Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Сериал: Остаться в живых (Lost), 2004
Автор: Стас СелицкийДата: 24.02.2016 13:04
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)
Сериал-загадка, сериал-феномен, абсолютно культовое ТВ-шоу заслуживает только такого текста - огромного и совершенно непонятного для любого человека, который не засмотрел «Лост» до дыр.


ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ (LOST)
Жанр: фантастико-философский приключенческий сериал
2004, США, 43 мин.
Количество сезонов: 6
Режиссеры: Джек Бендер, Стивен Уильямс, Пол А. Эдвардс
В ролях: Нэвин Эндрюс, Мэттью Фокс, Хорхе Гарсиа, Джош Холлоуэй, Дэниэл Дэй Ким, Эванджелин Лилли, Юн-жин Ким


Когда группа лиц всех национальностей, летевшая на рейсе 815 авиакомпании Oceanic, неудачно приземлилась на тропическую сушу, яро отбив себе зады, никто не мог и подумать, что, например, одно из воплощений Терри О'Куинна – лысого мужика со шрамом на морщинисто-нордической физиономии – станет главным злодеем всей одиозной мыльной оперы сериального модерна нулевых, а первый говнюк на деревне, Сойер, неожиданно опомнится и произведет резкий крен в сторону образа верного, но внебрачного мужа.

Постепенно набирая обороты, сериал «Остаться в живых» (хотя, кажется, все в России именуют его не иначе как «Лост», и далее мы будем придерживаться именно этого народного названия) стал чем-то вроде холодного пива из пыльных бункеров «Инициативы Дхармы». Понимаешь, что старью, лежащему в пыльных коробках не меньше, чем лет этак 30, пить проблематично для желудка, но к черту – хочется. Ведь жизнь на необитаемом Острове (писать непременно с большой буквы) только для актеров заканчивается в душе с ароматическим мытьем волос после тяжкого трудового дня на лицедейском поприще. Вот так с «Лостом» и многосерийными фильмами в целом: 2004 год, «Светлячок» Уидона закрыли, прерогатив на горизонте для семейного просмотра нет, рубильник на просмотр сериалов на время переключается в положение OFF. Нет, чтобы объявить бойкот телевизионным time locker'ам и коротать время за шедеврами Антониони, Бергмана и Кубрика. И тут на тебе: «LOST».

Тяжба с пивом и всеми сопутствующими атрибутами релаксирующего телевизионного шоу – такой же намек, коим создатели во главе с теперь уже новым папой «Star Trek» и просто отличным мужиком c именем залихватского хакера или супергероя в трико (JJ) пичкали зрителей за все время эфира «Потеряшек». Нам намекали, но мы не видели. «Лост» успел сделать две очевидные для любого фаната, осквернителя, инсайдера, вещи – учредить в каждом сезоне основную интригу, пружинящую от первоначального кредо на довольно приличное расстояние. И второе – создать собственную вселенную, в которой уже соорудили одну компьютерную игру и пишутся книги о малозначительных участниках массовки вроде доктора Артца, пустившего сапоги и душу в свободный полет в конце первого сезона. На том и узнали, что Остров, за исключением происшествия с Буном, шутить с марионетками явно не намерен. Зато JJ нацелился на сериальные «Звездные войны», не меньше.

Главный недостаток сериала, рассматриваемый также как умелый макияж, в том, что применимость многих сюжетных поворотов упразднилась из-за банальной лени.

Но то, что смогли склеить творцы «Лоста», уже требует по крайней мере памятника. Может, не каменного, огромного, как египетские пирамиды, но уж точно не деревянного и малозаметного. Это подобно написанию книги самовлюбленным новичком, который насыщает свой дебютный опус пастеризованными идеями, а в итоге получает едва ли удобоваримое чтиво, которое трещит по всем швам.

Над создателями «Лоста» можно смеяться и злорадствовать, мол, здешний стройбат на последней сотке вспахивания выдохся и не в состоянии не то что выдумать в новых эпизодах нечто отстраненно манящее. А ведь «книга новичка» стала бестселлером! И публика довольна: тут нашлось место и соперничеству двух «альфа-самцов», противоположных по характеру, и любовным треугольникам (прямоугольникам, многоугольникам), и судьбоносной взаимосвязи прочих героев – то есть всего, что является доминантой философского вопроса: «В основе всего сущего лежит материя или дух?»

