Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-25 лучших антиутопий. Часть 1 из 3
Автор: Игорь, Константин, ЕгорДата: 22.11.2014 07:50
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Итак, это произошло – антиутопия стала реальностью. Полицейские бьют дубинками по голове за косой взгляд, а за несмешные анекдоты и вовсе сажают в тюрьму. Нет, это не сводка новостей (наверное), а лишь прелюдия к нашему новому топу. Наверное.


Антиутопия – жанр, противоположный утопии, описывающий государство (или целый мир), в котором что-то пошло не так, и вместо торжества справедливости получилось сами понимаете что. Богатым и сильным живется как всегда хорошо, бедным и слабым – еще хуже, чем раньше. На справедливость рассчитывать не приходится, можно либо смириться и получить тюремный срок (рассчитывать на справедливость – мыслепреступление!), либо устроить революцию и погибнуть.

В общем, особо впечатлительным, нервным и беременным антиутопию лучше избегать. А вот нашу статью можно читать безо всякой опаски. Ну, почти.

Внимание!
После прочтения текста существует вероятность стать параноиком или либералом. Пожалуйста, держите себя в руках.



«СУДЬЯ ДРЕДД 3D» (2012)

В мире, где совершается 12 тяжких преступлений в минуту (17.000 в день), а органы правопорядка успевают реагировать только на 6% из них, нет ни времени ни ресурсов для длительных судебных тяжб, апелляций и заседаний добропочтенных присяжных. По факту любого проступка каждый получает приговор, моментально приводящийся к исполнению. Но что делать, когда идеальная, по меркам какого-нибудь Роршаха, система правосудия дает сбой? И кто судья судьям?

Новая экранная реинкарнация Дредда вышла более резкой, зрелищной, но при этом более камерной, чем его далекий от канона предок. Однако, даже в декорациях одного единственного жилого блока с милым названием «Персиковые деревья», режиссер Пит Трэвис отражает всю суть социальных отношений в Мега-сити. Есть плохие люди, есть судьи. И еще те, кто стараются держаться подальше от тех и от других. И отдельным особняком существует Дредд – бескомпромиссная и неутомимая машина по восстановлению справедливости любым доступным методом. С одинаково напряженным лицом от переизбытка законостерона швыряющая наркодилеров с балконов и выдалбливающая кадык продажным коллегам. В нашей реальности такой бесцеремонный персонаж вряд ли сыскал бы славу и почет. Но в своем мире он практически единственная надежда на относительно спокойное завтра. Ведь опустить руки и сдаться под гнетом загнившего общества и коррумпированных судей для тру-Дредда – это как снять шлем: непростительное преступление.

Главный борец с режимом: Бездомный на входе в «Peach Trees».
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Сначала переживем ядерную войну, а там посмотрим. Но вероятность появления неподкупного и трудноубиваемого при этом стража порядка, будем честным, не очень велика.



«ВРЕМЯ» (2011)

«Счастливые часов не наблюдают», гласит старая поговорка. И кажется, что все вокруг счастливы, ведь достигая 25-летнего возраста люди перестают стареть и могут вечно выглядеть молодыми. Если, конечно, на их таймере, вшитом в руку, есть достаточно времени, ведь когда таймер обнулится наступит смерть. При таком раскладе, единственной валютой в мире становится время, но капитализм такой капитализм – у богатых в запасе сотни лет, а бедняки живут буквально одним днем, сегодня зарабатывая себе на завтра. И как быть, если у тебя осталось полтора часа, а проезд на автобусе до дома стоит два?..

