УБЕЙ СВОИХ ДРУЗЕЙ (KILL YOUR FRIENDS)
2015, Великобритания, 103 мин.
Жанр: триллер, комедия, криминал
Режиссер: Оуэн Харрис
В ролях: Николас Холт, Эд Скрейн, Розанна Аркетт, Джеймс Корден, Том Райли, Крэйг Робертс
Лондон, 1997 год. Стивен Стелфокс – успешный менеджер по поиску талантов в звукозаписывающей компании. Он живет полной жизнью в своем понимании – путешествия по всему миру, бурные вечеринки и упоение собственным тщеславием. Но любой бизнес, как известно, можно назвать перманентным хождением по тонкому льду. Один неверный шаг – и ты больше не поднимешься, а потому в ход постоянно пускаются все методы ведения самой настоящей и совершенно беспощадной войны всех против всех. Подсиживание конкурентов, погоня за собственными интересами, бесконечные бэд-трипы – здесь никого не интересует талант; деньги и возможность оформить права на потенциальный хит – вот цель ожесточенной гонки.
В общем и целом, «Убей своих друзей» прекрасно вписывается в ряд тех экранизаций, к которым принадлежат великолепные «Грязь», «99 франков» и, пожалуй, «Американский психопат». Неоспоримо, что литературный материал подобного рода всегда необычайно труден для любой адаптации: часто автор общается с читателем напрямую с помощью главного героя, обращается к аудитории, выдает блестящие манифесты или же просто вводит какие-либо сцены, что называется, на радость публики – для более близкого и несомненно порочного знакомства с миром какой-либо индустрии, например.
Эта сложность в буквальном смысле находит свое физическое воплощение – «главное лицо» книги должно обрести реалистичные черты, и ведущему актеру в этом случае необходимо балансировать между карикатурностью/извращенностью образа и необходимостью играть достаточно выразительно для того, чтобы не дать заскучать зрителю, одновременно не перегибая палку и не отталкивая последнего. Интересовать, но и отвращать одновременно – непростая задачка, а? Забегая вперед – Николас Холт со своей партией вполне справляется. Физическая привлекательность сочетается с умением вжиться в образ и показать необходимые для его героя черты «темной» привлекательности и социопатические наклонности, а актерских способностей хватает на то, чтобы заставить зрителя поверить в его наплевательское отношение ко всем окружающим. В том числе и к самому зрителю – Стелфокс самым натуральным образом плюет вам в лицо и, будучи достаточно прямолинейным, заявляет ему об этом при первой же встрече.
Остальной каст не отстает – яркие, броские и одновременно мрачные персонажи, каждый из которых гонится за своей собственной выгодой, не заботясь ни о ком, кроме себя – компания подобралась, что называется, «rotten to the core». Оно и понятно, остальные в таких условиях просто не выживают – уходят сами или же уходят их, причем самыми жестокими и безапелляционными способами. Мир Стивена населяют акулы, девиз которых – «выпусти своего демона и сокруши соперника любым способом, утолив по пути невыносимую жажду крови, отчаянный зов похоти и начинающуюся наркотическую ломку». Помимо амбициозных бизнесменов и не менее алчных музыкантов, встречаются и самобытные (хотя не менее одиозные персонажи) – юный протеже Стивена Даррен (Крэйг Робертс), только начинающий постигать этот безумный мир, в который он попал, отвязный кокаинщик и коллега Уотерс (Джеймс Корден), обладающая отличным нюхом на таланты секретарша (Джорджия Кинг), затравленный полисмен, в свои тридцать с лишним все еще стремящийся попасть в индустрию (Эдвард Хогг) и, наконец, подобие луча света в этом беспросветном царстве – по-настоящему талантливый и многообещающий продюсер Паркер-Холл (Том Райли).
По сути, «Убей своих друзей» можно назвать не только безумным и откровенно грязным произведением, но и достойным пополнением жанра. Фильм медленно разгоняется, но зато потом набирает такую скорость, что зрителю только и остается что пытаться удержаться на виражах. Интерес вызывает в первую очередь тот факт, что картина автобиографична, и, хотя оригинальный четырехсотстраничный роман был ужат почти в четыре раза, она вполне способна наглядно продемонстрировать все те негласные законы, согласно которым функционирует отдельно взятая бизнес-система. Во-вторых, правдоподобность и одновременно извращенность происходящего подчеркивается всеми возможными способами. Само собой, работа мечты включает в себя все элементы роскошной жизни – секс, наркотики, рок-н-ролл. Первые два определенно преобладают, однако картина постоянно напоминает о том, копанию в грязном белье какой из индустрий она посвящена, а потому в диалогах постоянно мелькают отсылки к музыкальным героям (да и злодеям тоже). Эксперты однозначно порадуются, профанам будет как минимум интересно наблюдать за словесными перепалками и отчасти (чего греха таить) черпать новую информацию.
Что еще? Отличный саундтрек, само собой. И, наверное, самое главное – «Убей своих друзей» несмотря ни на что остается черной комедией, причем действительно качественно снятой. И хотя эмоциональный диапазон здесь разнообразен: встречаются и отчаяние, и тоска, и ярость и даже моменты искреннего раскаяния, большую часть времени на губах Стелфокса играет сардоническая усмешка и это, черт возьми, прекрасно.
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 10 декабря