Когда мы скептически думали, что Дымок – это «Защитная система», а некоторые герои уже могут не вернуться на землю обетованную (как оно и вышло), то, простор для фантазии авторов был поистине безграничен.

Ругать не хочется, а упрекать, право, нет желания. Работа по принципу линейного и нелинейного подключения к сюжетной канве аналогичных корневой структуре сюжетов – важных, второстепенных, а то и вовсе ненужных, – проявила себя намного ярче, чем могла бы.

В сериале доминируют, как минимум, три вещи, способные восприниматься за постулаты: яркие флэшбеки (и чем те напряженнее поданы – тем лучше), феерический «мозговой штурм» сценаристов, всякий раз подбрасывающий новую приманку для интереса к следующей серии, и, естественно, сакраментальная фраза: «To be continued…».

Зато многие помнят, как зарождалась «лостомания». Самый правильный и, возможно, самый богатый отечественный канал – Первый – ОРТ в 2005 году купил права на первый сезон нашумевшего заграницей сериала и транслировал его под названием «Остаться в живых». Никакого отношения одноименная ОРТ-шная передача «Остаться в живых» с российскими «селебритис», выходившая после выпуска воскресных новостей, к самому фильму не имела.

«Лост» транслировался до новостей, а реалити-шоу – после, и второе явно проигрывало первому. Вскоре в продаже появились пиратские диски уже второго сезона, трансляция которого с нетерпением ожидалась фанатами в хорошем качестве на том же Первом канале. Ну а потом почти каждый поклонник сериала преступил через закон, и устав ждать диски или телеканалы, стал качать любительские переводы в Интернете (пиратсво – это плохо!).

Но какой путь и формат ни избираем, все равно летим на рейсе 815 Oceanic из Сиднея (Австралия), в Лос-Анджелес (США). Внимание! Пристегните свои ремни!


I’ AM SORRY, SAYID

Прямо в канун окончания сериала приглашенными звездами на ночном шоу «Джимми Киммел в прямом эфире» (англ. «Jimmy Kimmel Live!») был костяк актеров «Лоста». Сама передача является ток-шоу, созданным Джимми Киммелом и транслируемым на том же, что и сериал, телеканале ABC.

Бурлящим апогеем выпуска стала пародия и некоторые варианты альтернативных псевдофиналов сериала, разумеется, с участием актеров «Лоста». Например, сценарист придумывает концовки, и одна из них пародирует «Клан Сопрано». Другой сценарист обрывает коллегу, что это, дескать, «Сопрано», на что второй отвечает: «Не знаю, у меня нет кабельного».

«Джимми Киммел в прямом эфире» в действительности транслируется не в прямом эфире, а записывается на пленку в 19:00 по Тихоокеанскому времени, то есть за два часа до выхода в эфир. Тем не менее, в редких случаях готовился специальный живой выпуск, который обычно показывался после церемонии «Оскара». Это единственное ночное ток-шоу в США, которое не записывается на пленку днем и является самым длинным ночным на ABC со времен аналогичной программы Дика Кэветта, которая показывалась в начале 1970-х гг.


ПО МОТИВАМ ЗНАМЕНИТОГО ТЕЛЕСЕРИАЛА

Когда «Лост» был в новинку, под франчайз сумели припаять несколько книг «по мотивам». На самом деле, невзирая на физиономии главгероев на обложках, сюжеты были о других членах группы в 48 человек, потерпевших крушение. Основной структурной идеологией книг являются сериальные флэшбеки.

В первой книге активистка и защитница животных Фэйт приезжает со своим кавалером в Сидней. Кавалер втягивает ее в уголовщину, Фэйт скоротечно сбегает на рейсе 815.

Во второй книге на первом плане Декстер Кросс – аферист, выдающий себя за наследника богатого семейства. Он ведет двойную жизнь до тех пор, пока любимая девушка во время поездки в Австралию случайно не разоблачает его. Декстер поскорее улетает домой в Лос-Анджелес, известно каким рейсом.

Третья книга повествует о Джеффе Хэдли, преподавателе престижного колледжа и модном преуспевающем художнике, полетевшем из Австралии в Штаты на деловую встречу.

