ВОСХОЖДЕНИЕ ЮПИТЕР (JUPITER ASCENDING)
2015, США, 127 мин.
Жанр: фантастика, фэнтези, экшн
Режиссер: Энди Вачовски, Лана Вачовски
В ролях: Мила Кунис, Ченнинг Татум, Шон Бин, Дуглас Бут
Не сладко сейчас приходится оригинальной фантастике – прошлогодняя "Грань будущего" яркий тому пример. Однозначный успех и масса лестных отзывов от благодарных зрителей на одной стороне медали и существенные убытки студии на другой. В случае с "Восхождением Юпитер" ставки сделаны в первую очередь на статус режиссёров – хотя, конечно, ажиотажа, как от последнего фильма Нолана (являющегося, скорее, исключением) здесь быть не может. Видимо, поэтому новое творение Энди и Ланы Вачовски производит впечатление работы, сильно скованной продюсерскими ограничениями, призванными сделать фильм привлекательным для самой широкой аудитории (что, в конечном итоге, ведёт к его "усреднению" и обезличиванию).
Мила Кунис играет русскую эмигрантку из Чикаго, которая занимается семейным клиннинг-безнесом, и в перерыве между чисткой ковров и драиньем туалетов "ненавидит свою жизнь". Имя Юпитер она получила от трагически погибшего ещё до её рождения отца, который любил глазеть на звёзды. Теперь же она сама хочет купить себе телескоп, но из-за нехватки наличности соглашается на весьма сомнительную сделку, предложенную братом. Сделка в итоге не выгорит, зато Юпитер узнает, что "мы не одни во Вселенной", став главным объектом споров некой королевской семьи. Брат-лентяй, брат-психопат, и сестра-себе-на-уме – каждый имеет относительно Юпитер свои планы, посылая на Землю отряды бойцов, поочерёдно устраивающих разборки на нашей бренной планете. Кому-то нужно её убить, а кому-то – наоборот, спасти и доставить по назначению, как герою Ченнинга Татума, к которому у Юпитер поразительно быстро просыпаются чувства. Экшн-секвенции не заставят себя ждать – и они здесь выполнены вполне достойно, как, впрочем, и общий визуальный стиль картины.
Вачовски уделили достаточно внимания проработке деталей – это касается как внешнего облика придуманного ими мира, так и его внутреннего устройства. Тем не менее, сценарий оказывается не способен использовать эту продуманную концепцию максимально эффективно, отказываясь в должной мере развивать заложенные в неё идеи и увязая в универсальных для жанра штампах. Сюжет лишь обозначает некую моральную проблематику, когда Юпитер предлагается сделать выбор, но загвоздка в том, что здесь всё, так или иначе, решается физической силой, и зависит от того, успеет ли герой Татума оказаться в нужном месте в нужное время – так что моральные дилеммы героини, и, соответственно, её характер роли не играют. Милая Мила – уж простите за каламбур, но это самая точная характеристика её героини, у которой интерес к происходящему эквивалентен эмоциям человека, узнавшего о небольшом выигрыше в лотерею. Вачовски создали впечатляющую вселенную, но было бы не лишним населить её колоритными и живыми героями, способными удерживать внимание. Даже главный экранный дуэт в этом плане не впечатляет – чего уж говорить о суппорте? Свистяще-хрипящий Редмэйн, манерно растягивающий слова – это патетика в чистом виде.
Вообще, подобный сюжет было бы привычнее видеть в какой-нибудь очередной экранизации женского книжного бестселлера, причём не того сорта, где главная героиня пытается выжить и (или) борется с системой, а самого скверного "сумеречного" формата. Главное – королевские гены, а об остальном позаботится прекрасный спаситель в летающих ботинках. А чтобы сильный пол не скучал – действие укомплектовано впечатляющими баталиями с грохочущим саундтреком. Однако, попытки угодить всем и снять фильм по "легкоусвояемым" современным лекалам ни к чему хорошему не привели – в конечном итоге многообещающий концепт затерялся где-то между зрелищными CGI и поверхностной любовной линией.
Василий Марин