ЛЮБОВЬ ВРАЗНОС (PAPA OU MAMAN)
2015, Франция-Бельгия, 85 мин.
Жанр: комедия
Режиссер: Мартин Бурбулон
В ролях: Лоран Лафитт, Марина Фоис, Жюдит Эль Зейн, Микаэль Абитбуль, Ванесса Гуид
Картина, в российском прокате получившая название «Любовь вразнос», в оригинале называется куда более как банально и прямолинейно. Зато и правдиво одновременно. Французское «Мама или папа» крайне точно отражает всю структуру сюжета, однако речь тут идет скорее не о пресловутом каверзном вопросе, кого из родителей больше любит ребенок, а о диаметрально противоположных чувствах.
Супруги Лерой решают развестись после более, чем пятнадцати лет счастливого брака, причем цель эта после краткого объяснения выглядит крайне странно. Пройдя в жизни все этапы отношений, успев побывать врагами, друзьями, любовниками и, наконец, родителями аж троих детей, они, похоже, достигли положения, в котором их устраивает все, кроме штампов в паспорте. При этом их личная жизнь в порядке, отношения на высоте, в доме царит дух поддержки и любви, как друг к другу, так и к детям – и именно поэтому все окружающие в полном шоке от такого решения. Все, кроме детей, потому что Винсент и Флоренс, видимо, понимая всю нелепость происходящего, никак не могут подобрать адекватного объяснения/повода/ситуации для чистосердечного признания.
Все меняет случайное обстоятельство: обоим предлагают командировки, фактически, шанс продвинуться по карьерной лестнице и вообще на время сменить обстановку. Винсенту необходимо лететь на Гаити, Флоренс предлагают место руководителя стройки в Дании. Куда в этом случае девать детей совершенно непонятно, загвоздка в том, что опека после развода длится определенное количество месяцев, и кому-то просто необходимо пожертвовать своими возможностями. И если после вполне мирных начальных переговоров отношения между супругами еще полны любви, теплоты и заботы, то дальше начинается довольно жесткая игра под названием «спихни своих детей второй половинке». С такими характерами (оба харизматичны и обаятельны, но обладают изрядной долей безрассудства и, как выясняется, огромным запасом скрытой агрессии) и обстоятельствами, которые им подкидывает жизнь, накопленное друг другом недовольство быстро находит выход наружу, провоцируя настоящий big bang. Дела действительно идут вразнос – вовлекая в радиус действия соседей, коллег по работе, больших начальников и, самое главное, любимых детей, которым так некстати приходиться выбирать с кем из родителей им жить дальше.
В общем-то, «Любовь…» можно назвать образцовым примером того, как не надо воспитывать детей. Ну а если говорить серьезно, то лента представляет собой разновидность ситкома – набор эпизодов, связанных между собой абсолютно нелепым и надуманным предлогом. Быстрая смена тактик, избираемых родителями, влечет за собой динамичный переход между сценами, приемы «тяжелой артиллерии» чередуются с безобидными шутками, из-за чего фильм производит впечатление сырого и в общем-то незаконченного полотна. Кажется, что можно наугад выдернуть отдельные эпизоды и поменять их местами, в итоге все равно мало что изменится. По сути своей, фильм является альманахом курьезных ситуаций, гротескной и местами совершенно идиотской комедией. Он берет нахрапом, чередуя то изнуряющую осаду, то быстрые комические атаки, словно стремясь узнать у кого из героев раньше сдадут нервы и лопнет терпение. Другое дело, что при таких активных действиях нервы раньше всех могут сдать у зрителя.
В свою очередь, мелькают в этом сюжетном безобразии и положительные моменты. Как это водится в жанре комедии, привлекательный первый план способен обеспечить картине львиную долю успеха, и с этим у «Любви вразнос» все в порядке. Лоран Лафитт и Марина Фоис прекрасно отыгрывают свои партии, без особого напряжения и почти бесперебойно выдавая поток юмора. Второй плюс – шутки иногда действительно очень неплохо выстреливают, ну, или хотя бы работают за счет своего количества и нелепости. В-третьих, можно встретить удачные зарисовки семейной жизни, а сумасшедшая сатира, смешанная с проблесками драматизма – довольно интересное сочетание на явно неоднозначном для комедии фоне развода.
Говоря о «Любви вразнос», стоит отталкиваться от основного конфликта, выступающим также в роли конечной цели. Что не говори, а развод и раздельное проживание в виде глобальной задачи выглядят жалко и несомненно деморализуют. При изначальной постановке такой цели становится ясно, что ее не смогут оправдать никакие средства. К тому же вызывают вопросы и сами методы – в сюжете представлена весьма широкая палитра физических и моральных унижений. Звучит ужасно, да. Но, как ни странно, если все-таки принять во внимание, понять (и простить) первоначальные «правила игры», то можно получить от сего действа определенное удовольствие, приправленное известным французским шармом.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 30 июля