Особняком стоит выпущенная в 2006 году книга «Зловещий близнец» – детективный роман, существующий во вселенной «Лоста» и написанный одним из пассажиров обреченного 815-го рейса — Гэри Траупом. Ее подлинным автором является американский журналист Лоренс Шамес. По сюжету Клифф Уидмор, наследник многомиллионного состояния, обращается за помощью к частному детективу Полу Артизану. Непутевый брат-близнец богача загадочно исчез, и Клифф уверен, что ему грозит смертельная опасность.

Обидно, что по сериалу могли выжать если не гениальные книги спин-оффы, как романы Мэттью Стовера и Кевина Андерсона по «Звездным войнам», то хотя бы вменяемое чтиво, по мелочи дополняющее оригинал. В итоге получилось ни то, ни другое.




Условно говоря, «Лост» можно рассматривать тремя способами: «оптом», в отдельности по сезонам и никак; последний вариант – для тех, кто не верит в силу «Потеряшек», а называет их гипертрофированным бредом после второго сезона. Но именно в нем, как ни странно, и кроется подлинное обаяние детища Дж. Дж. Абрамса.

Каждый сезон играл тестостероном и новыми анаболиками, естественно, без ампутации прекрасного. Первый был истинным пилотным запуском, Гагариным от мира телевидения, и сконцентрирован только на героях и их развитии. Признаем, у кого не перекрыло дыхание, когда Джек в аэропорту требовал гроб своего отца, или кто не пустил хотя бы воображаемую слезу, в сцене, где Джеймс Форд в который раз перечитывал пожелтевшее от времени, помятое письмо? Еще не поднадоевшие флэшбеки, как по принципу самых душещипательных серий «Футурамы» с воспоминаниями о прошлом, трогательного эпизода уже деликатно уснувшего «Светлячка» «Out of Gas» или, в конце концов, волнующего «Дневника памяти», отвечали на главные вопросы точки невозвращения на тропическом острове: «Как и почему»? Таинственный Монстр с рыком динозавра и звуком механических лебедок, яростные Другие и Француженка были всего лишь антуражем. До определенного времени.

Во втором сезоне одна из серий – «Другие 48 дней» – была полностью изолирована от основных событий. Воистину гениальный сюжетный кульбит о жизни спасшихся из хвостовой части самолета, которым так и не дали громогласно заявить о себе – в результате чего большинство «хвостовиков» после соединения с основным составом было банально порешено уже отчаявшимся афроамериканцем Майклом. Однако прогресс был очевиден – интригующий бункер, таинственная компания «Дхарма», наконец, тот факт, что с Острова можно было убраться.

Затянутый третий сезон, о чем явно свидетельствует серия про второстепенную парочку Пауло и Ники («Разоблачение»), принадлежал к истокам Других, и, казалось бы, когда глаза уже начали слипаться от бесконечного прошлого героев, создатели поднатужились и выдвинули с концом третьего и началом четвертого сезонов теорию о флэшфорвардах и собственноручно созданную теорему Острова, которая связана с понятиями релятивистской механики и путешествий во времени. Таким приливом смыло все узоры привычной реальности, а зрительский интерес (волосы на голове инстинктивно вырывались клочьями) подскочил, как минимум, в два раза.

Впрочем, несмотря на всю научную фантастику, сериал в итоге ответил на главный вопрос: что в основе всего – вера и душа? Пятый сезон де-факто являлся усугубленным стилистическим развитием четвертого, начавшим отсчет долгой дороги домой (по названию одного из эпизодов сериала) вплоть до последней серии «Окончание». Бытовало мнение, что Джек и Сойер станут очередными наследниками Острова, но все закончилось немного прозаичнее – исчерпывающим лейтмотивом под названием одноименного фильма с Робином Уильямсом «Куда приводят мечты». Все герои рано или поздно умерли и попали в собственную версию чистилища, параллельную их возможной жизни. Злая насмешка в том, что, как и герою Уильямса, им надо разбудить друг друга; по версии фильма «Куда приводят мечты», Ад – это место, где ни у кого нет прошлого, в то время как Рай дарит эту возможность, пока не наступит новое перерождение. Насчет реинкарнации, буддистских и прочих религиозных течений, то и дело как-то непроизвольно встречающихся в «Лосте», есть вполне определенный рескрипт и в предпоследних эпизодах в церкви. Никто не пошел в Рай за отцом Джека – Кристианом, – это был выбор новой жизни, перерождение.

