РЕВЕРС 666 (BACKMASK)
2014, США, 91 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Маркус Ниспел
В ролях: Стивен Лэнг, Келли Блац, Британи Каррен, Бретт Дир, Гейдж Голайтли
Группа молодых людей (ой, как это ново), наутро оставшаяся в бывшем здании психлечебницы, где намедни проходила шумная вечеринка, немного заигралась с нелепыми заклинаниями, тем самым пробудив недружелюбно настроенного демона, что вселился в одного из ребят. Дежурный обряд экзорцизма потерпел крах, и теперь недотепам во что бы то ни стало нужно искать другой выход ради своего спасения. С одной стороны – бред. Но в умелых руках даже такой, на первый взгляд, не примечательный сюжетец предрасполагает к интересным жанровым маневрам. Но несмотря на все потуги авторов, уже в который раз придется ставить твердый кол в графе «оценка фильму».
Маркус Ниспел, экс-клипмейкер, дебютировавший в большом кино отнюдь нестыдным ремейком канонической «Техасской резни бензопилой», а затем поставивший проходные ленты «Следопыт», «Пятница 13-е» и «Конан-варвар», судя по всему, решил вернуться к истокам своего творчества, но явно потерял хватку. И если с картинкой по-прежнему все в полном порядке, то вот остальное – клинический кошмар (и это не комплимент). Еще в самом начале «Реверса» заметно, что постановщик ринулся во все тяжкие. Помимо сисек и метамфетамина, зрителю предложено полюбоваться сценой суицида, где замученная жизнью девица выстреливает себе в рот. В ней Ниспел копирует самого себя 12-летней давности, только на этот раз сцена поставлена не столь эффектно. Поэтому даже не стоит заикаться о том, что создатели картины не удосужились привнести хоть что-то свежее в это парализованное, беспомощное и заезженное до дыр кино. Если в своем дебюте режиссер напоминал прилежного ученика, старательно эксплуатирующего наработки старших, более опытных товарищей, то сейчас больше смахивает на двоечника-проходимца, безбожно списывающего у других двоечников. И после этого становится немного неловко, ибо размазать по стенке подобный художественный беспредел слишком просто и банально, а сжалиться над ним и чуток поиронизировать желания нет.
Миксуя мистические мотивы (снова чертов экзорцизм), старую добрую расчлененку, жалкие намеки на черный юмор, и приправляя все это тяжелыми гитарными риффами, товарищ Ниспел мог выйти из ситуации если не победителем, то хотя бы не проигравшим, создав какой-нибудь убойный трэш на радость любителям жанра. Но в том-то и вся проблема, что сценаристы и сами не до конца осознали, что же в итоге хотели получить. А главное – для кого все это задумывалось.
Результат, прямо скажем, вышел плачевным. Мало того, что картине решительно не хватает цельности, так и отчаянные попытки пустить зрителя по ложному следу наивны и смехотворны. Отдельного упоминания заслуживает собравшаяся компашка персонажей – это прямо-таки каст любого молодежного слэшера. Кто-то, быть может, возразит, мол, Ниспел снимал дешевую постмодернистскую насмешку, вытаскивая из могил изжитые жанровые клише, но даже если это и так, все равно получилось более чем посредственно. Слишком уж прямолинейно, чересчур в лоб, чертовски неизобретательно. Впрочем, в таком случае немец обдурил не зрителя, а самого себя, и это вызывает не возмущение, и уж тем более не насмешку – одну только жалость.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 16 июля