Новозеландец Эндрю Никол снял фильм про пунктуальное общество, не думающее о мгновеньях свысока (в большинстве своем), где каждый старается не опоздать и все сделать вовремя. Одна маленькая деталь – замена долларов на минуты – переворачивает все с ног на голову и превращает жизнь в жестокую антиутопию, хотя по факту, режиссер делал картину про нас с вами, ведь без денег мы все равно долго не протянем. И множество оригинальных задумок, типа борьбы или игры в покер на деньги, тысячелетий чистого времени, хранящихся в сейфах или смерти подобной инфляции, лишь отвлекают нас от мысли, что мы уже живем в антиутопии, когда ежедневный доход одних людей превышает десятилетний других. И все-таки, «Времени» чего-то не хватило, кажется, что в виде сценария оно выглядело приличнее. Возможно, виной тому слабый экшн, но уж на атмосферу это никак не повлияло, а в результате перед нами одна из самых оригинальных антиутопий, в которой нет ничего лишнего, лишь голая суть жанра, его скелет. Отсутствие «мяса», кстати, многих зрителей и отпугнуло.

Главный борец с режимом: Простой трудяга Уилл Салас.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: В будущем ученые смогут продлить жизнь человека на весьма длительный срок, но, естественно, доступны биологические и кибернетические апгрейды будут лишь малой доле населения. Так что, если считать фразу «время – деньги» лишь метафорой, фильм весьма правдив.



«СУРРОГАТЫ» (2009)

2057 год – пик всеобщего новомодного фетиша «аватаров». Суррогаты – или просто суры – роботы, которыми люди управляют, как персонажами в онлайн-игре. Теперь можно даже самому не ходить на работу: все делают суры, внешне отличные от живых людей лишь румяностью щек и молодостью. Люди настолько привыкли к комфортному сидению дома, что боятся лишний раз выйти на улицу «вживую», ведь все опасности «онлайн-игры» для них – не настоящие. Но что, если уничтожение суррогата повлечет за собой гибель и его владельца? Подобный инцидент полностью меняет привычную картину мира и вызывает панику.

Джонатан Мостоу является, мягко говоря, не самым популярным режиссером в среде киноманов после провала «Терминатора 3». С тех пор снимать он стал еще реже, но не сказать, чтобы сильно лучше. Главная прелесть фильма – Брюс Уиллис в двух ипостасях: живой плоти и кибернетической. Ознакомиться с «Суррогатами» нужно хотя бы, чтобы посмотреть на гламурную версию Брюса, который ведет себя здесь, как настоящий Джон МакКлейн – бегает, прыгает и не боится, что ему испортят прическу (да, Уиллис тут с волосами!) или оторвут руку. И когда после всех этих акробатических выкрутасов появляется уже настоящий Лысый Орешек, на контрасте выглядящий еще печальнее – сонный, потрепанный, морщинистый и уже опасающегося любого удара (впрочем, изнеженные сослуживцы переживают за его здоровье куда больше), начинаешь куда острее воспринимать происходящее на экране. Ведь главный герой наконец-то стал гораздо уязвимее, чем любой из его противников. А это редкость для жанра экшн.

Главный борец с режимом: Полицейский Том Грир.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Как только технологический прогресс дойдет до определенной стадии, подобный сценарий будет неизбежен, хотя вряд ли увлечением «аватарами» станет настолько доминирующим в мире.



«СУДЬЯ ДРЕДД» (1995)

Ядерная война все-таки случилась, но человечество выжило, сосредоточившись в отдельных городах-государствах. Вот только, кажется, ничему не научилось, потому что построило «новый дивный мир», погрузившись в хаос и террор. Государственные органы были вынуждены ввести в гражданском обществе военно-полевые суды, где судья и ловит преступника, и выносит приговор, и исполняет его. А что поделать, с волками жить – по-волчьи выть. Но даже среди стальных Судей Мега-сити есть один, от которого взвоет любой правонарушитель – Дредд.

Формально Дредд является положительным персонажем, но частенько перегибает палку, так что мы бы не советовали сталкиваться с ним даже самым законопослушным гражданам. В фильме Судья изображен гораздо человечнее, чем в комикс-первоисточнике уже хотя бы потому, что частенько снимает свой шлем (что было единственным табу для комиксового Дредда, ибо «правосудие не имеет лица»). Дредд – это такой Грязный Гарри, который способен сам нарушать закон, потому что: 1) уполномочен на это; 2) кричит «Я и есть Закон!!!». Сосредоточь создатели свое внимание на произволе полицейского государства (которое все же лучше анархического безумия), фильм мог бы стать шикарной антиутопией, но за весь произвол отдувается комик Роб Шнайдер, а создателям куда интереснее рассказывать о заговоре, в результате которого «хороших» Судей сменят «плохие». В результате получился очередной боевик с Сильвестром Сталлоне, но с любопытной атмосферой тотальной контр-террористической операции.

Главный борец с режимом: Герман Фергюсон (несправедливо обвиненный) – робко что-то лепетал в свою защиту; фанатичный террорист Рико (несправедливо освобожденный) – считает существующий режим слишком мягким.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Либералы, конечно, против, но кое-где полицейские явно охотно превышают свои полномочия. Правда, пока еще неофициально. Впрочем, история показывает, что полицейские государства – вовсе не выдумка, а потому сценарий наверняка еще не раз повторится.



«КИН-ДЗА-ДЗА!» (1986)

В далекой галактике Кин-дза-дза есть планета Плюк. Самая бестолковая идея, что может прийти в голову космическому путешественнику – посетить эту великую свалку, где проживают две не то расы, не то касты, пинающие друг друга по поводу и без. Увы, прораб Владимир Машков и студен Гедеван попали сюда из-за причудливой ошибки. Теперь им предстоит как-то найти дорогу домой, пробиваясь сквозь культурологические барьеры вечно недовольных жителей планеты. А попутно доказать, что советский человек везде сможет проявить себя и выбраться практически из любой ямы.

Комедийная антиутопия Георгия Данелия давно стала культовой. Ее растащили на цитаты, а полный чатланский словарь вам процитирует каждый второй. Это неудивительно. Несмотря на причудливые декорации и атмосферу позабытой планеты-свалки, в сюжете просматривается явная пародия на общество того времени. Жадные, эгоистичные, самовлюбленные пришельцы, с радостью готовые перегрызть друг другу горло за пригоршню паршивых спичек, – не самый приятный портрет современника. Но еще страшнее – неприспособленность молодежи к меняющемуся миру. Бойцы старой закалки выживут, остальным придется приспосабливаться – говорит Данелия. Но даже в этом невзрачном, проржавевшем мире есть место благородству. А под занавес сюжет выделывает забавный твист, показывая, что даже такая мусорка лучше и человечнее некоторых фашистских планет. Данелия дает шанс человечеству. За новыми выводами он придет значительно позже и уже в анимационном формате.

Главный борец с режимом: В первоначальном варианте – Кырр, чатланин с транклюкатором, недовольный политикой ПЖ. Недовольство достигает таких высот, что Кырр устраивает революцию на Плюке и приходит к власти. В конечном варианте – он всего лишь эпизодический персонаж, а роль борцов достается Дяде Вове и Скрипачу.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: За вычетом диких пустынь, летающих ржавых ведер и странноватого слэнга, можно утверждать, что все мы давно живем на Плюке. Сатира Данелии универсальна и остается актуальной даже спустя почти тридцать лет.



«ПОТРОШИТЕЛИ» (2009)

Мечты о долгой жизни сбылись! Теперь любой желающий может позволить себе имплантировать искусственные внутренние органы – начиная с печени и заканчивая глазами. Вот только компании Union, занимающейся производством органов, невыгодно сразу продавать свой товар, куда интереснее предлагать его в рассрочку. Так и процентов больше, и продукцию можно вернуть обратно, если клиент вдруг просрочит платеж на 96 дней. В общем, все счастливы. Кроме, конечно, тех клиентов, которые согласились платить бешеные проценты, но затем по каким-то причинам не смогли найти нужные средства. К таким бедолагам в гости наведывается коллекторская служба, или просто потрошители.