Родственные души и их влияние друг на друга. Вот так просто и лирично. Очевидно, что кадровый фактор для «Лоста» – причинный. Больше всего отсылок (перманентное упоминание Херли кинохитов не в счет) принадлежит именно персонажам; на втором месте находятся отсылки к классической и современной литературе. Задумчивого и задушевного Джона Локка (John Lockhe) именовали в честь британского философа Джона Локка (John Locke) – основоположника сенсуализма, теории познания, согласно которой ощущения и восприятия – это основная и главная форма достоверного познания. В противовес ей рационализм хирурга Джека и его теория хаоса. Наука представлена Дэниелом Фарадеем – мало того, что фамилия заимствована у известного ученого Майкла Фарадея, – так еще и любовь к игре на пианино указывает прямиком на Альберта Эйнштейна. Сам лжеписатель Гэри Трауп с псевдо-, а позже реальной книгой «Зловещий близнец» (Сойер читает ее во время очередной перепалки с Джеком, после чего второй ее нагло сжигает, не дав Джеймсу дочитать), и группа DriveShaft уже являются исчерпывающим гидом по «лостопедии».

«Лост», кстати, многократно деликатен, социально и политически развит – в сериале присутствуют люди всех рас и вероисповеданий, инвалиды и больные смертельными болезнями. Ведь неважно, какой у тебя цвет кожи, разрез глаз или физический недостаток – важно, что ты несешь в себе на Остров. Вероятно поэтому из плеяды основных «разбившихся» почти все хорошие, good guys. Тут и в помине нет развития персонажей по темной стороне их архетипов, за исключением злюки Майкла. Все идут вместе, ссорятся, дерутся, воюют за любовь, в общем, все как в стандартной мыльной опере, только в хорошей постановке.

Гимном персонификации «Лоста» служат второплановые герои, появившиеся в лучшем случае к середине сериала, и завоевавшие не меньше зрительской симпатии: «браток» Дезмонд, главный милаха-засранец Бенджамин Лайнус и спасатели четвертого сезона, такие как самый живучий «лостовчанин» Лапидус, щеголяющий немыслимыми анекдотическими байками.

Инвентаризация компонентов «Лоста» требует по крайней мере половины нашего журнала. К тому же, сериал обладает весьма прихотливой мозаикой изложения истории, как недавно вышедший «Господин Никто». Не с индуктивностью мэтра Дэвида Линча и его монолита «Твин Пикс» (для этого у «Лоста» нет проверки временем), но в чуть более приземистой, не вычурной, популяризованной трактовкой. И если бы авторы давали более четкие намеки, то им легко бы поверили. Например, почему Сойер не мог бы быть Дымком на последних бесповоротных минутах «Лоста» – с прыжка в воду вместе с Кейт он мог разбиться о скалы; труп Дымка был совсем-совсем рядом. Ведь Сойер так злобно смотрел в иллюминатор самолета на Остров, когда некоторая шайка, включая его самого, все же умудрилась смыться для возможного и окончательного ведения образа жизни без того же Острова и его тайн.

С именитым Дымком, нареченным главзлодеем всех приключений лишь к последнему сезону, также связано много вопросов. Людей, так или иначе имевших отношение к этому существу или удивленных своему неожиданному воскрешению, пытали, проверяли на вшивость, наивно полагая, что это может быть Он. Дымок умеет дробиться на части (это видно, когда он распыляется после тщетного парирования электромагнитных ворот «Дхармы») – но может ли их быть несколько в разных частях Острова одновременно? Один ли это разум? Сама природа таинственного призрака Острова сомнительна, и серия о его происхождении («За морем») мало что меняет. Вполне возможно, что это тьма, накопившаяся в Острове, «благодаря» людям – оттого рационально выглядят превращения в любого мертвеца, был тот на Острове или нет. Тьма читает мысли людей, знает их слабости и пороки. Да и лже-Локк в «Окончании» откровенно не тянет на вселенское зло, а является той частью бедного мальчика, всю жизнь пытающегося покинуть ненавистный клочок суши, и, может быть, всего-то маленькой крупинкой в океане черни. Осталась ли тьма в улетающей Клер, осталась ли тьма на Острове – неизвестно. С этим, скорее всего, уже разбирался Херли в роли нового вождя и хранителя Острова. Но иллюзий, абстракции столько – сколько оболочек для бесконечного самостоятельного теоретического заполнения. Все могли погибнуть еще при взрыве бомбы в конце пятого сезона, а все остальное – это доигрывание… Игры.

Но можно рассматривать уникальность сериала с совершенно другой, теневой стороны, – как извечное противостояние двух сил Острова: белого Джейкоба и темного Человека Без Имени, т.е. Добра и Зла в мистико-философском преломлении. По своему смыслу эта идея является стержнем всего, ключевой аллегорией.

Джейкоб и Безымянный, Фауст и Мефистофель. Но кто есть кто? Может, статуя, в которой живет первый, и есть олицетворение демона; кто истинный защитник Острова – тот, кто не подпускает к нему, или тот, кто, наоборот, привлекает и манит людей, будто городок Сайлент Хилл?

Вообще «Lost», как цельное произведение, работает на контрасте: то, что абсорбировано, вычленено – кажется неимоверно крутым, в контексте сериала представляется если не глупым, то по, крайней мере, не всегда уместным. Почуяв, что проект выдыхается, авторы упустили по-настоящему выигрышные пласты: играть с параметром «t» не только мескалиновыми квантовыми скачками пятого сезона, но возвращать к давно ушедшему и завораживающему песку времени. Таким образцовым примером является серия «С начала времен» последнего сезона, в динамике претерпевающая метаморфозу в какой-то транскрипции «Интервью с вампиром». При другом стечении обстоятельств, если бы заключительная серия пятого сезона («Инцидент») открывала весь сериал, вопрос был бы решен сам собой. Разговор Джейкоба (по иронии актер Марк Пеллегрино играет Мефистофеля в сериале «Сверхъестественное») и угрюмого new-sex-icon облика Дымка (он же, кстати, Монстр и Человек В Черном) в этом плане ключевой. На предложение еды Дымок вальяжно отвечает, что он уже поел (любопытно, ведь тела как такового у него нет), то есть, возможно, убил кого-то, насытился, обуял свою непосильную ярость. Спор о сущности людей лишь пролог для фразы «конец всегда один». Именно так в оригинале звучит гениальная реплика, обращенная к Джейкобу. Но ответ однозначен – сценарий один и тот же, лишь поступки разные. «Конец всегда один. Все, что происходит до него – лишь прогресс».



THE LOST EXPERIENCE

Третьего мая во время рекламного перерыва одного из эпизодов сериала «Лост» на телеканале ABC был запущен тизер некоего Фонда Хансо. В нем был и телефонный номер этой компании. Если кто-то пытался позвонить по нему, то любознательным предоставлялось голосовое меню, в котором предлагалось узнать информацию о Фонде Хансо и о значительных сотрудниках этого Фонда. Таким образом, зародилась «The Lost Experience».

«The Lost Experience» на деле является уникальной интерактивной игрой, созданной сценаристами и продюсерами «Lost» для привлечения поклонников и расширения сюжетной линии сериала. Игра была разработана совместными усилиями трех телевизионных компаний: американским каналом ABC, австралийским Седьмым каналом и Четвертым каналом Соединенного Королевства. Автором сценария стал Джордан Розенберг. Согласно статье из «New York Times», игра должна стать «охотой на мультимедийные сокровища путем использования сообщений по электронной почте, телефонных звонков, рекламных роликов и плакатов, а также поддельных Интернет-сайтов, которые сделаны так, что кажутся настоящими». «The Lost Experience» являлась прежде всего Интернет-проектом, а его сюжет не был частью сюжета ТВ-сериала. Тем не менее, сюжет игры развивался параллельно с подготовкой к выходу третьего сезона и раскрывал многие тайны сериала.

Проект не предусматривал бонусов и призов для победителей, однако он предлагал «пасхалки», которые открывают многие секреты Острова. «Experience» вводил новых персонажей, а также многое пояснял в предпринимательстве загадочного Фонда Хансо. Канал АВС заявил, что игра создана с целью привлечь как поклонников, так и людей, не знакомых с сериалом «Lost». Дэймон Линделоф и Карлтон Кьюз впервые упомянули игру в официальном подкасте, рассказав о сайте Фонда Хансо, который в течение нескольких месяцев не работал (был «отключен для переделки»). В результате всей задумки у «Лоста», как и у «Звездных войн», появилась «расширенная вселенная».


ФОНД ХАНСО

Фонд Хансо – организация, основанная Альваром Хансо. Его имя упоминалось в обучающем фильме станции «Лебедь», где эта личность была названа инвестором проекта «Дхарма». Ее цель - улучшение будущего, компания занимается изучением того, как можно защитить жизнь человека. Основной офис Фонда Хансо располагается в городе Копенгагене (Дания).



ГЭРИ ТРАУП

Эпизодический персонаж сериала Гэри Трауп является автором детектива «Зловещий близнец» и скандально известного романа «Уравнение Валендзетти». В начале пилотной серии его засосало в турбину самолета, что было подтверждено в статье в «New York Times» от 27 мая 2006 года (со ссылкой на старшего вице-президента ABC по маркетингу Майкла Бенсона) и в подкасте Деймона Линделофа и Карлтона Кьюза от 30 октября 2006 года. Замечено, что в кадрах гибели Траупа наличествует подозрительный чёрный предмет, пролетевший около турбины непосредственно перед взрывом. Поэтому имеет место версия, что смерть писателя была подстроена Дымком.

У него был роман со стюардессой рокового рейса 815 Синди Чандлер, в будущем вклинившейся в стан Других. Именно ей и посвящена книга «Зловещий близнец». 16 сентября 2004 года, за 6 дней до катастрофы, Гэри Трауп дал интервью Лейрду Грейнджеру в передаче «Book Talk Show #1523». Прозаик беседовал о Фонде Хансо, Уравнении Валендзетти и своих чувствах к Синди Чандлер.

В сериале Траупа упоминают, когда Херли находит и читает рукопись «Зловещего близнеца». Позже рукопись отобрал сквернохарактерный Сойер. Но дочитать книгу до конца не смог, потому что, когда на него в очередной раз наехал Джек, то выхватил у Сойера рукопись и бросил ее в костер. Заключительные листы, приоткрывающие интригу, сгорели.


УРАВНЕНИЕ ВАЛЕНДЗЕТТИ

Уравнение с бессменными числами 4, 8, 15, 16, 23 и 42 было создано математиком Принстонского университета итальянского происхождения Энцо Валендзетти. В 1962 году по приказу ООН он вывел уравнение конца света. В книге Гэри Траупа «Уравнение Валендзетти» говорится о том, что он погиб в авиакатастрофе над Апеннинскими горами, однако его тело найдено не было. Последние заметки о нем исчезают в городе Астрахань. Сама книга, написанная как разоблачение деятельности Фонда Хансо, исчезла, не успев появиться в печати. Автор утверждал, что Альвар Хансо скупил все экземпляры и выкупил права на издательство, чтобы избежать раскрытия тайн Фонда.

Уравнение Валендзетти предсказывает точное число лет и месяцев, которое осталось до того момента, как человечество поглотит само себя в результате ядерной катастрофы, химической или биологической войны, эпидемии, перенаселения и так далее. В своем уравнении Валендзетти присвоил ключевым природным и человеческим факторам численные значения. Только умело управляя окружающей средой, находя научные решения всех наших проблем, можно изменить эти ключевые факторы и дать человечеству шанс выжить. Эту задачу взял на себя частный Фонд Хансо и «Дхарма Инишатив».


КАИН И АВЕЛЬ

Поступки и последствия, приведшие к тому, что Джейкоб и Человек в Черном встали по разные стороны фронта значительно пересекаются с библейской притчей о двух братьях – Каине и Авеле. Очевидный ответ на этот вопрос был дан в предпоследней серии сериала, когда стало известно, что Джейкоб и Человек в Черном являются родными братьями. По Библии Каин убил своего брата Авеля, но из корыстных побуждений, пытаясь соврать Богу. При изгнании на Каина был наложен запрет мести. Дымок не может убить Джейкоба.


МАЛЕНЬКАЯ ТРАГЕДИЯ

Одной из параллелей разговора Джейкоба с его братом является сцена из «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина, телеэкранизации Михаила Швейцера 1980 года. В ней Фауст ведет диалог с Мефистофелем на пляже. Высокопарные рифмованные фразы как нельзя лучше запутывают и в тоже время отрезвляют. И, если уж беседа главных зачинщиков «Лоста» и меркнет по сравнению со своим аналогом, как по игре актеров, так и по метафизической динамике, то уж точно не отстает по красноречию.


LOST: VIA DOMUS

Выпущенная в 2008 году французской компанией Ubisoft видеоигра по первым трем сезонам сериала в преддверии начала четвертого, рассказывает об очередном левом «лостовчанине», пытающемся втихаря смыться с Острова во время параллельных событий сериала, – фотографе Эллиоте Маслоу. Потерявший память и возвращающий ее с помощью фотоаппарата и флэшбеков мужик шляется по Острову, изредка получает по репе, решает головоломки и довольно часто бегает от Дымка (самые трудные моменты в этом детском квесте). «Via domus» с латыни – путь домой.

Тем не менее в игре очень примечательный конец, который можно успешно связать с постоянной Игрой Джейкоба и Человека в Черном. Эллиот, попутно поговорив с Локком, отказавшимся уезжать с Острова и исполняющим роль провожатого, уплывает с пристани подставной деревни Других на лодке. Но как только он удаляется от Острова, в небе вспыхивает разломившийся самолет, падающий на единственную в округе сушу. Белая вспышка – Эллиот опять просыпается там, где начиналась игра.



У «Лоста» были небольшие взлеты и незначительные падения, но ведущий сериал телевидения ближайших лет, несмотря на забастовку Гильдии сценаристов, стабильно дошел до логического финала и оказал свое влияние на индустрию многосерийных фильмов, их приемы, качество исполнения, многообразие, неисчерпаемость, и, в конце-то концов, на людей. Некоторых фанатов так воодушевила кульминация последней серии «Лоста», что они в срочном порядке стали переоценивать всю фильмотеку, сурово понижая свою филантропию к кинематографу в целом; другие пустились в лирические отступления с возгласами «такой конец очень нравится девчонкам».

Ну и что, если саркастическая шутка насчет героев в Аду, прошедшая с сериалом от начала до конца, оказалась отчасти правдой? Честь – награда глупцов, мертвым не нужна слава? Если это и поколебало силу «Лоста», то только легким щекотанием титана, которое он все равно не заметит, как и презрение разочаровавшихся.

Что будет с Островом дальше? Впереди – туман, но головная история завершилась, как оно и было предопределено.

Как уже было отмечено, уникальность «Лоста» – в созданной отдельной вселенной, новом мире, живущем по своим правилам. Чего, к примеру, безуспешно пытались достичь скоропостижно закрытые «Герои» с компиляцией всего и даже больше про супергероев (за исключением новых жанровых подвидов – «Темного рыцаря», «Хранителей» и «Пипца»), но заставить существовать геройский сериал по тем же правилам, что и «Лост», но не получилось.

Предсказуемым успехом «Лоста», вероятно, воспользуются игры и книги – осталось дело за спин-оффом. Книжный формат, «отпочковавшийся» от сериала, явно находится в стадии клинической смерти. Игра «Lost: Via Domus» является более осязаемым, осмысленным трактатом той экзистенции, к которой то и дело притрагивались с заспанными глазами в ожидании очередной серии. Но, к сожалению, это было всего лишь иллюстрацией для тех, кто хотел очутиться в одной шкуре под ручку с главными героями, а в целом – просто халтурной интерактивной поделкой.

Обсуждение сериала вне фанатской или хотя бы любительской аудитории характеризуется косыми взглядами без возможности понятного разъяснения всей «крутизны». Намеки, теории, догадки. Но, в конце концов, невзирая на мистическую, фантастическую, философскую направленность сериала без возможности к любой аннотации происходящего, все сводится к людям – единственным разумным существам известного нам уголка Вселенной.

Существам, создавшим религию, философию, вещественную науку, выдумавшим таинственный Остров. И, в то же время, взаимосвязь судеб остается единственным законодательным актом моды, ведь, как и всегда, – большинству людей надо во что-то верить. И нет ничего лучше, чем представить это с помощью важных для мировосприятия людей, с которыми суждено познакомиться, воевать, и непременно полюбить их.

Как бы там ни было, «Побег», «Как я встретил вашу маму», «Теория большого взрыва», «Декстер», «Герои», и даже «Доктор Хаус» – все они появились уже после «Лоста». Целых шесть лет переживаний, трагедий, смертей, таинственных воскрешений, любви, фантастики, вопросов мироздания и какой-то прямо-таки кинговской обреченности… Аватары героев сериала на персональных страничках социальных сетей форумов, простые картинки их исполнителей, по которым можно лаконично определить психологический портрет их фаната. «Лост» разнесся, как многовековой виноградный кустарник, пройдя по которому, обязательно пропустишь поворот к собору Папы Римского. И банально придешь в тупик.

Try it. Намасте!

Стас Селицкий
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 242 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio