ДИГГЕРЫ
2016, Россия, 80 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Тихон Корнев
В ролях: Роман Евдокимов, Анна Васильева, Алена Савастова, Владимир Кузнецов, Андрей Лёвин, Мария Щекатурова
Ночью в метро можно встретить совершенно удивительных людей – эту несложную истину познаёт со временем каждый, кто вообще пользуется метро. Особенно, если метро где-нибудь в Выхино. Встретить там можно кого угодно, отчего потом подумаешь – и чего мне дома не сиделось? С другой стороны, где еще можно одновременно увидеть: китайца с чемоданчиком, пристегнутым наручником к руке, девушку с катаной, бизнесмена-самоубийцу, местного городского сумасшедшего и парочку влюбленных? Забудьте про Выхино, к тому же поезд дальше не идет, конечная станция. В соседних вагонах, правда, какие-то вопли и крики, наверное, там кто-то остановку проехал. Герои, довольно банально застрявшие в поезде, как в лифте, сначала тоже жмут на кнопку, пытаясь вызвать «лифтера», но после неудачных попыток сообщить, что поезд встал и свет зловеще мигает, вскрывают дверь консервным ключом и бодро шагают в неизвестное, сетуя на неуместный теракт. Отечественное кино приветствует тебя, слабонервный зритель.
Где-то наверху в Москве другая пара влюбленных переживают пропажу своих друзей, которые пять дней назад спустились в метро и больше их никто не видел. Кроме камеры видеонаблюдения, которая записала несущийся в темноту поезд, заляпанный кровью. Стивен Кинг бы расплакался, но парень-диггер, к которому герои обратились, не из таких, его подобными сантиментами не проймешь. Он сетует на плохие предчувствия и городские легенды и лезет в тоннель, чтобы Что-то Там Показать. Парочка, немного посомневавшись, лезет за ним, вспоминая про Сталина, Ленина и Черепашек-ниндзя. Метро – очень загадочное место, это знают все, поэтому очень скоро обе группы (то есть – первые пропавшие и вторые полезшие за пропавшими) осознают всю эту загадочность на собственной шкуре. Чего особенного, например, встретить там же еще и всю съемочную группу какого-то там телеканала во главе с ведущей и каким-то мужиком, который периодически сосет палец и бормочет предсказания? Да ничего такого, все творческие люди постоянно околачиваются в канализации. Там куда ни плюнь, попадешь то в ведущего «Пусть говорят», то в какой-нибудь «Дом-2», чего удивляться. Вот и герои не удивились. Мама, почему тут так темно? Кто-то меня лапает за лодыжку! Куда вы меня тащите, оставьте меня в покое! – примерно такие фразы начнутся минуте на тридцатой-сороковой. В конце концов, вы и в самом деле увидите, кто там лапает героя за лодыжку. Телеканал «Рен-ТВ» в этом месте бы плакал всем составом, но его уже съели.
Режиссер Тихон Корнев – новичок. До этого он в основном писал сценарии про всяких «Мужчин с гарантией» и «Друзей друзей», то есть, писал в основном комедии. Рука, неизбежно набитая текстами про смешное, предательски дрогнула – и из под пера вышел сценарий к новому русскому фильму ужасов, не смеяться в котором – задача подчас невыполнимая. Местный городской сумасшедший, разыгрывающий из себя Эркюля Пуаро – основная находка этого фильма. Что же нас все-таки объединяет, товарищи? – размышляет он вслух. Наверняка в этом кроется основная разгадка! Провидение неспроста собрало нас всех вместе ночью! И с удивлением оглядывает свою компанию – и вправду, как эти люди тут все вместе собрались?
Но, собственно, ничья история здесь не интересна – почему бизнесмен ночью едет на метро, он расскажет только вскользь, истерично заламывая руки и объясняя про ипотеку. О том, почему девочка с катаной убегает от суровых российских будней путем косплея, можно узнать также случайно – довольно суровая философия у костра, разведенного с помощью непромокаемой зажигалки молчаливого китайца где-то в подземельях метротрама. Почему китаец с чемоданом вообще с ними и почему катана не у него, а у странной девочки из косплея? Так что же было в чемодане? Тарантино в этом месте бы расплакался, но он не видел этот фильм. Прав был городской сумасшедший – не случайность свела этих людей в тоннелях вместе, но одиночество, о котором создатели пытаются намекать довольно неловко, а подчас и довольно неумело, все эти проблемы, нелюбовь, ипотеки, бандиты, инфляция, безработица, девальвация и нелюбимый президент. Герои грустно бродят в темноте, кричат друг другу «ау, ау!», словно ежики в тумане, а где-то за их спинами бродит самое одинокое и печальное существо на свете, подслеповато щурясь и неловко поедая окружающих. И оно, как ни странно, тоже просто хочет внимания.
«Диггеры» – фильм, о котором с гордостью заявлено – среди средств убийства есть даже селфи-палка. Поколение Y в этом месте бы заплакало, но оно и так заплакало, досмотрев «Диггеров» до конца. Не заплакать там невозможно – то ли от переполняющих чувств, то ли от облегчения, то ли просто. Черепашки-ниндзя там, конечно, тоже были.
Но это, друзья мои, совсем другая история.
Вера Котенко
В кинотеатрах с 11 августа