера (также повинного за "Джорджино" и "Такси") хочется буквально повесить в рамочку и любоваться, да простят нас потомки за столь махровую фразу. В России фильм Питофа получил дополнительную интригу - редкий зритель не ассоциировал странное слово "Видок" с человеком в зеркальной маске на постере, а потому его ждал сюрприз буквально на первых же минутах просмотра.
"АМЕРИКАНСКИЙ ПИРОГ 2"
$1 020 000
Думаете, это четвертый "Американский пирог" был пропитан чувством ностальгии? А вот и нет, ностальгия витала в воздухе уже со времен второй части, спустя всего 2 года после выхода оригинала. Здесь наши герои уже не школьники, а студенты, но тяга к вечеринкам, естественно, сохранилась, так что ребята (и немного девчата) поднимают бокалы "за следующий этап" и стремятся доказать всем окружающим и самим себе, что они способны на ого-го какие проделки. Джеймс Б. Роджерс остался верен заветам братьев Вайц и снял фильм с рейтингом R (иначе в принципе не имело бы смысла браться за это дело), увеличив бюджет втрое, но не особо рискуя - уж 30-то миллионов любители потыкаться в пирог точно отобьют. Для российского же рынка все эти "вход только для совершеннолетних" вообще не имели никакого значения - на сеансах запросто можно было увидеть даже откровенно прыщавых подростков, засмотревших первый "Пирог" на VHS. Стоит ли удивляться, что сборы выросли вчетверо?
"ШРЕК"
$1 070 302
Кажется, что многочисленные "Мадагаскары" и "Ледниковые периоды" радовали нас всегда, но на самом деле до триумфа "Шрека" в мире полнометражной анимации существовала лишь одна франшиза - "История игрушек". По мировым кассовым сборам "Корпорация монстров" от Pixar в итоге собрала чуть больше дримворксовского "Шрека", перевалив за полмиллиарда долларов (правда, у зеленого великана и бюджет был пониже), но история запомнит все же не это, а то, что именно "Шрек" получил "Оскар" в только-только появившейся номинации "Лучший анимационный фильм". И он действительно этого достоин, как и (сомнительной) чести быть упомянутым в нашем топе - никогда еще анимация не выглядела столь впечатляюще, да и с точки зрения юмора "Шрек", пародирующий известнейшие сказочные штампы, смотрится образцом для подражания даже на сегодняшний день. Только нам кажется, что "подражать пародии" - это как-то странно...
"ЧАС ПИК 2"
$1 517 869
"Куй железо, пока горячо", гласит народная мудрость, которую Брэтт Ретнер никогда не слышал, но которой наверняка руководствовался. В 1998 году он свел самый длинный язык Запада с самыми ловкими руками Востока, а сейчас сделал все то же самое, только еще смачнее, приправив дело азиатской экзотикой. Российский зритель был знаком с дуэтом Такера и Чана лишь по видеокассетам (пиратским, в основном), но впечатлений хватило, чтобы озаботиться и покупкой билета на сиквел. Примечательно, что в итоге ни зрители, ни критики фильм особо не хвалили, но вот в чем закавыка: даже если ты не в восторге от сеанса, деньги за билет ты вернуть не можешь. По крайней мере, в большинстве известных нам случаев (вспомним тот перл с "Артистом", где одному бедолаге возместили стоимость билета потому, что он не подозревал, что фильм немой). Подобный финт с "Час пик 2" точно бы не сработал - Крис Такер не затыкался даже в экшн-сценах.
"МУЛЕН РУЖ"
$1 650 000
В СССР мюзиклы можно было пересчитать буквально по пальцам, а уж с 90-х годов они и вовсе перестали выходить. А меж тем, на загнивающем Западе к музыкальному жанру относились куда как нежнее, не стесняясь вкладывать в производство вполне серьезные деньги. И пусть "Мулен Руж" не стал хитом, он позволил создателям заработать, что превратило База Лурмана в перспективного постановщика (другое дело, что из этого в итоге ничего не вышло - Лурман за 12 лет снял всего 2 фильма). А вот для красавицы Николь Кидман роль роковой куртизанки Сатин стала одной из последних ролей, которые были высоко оценены - она получила свой второй "Золотой глобус" (а ведь во время съемок актриса даже умудрилась сломать ребро). Совсем скоро, после триумфального 2003 года ("Оскар", "Серебряный медведь", BAFTA, "Золотой глобус"!), все ее проекты перестали собирать кассу. А вот ее гонорары парадоксальным образом лишь росли, что сделало ее участие в съемках самым неудачным вложением денег в Голливуде. Но все это будет потом, а пока - зритель более чем охотно шел полюбоваться на внезапно ставшую свободной Николь (развод с Томом Крузом произошел за 3 месяца до премьеры).
"ПЕРЛ ХАРБОР"
$1 890 000
Режиссер "Скалы" и "Армагеддона" для российского зрителя в дополнительных представлениях не нуждается. Особенно, если решил снять масштабнейшее кино на тему Второй мировой войны, которой нашего зрителя пичкают без устали уже который год. У Бэя, естественно, в кадре нет никаких русских, зато есть один черный и один заика, оно и понятно - речь все же об американской войне с японцами. Но для нас с вами нет совершенно никакой разница кто там с кем дерется (и кто с кем спит, если уж вдруг следить за мелодраматическим сюжетом). Важно лишь то, что самолеты красочно взрываются, а корабли красочно идут на дно. Болеем, конечно, за корабли, ведь на них напали, прямо как в воскресенье 22 июня. Да и кто там разберется в технических характеристиках, что это за корабли вообще (подсказка - слишком современные для Второй мировой), так что переживать можно как за родных. А нашим только дай волю попереживать, тем более, что рекламу в кинотеатрах запустили аж за полгода. И ведь не прогадали!
"ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА 3"
$1 950 000
Первые две части "Парка Юрского периода" были отличными фильмами вовсе не потому, что "там про динозавров", как рассуждало в 2001 году большинство, а потому что командовал парадом Стивен Спилберг. Впрочем, бесноватой детворе, которая засматривала на VHS "Jurassic Park", на эту фамилию было по большому счету плевать, они шли в кино посмотреть на огромных монстров. И совершенно напрасно, потому что Джо Джонстон возложенное на него доверие оправдал, скажем так, не в полной мере, хотя продюсерская рука Спилберга все же и чувствуется. Фильм мог предложить фанатам лишь возвращение Сэма Нила, спинозавра (который запросто закусывает нашим любимым тираннозавром), да птеродактилей. При этом летающие ящеры, дебютировавшие на большом экране, должны были попасть еще во второй фильм, но дальше раскадровок дело не зашло, а жаль. Но с другой стороны - тогда в триквеле смотреть стало бы вообще не на что, а доверчивый зритель все равно бы купил билет. Так не будем же столь жестоки.
"ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН"
$2 180 000
"Планета обезьян" стала одним из шести фильмов, собравших в российском прокате более $2 млн. (остальные - "Титаник", "Звездные войны: Эпизод 1", "Мумия возвращается", "Парк Юрского периода", "Сибирский цирюльник"), но несмотря на то, что лента Тима Бертона формально является самодостаточным фильмом, это все же перезапуск известной франшизы, насчитывающей уже 5 частей, хоть и порядком подзабытых (с 1973 года, когда серия уже являлась трэшем, много воды утекло). Бертон сделал фильм совершенно непохожий на свои предыдущие работы: во-первых, никакого Джонни Деппа, во-вторых, никакого нуара. Потому вполне закономерным является вопрос: зачем вообще было приглашать его в качестве режиссера? Впрочем, со своей задачей он худо-бедно справился - фильм отбил вложенные в него средства, но так неохотно, что Голливуд не рисковал возвращаться к обезьяньей теме еще 10 лет, предпочитая обезьянничать на экранизациях комиксов.
"МУМИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ"
$3 050 000
Когда первая "Мумия" вышла в России на видеокассетах, то стала не просто хитом, а натуральной легендой. Эти затертые вэхаэски продавались на каждом углу, передавались из рук в руки, а кино не обсуждал только ленивый. Правда, в обсуждениях больше делался упор на шикарную атмосферу, приятных героев и потрясающие спецэффекты; никто не вспоминал оригинальную ленту 1932 года с Борисом Карлоффом, зато публика была разогрета и готова к появлению продолжения. Сиквел не заставил себя долго ждать и не разочаровал зрителей - вновь Стивен Соммерс, Брендан Фрейзер, Рейчел Вайс, Джон Ханна и Арнольд Вослоу, вновь серьезный бюджет (чуть возросший), вновь солидные спецэффекты (их стало больше). Подросли и кассовые сборы, но только за счет американского проката. Исключением стал русский зритель, питающий к Египту, где он привык проводить свои отпуска, особые чувства. У нас "Мумия возвращается" стала непререкаемым лидером проката, обойдя конкурентов на треть корпуса. В отличие от гонок F1, для выяснения подобного превосходства в бокс-офисе задействовать фотофиниш не требуется.
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<