Все законно! Подписал договор – пеняй на себя. Или продавай все свое имущество и погашай кредит. Еще можно попробовать сбежать, но в будущем весьма проблематично скрыть в своем теле нелицензированные органы. Работа потрошителей, конечно, выглядит отнюдь не гуманно, но самое страшное, что с определенной точки зрения тотальная власть компании над жизнями своих клиентов не выглядит чем-то несправедливым. В конце концов, людей никто не заставляет подписывать бумаги и уж тем более не заставляет опаздывать с платежами, а 96 дней – вполне достаточный срок для того, чтобы найти новую работу. За всей этой кровавой рутиной, в которую превратились будни потрошителей (некоторые из которых, как Рэми, получают от процесса удовольствие), борцы за права человека как-то забывают, что если бы не кредиты от Union, все эти неудачные кредиторы давно были бы мертвы. Так почему бы и не заплатить, пусть и хорошие деньги, за продление жизни? Ой, кажется, черствые авторы «25-го кадра» уже морально готовы к такой антиутопии.

Главный борец с режимом: Бывший коллектор-оперативник Рэми.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: «Завалившего» оплату ипотеки на вполне законных основаниях выгонят из квартиры. Изъятие просроченных искусственных органов – вещь более специфическая, но если это дело узаконить… В любом случае, проще создавать бюджетные и некачественные органы для бедняков, которые будут чаще выходить из строя, вместо того, чтобы бегать за ними и вырезать. Хе-хе.



«ЭЛИЗИУМ: РАЙ НЕ НА ЗЕМЛЕ» (2013)

Матушка Земля больше не похожа на эдемский сад и превращается в одно большое гетто. Проблемы с провизией, здравоохранением, безработицей, перенаселением – вот что ждет бедолагу, дожившего до 2154 года. Но если ты очень богат и успешен, то добро пожаловать на Элизиум – место, где нет ни голода, ни болезней, ни тех, кто эти голод и болезни олицетворяет. Завораживающий вид на бывшее место обитания включено в стоимость элитного паспорта. Спонсор вашего комфорта – клишированная стерва-злодейка от Джоди Фостер, которая костьми ляжет, но не позволит грязным нищебродам бродить по ее райскому царству.

Уже во второй своей полнометражной работе подряд южноафриканский режиссер Нил Бломкамп демонстрирует нам аллюзии на проблемы современного общества, пряча их под образами далекого будущего или альтернативной реальности со вторжением инопланетных форм жизни. И Нила даже не получается упрекнуть в самокопировании (как случилось с Эндрю Николом), видно, что он нашел в этой теме себя как творца, способного поделиться своими мыслями с широкой публикой. И дабы эта самая публика не тянула свои загребущие руки ко рту в зевательных рефлексах, Бломкамп, конечно же, снабжает свои истории изрядной долей экшна и насилия. После чего, как правило, главный месседж режиссера всем становится до лампочки. А жаль. В случае с «Элизиумом», Нилу, пожалуй, не хватило немного масштаба: настоящая революция вершится руками кучки немытых работяг – слишком смело и сказочно, даже с крутым экзоскелетом.

Главный борец с режимом: Макс – рабочий, которого переработала и выплюнула за ненадобностью система, но немного не рассчитала его стремление к жизни.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: От перенаселения в итоге человечество никуда не денется, как и от классового разделения на богатых и бедных. За примерами разделение на «граждан» и «неграждан» далеко идти не надо – достаточно посмотреть на нынешнюю Латвию. Но при текущем развитии космических программ ни о каких городах на орбите Земли говорить не приходится.



«ТЕМНЫЙ ГОРОД» (1998)

Наверное, у Джона Мердока бывали ночки и похуже. Но раньше ему не приходилось просыпаться голым в ванной рядом с трупом изрезанной жрицы любви. И нарастающая мигрень явно не способствовала прояснению ситуации. Поэтому Мердок поступил как и положено настоящему Избранному. Вину не признал, от стражей порядка сбежал, свое собственное расследование начал, параллельно поднимая кучу шума вокруг своей персоны. Еще бы, ведь в его жилах должно находиться заветное лекарство для инопланетной расы экспериментаторов. А они-то привыкли получать то, что им нужно. И отсутствие желанного результата является неудовлетворительным.

В 1998 году вышла очень неоднозначная картина Алекса Пройаса «Темный город». Великолепные спецэффекты, атмосфера антиутопичного нуара, город, погруженный в вечный сон, ограниченный парой кварталов, глобальный заговор, Избранный, способный менять пространство и время. У этой ленты было все, чтобы стать шедевром, но немножко не сложились звезды. Куча оригинальных находок потонула в алогичном сценарии. То, что начиналось как конспирологический детектив, быстро мутировало в борьбу за будущее с иноземной заразой. А для большего диссонанса Избранному зачем-то привили способность к телекинезу. В результате визуальное пиршество нельзя воспринимать иначе как пародию на «Матрицу», вышедшую значительно позже «Темного города». А проблема в том, что нагородить кучу вопросов намного проще, чем дать им вменяемые ответы. В результате вместо игр разума зрители получили стильную мрачную сказку о невидимой клетке. Но мир вышел настолько выразительным, что Вачовски слегка доработав концепцию напильником на данном материале смогли создать свою незабываемую икону (хотя, конечно, задумали они свой проект гораздо раньше, но о нем – в другом топе).

Главный борец с режимом: Джон Мердок, несправедливо обвиненный в убийствах девушек легкого поведения, Избранный с задатками телекинеза.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Если пришельцы из далеких миров и решат когда-нибудь выйти с нами на связь, не ждите конструктивного диалога. Вы вот, например, намного умнее таракана, вы хотите с ним это обсудить? А уж если в человеческом ДНК будет лежать ключ к спасению инопланетной цивилизации – готовьтесь к роли лабораторной крысы. Впрочем, где гарантия, что мы сейчас не в ней? Стенки иллюзорных клеток не всегда видны.



«ГОРОД ПОТЕРЯННЫХ ДЕТЕЙ» (1995)

Кранк не может видеть сны. Зато он может создавать множество причудливых штуковин, ворующих эти сны у детей. Дети, правда, пугаются инфернального изобретателя и потому начинают видеть исключительно кошмары, но Кранк изо дня в день упорно повторяет свой эксперимент, собирая все новые биологические образцы в Городе потерянных детей. В городе, где цвета искажены, моральные границы стерты, а дети предоставлены сами себе (кроме тех моментов, когда воруют для сиамских близнецов). И, возможно, проект увенчался бы успехом, если бы в один из ненастных дней циклопы Кранка не похитили младшего братишку приезжего циркового силача Уана.

Если попытаться подобрать жанр, чтобы описать картину Марко Каро и Жана-Пьера Жене, то это будет, определенно, что-то жуткое из серии «фантасмагоричная антиутопия». Сказочная картинка погружает нас в дивный, пугающий мир, где со свойственным французам мрачным обаянием, перед нами разыгрывают незамысловатую пьесу. Сюжет в «Городе…» условен. Подобная визуализация вообще могла обойтись без сюжета. Юный рыжий Рон Перлман, пугающе невменяемый Доминик Пинон, вызывающий истерический крик Даниэль Эмильфорк. Здесь каждый кадр – симфония стиля. Музыка, написанная Анджело Бадаламенти, окутывает нас зеленоватой сыростью, и голос Марианны Фэйтфулл шепчет о том, кто сегодня похитил мечту. Иррациональный цирк уродцев, где каждый по-своему одинок и несчастен, в городе, из которого нет выхода. В этом мире никто и никогда не захочет жить, но это определенно самый любопытный аквариум, населенный причудливыми героями.

Главный борец с режимом: Недоразвитый силач Уан, девятилетняя девочка Миетт и странный водолаз без памяти.
Вероятность подобного сценария в реальной жизни: Вряд ли эксперименты со снами когда-нибудь достигнут подобных размахов. Скорее это гротескное описание общества, где каждый человек одинок по-своему. И если не обращать внимание на цирковое уродство, вполне можно различить черты окружающего нас общества.



Игорь Талалаев
Константин Большаков
Егор Пичугов

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 245 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio