Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Тетралогия «Резидент»
Автор: Илья СтрекаловДата: 11.02.2017 08:44
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (1)
Серия шпионских фильмов о резиденте Михаиле Тульеве прошла проверку временем: с премьеры финальной части минуло 30 лет.


ОШИБКА РЕЗИДЕНТА, СУДЬБА РЕЗИДЕНТА, ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЗИДЕНТА, КОНЕЦ ОПЕРАЦИИ «РЕЗИДЕНТ»
1968-1986, СССР
Жанр: детектив, драма, приключения
Режиссёр: Венеамин Дорман
В ролях: Георгий Жжёнов, Леонид Броневой, Михаил Ножкин, Ростислав Плятт, Ефим Копелян, Пётр Вельяминов

Холодная война – знаковое историческое событие, противостояние Запада и Советского Союза, эхом отразившееся в мировой культуре, в том числе и в кино. Взаимная подозрительность, борьба и в то же время некое устойчивое равновесие между супердержавами – вот что витало в воздухе на международной арене те полстолетия. Благодаря «Железному занавесу», разведка стала основным источником получения информации – чтобы обогнать врага или предупредить его удар. Так появился один их первых шпионских и уже основательно подзабытый фильм «Миссия в Танжере» 1949 года, где журналисту Жоржу Массу предстоит нейтрализовать иностранных агентов. В 1957-м выйдет первая экранизация Жана Брюса про агента 117, а в 1962-м его затмит агент 007 Яна Флеминга.

Появятся в 1960-е фильмы о противостоянии разведок и в СССР. Пожалуй, одним из первых, главных успехов проката, предваряя Штирлица и «Семнадцать мгновений весны», стала экранизация романов Владимира Востокова о шпионе Михаиле Тульеве, которого сыграл замечательный Георгий Жжёнов. «Ошибка резидента» вышла в 1968-м, «Судьба резидента» – спустя два года, а следующие продолжения пришлось ждать уже долго – «Возвращение резидента» увидело свет в 1982-м, «Конец операции «Резидент» – в 1986-м. С окончания сериала прошло уже 30 лет, и эта далёкая (или не очень) временная дистанция позволяет нам взглянуть на то, какой же всё-таки была судьба этого самого резидента…

Советская разведка никогда не дремлет – ей это запрещено. Буржуазные страны хотят реализовать план по распространению бактериологического, химического и психологического оружия для сокрушения Страны Советов. И здесь разворачивается история русского человека – Михаила Тульева, сына известного дореволюционного графа Александра Тульева, спасшегося от советской власти за границей много лет назад. Что испытывают такие люди, уехавшие за границу: сидят ли они в богато убранных помещениях и мирно распивают коньяк, шатаются ли по улице почти нищие, но главное – думают ли они о своей Родине? Той самой, которая остаётся для них, нет, не просто страной, где родился, а именно Родиной, и мечтают ли они когда-то связать свою жизнь с этой самой «родной» страной? Каждый в те времена решал для себя этот вопрос по-своему: кто-то выступал против Союза, кто-то молчал, а кто-то втайне мечтал побывать там, вернуться туда, куда тянет родная кровь, понимая при этом колоссальную несбыточность такой мечты. Тульев работает на противников КГБ, делая это на высшем уровне профессионализма (тут вам и явки, и пароли, и внедрение в общество, и создание агентурной сети). Его забрасывают в СССР для выполнения задания, но он оказывается раскрыт еще на начальном этапе своей деятельности.

Узнав, что его отец найден мёртвым за границей (и даже больше – убит), пока он выполняет задание в Союзе. Тульев, принимает решение, от которого вряд ли мог бы отвертеться: теперь он работает на советскую разведку. И так ли просто человеку, который становится жертвой жизненных обстоятельств, работать на страну, которая, хоть и родная, но долгие годы была для него «вражеской», «чужой», которую главы западных держав при его участии готовы были уничтожить? На месте Тульева, наверное, не каждый бы собрался и был мужественным, полным решимости: иной мог бы свести счёты с жизнью... Но не он, не Тульев! Михаил вспомнил разговор с отцом, который, по признанию последнего вполне мог стать последним: когда же «Мишель» вернётся домой? И что вообще для него дом? Вопрос, на который не так просто ответить. Его отец сказал, что всегда мечтал побывать в России, чтобы просто посидеть у речки и порыбачить – больше ничего не нужно, лишь это. Он жил в России, в Петербурге, но судьба распорядилась так, что он оказался за рубежом. Сын никогда не видел Родины отца, но что-то внутри тянуло его – родную кровь никак не обмануть.

Теперь он ведёт двойную игру – ах, как бы не ошибиться! По заданию Запада он сотрудничает с самыми мерзкими людьми – бывшими нацистами (впрочем, бывших нацистов не бывает?), которые избежали суда победителей после Великой Отечественной войны и стали внешне порядочными «советскими гражданами». Подумать только – до чего может опуститься человек! А ради чего? Ради спокойной и размеренной жизни, материальных благ... Но можно ли изменить Родине ради наживы? Эти люди решили, что можно, но глубоко ошиблись в своём выборе – преступление, самое гнусное и тяжкое, никогда не останется безнаказанным: таких прикончат либо «свои», либо «чужие» – из госбезопасности. И здесь уже не столь важно, какие жизненные обстоятельства толкнули предателя стать таковым. Тульеву судьба дала шанс исправиться; нацисты же сделали свой выбор.

Создатели предприняли попытку избегать лишь чёрных и белых красок, позволив не идеальному человеку стать главным героем, но затем всё же упростили повествование, отказав в глубине характеров пособникам Запада. Советский Союз является оплотом добра, а Запад строит свои коварные планы. Но могло ли быть иначе в советском фильме? И снимались ли иначе западные фильмы?

Если в первом фильме, «Ошибка резидента», Тульев лишь избегает советских спецслужб, а меж двух огней оказываются сотрудники КГБ, то следующие три части Михаил уже сам становится двойным агентом и ведёт сложную игру на два поля – как на территории СССР, так и на Западе. Каждая маленькая деталь, каждое подозрительное действие, каждый нервный взгляд – всё играет свою роль в таком серьёзном деле, как разведка. Одним из сложнейших испытаний для Тульева становится сотрудничество с человеком, который убил его отца. Попробуйте закрыть глаза и на минуту представить себя в положении нашего героя – а как поступили бы вы? Бросились бы, очертя голову, и задушили, зарезали, изничтожили такого человека (а человек ли это?), способного ради собственного кармана «устранить» человека? Ах! Спасать убийцу отца…

Тульев находит свою любовь и даже становится отцом, но вынужден годами избегать встречи с возлюбленной и сыном. Искренняя любовь – какое ей суждено пройти испытание временем и страхом, полным неизвестности, за жизнь любимого человека, который работает разведчиком, – что может быть опаснее такой профессии? Любой неосторожный шаг низвергает с высоты в пропасть. Жизнь, сходная трюкам канатоходца в цирке, за которыми наблюдают ошеломлённые, с учащённым биением сердца зрители. Только канатоходец может работать со страховкой, а зрители в случае гибели трюкача вряд ли когда-то забудут увиденное и его самого, то у Тульева нет ничего, что могло бы его спасти, он живёт без права на провал, а все окружающие его, в том числе и циничное, прагматичное начальство придерживаются одного принципа: «Родина тебя не забудет, но и не вспомнит». Ведь он же разведчик, чёрт возьми!..

Тульев всегда находится между молотом и наковальней. Он вынужден плести интриги против своих врагов, в том числе и в западной разведке, недовольными наличием у него авторитета перед руководством: ему приходится проводить вечера с секретаршей шефа, искусно проводить игру против коллеги, выслуживаться перед шефом (в последних двух частях его сыграл Леонид Броневой)… Нельзя останавливаться, нельзя сомневаться, нельзя раздумывать – необходимо и единственно верно лишь одно: грамотно действовать! В редкие минуты Тульеву удаётся остановиться и задуматься о своей жизни: когда он узнаёт о смерти отца, когда встречается с любимой женщиной. А самый главный, пожалуй, такой момент раздумий – езда на автомобиле. Вокруг – дорогие кварталы, состоятельные люди, иностранные вывески, тишина и спокойствие и… раздумывающий Мишель – нет, всё-таки, Михаил, так оно роднее. Он просто едет, смотря вперёд, как и положено любому водителю. Но великолепная музыка Микаэла Таривердиева заставляет нас задуматься о жизни вместе с разведчиком – кто он, как ему жить, что делать? Невольно вспоминается былина о богатыре, стоящем на распутье у камня с надписями, гласящими, что его ждёт в той или иной стороне. Так как повернуть, чтобы не потерять ни головы, ни чести и достоинства, ни родных и близких, но восстановить настоящую справедливость?

Кажется, жизненный путь был извилистым не только у Михаила Тульева, но и у самого Георгия Жжёнова: в 40-е и 50-е годы он был в лагерях по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса за измену Родине – долгие годы мучений сопровождали его, испытывали на прочность, но Жжёнов – вопреки своей фамилии – не сгорел. Он выдержал это испытание на прочность. Но как он относился к той стране, которая его осудила и вознесла столь высоко как актёра? Не похоже ли это чем-то на судьбу Михаила Тульева? Быть может, этот чрезвычайно сильный, глубокий психологический смысл роли и её наложения на непростую судьбу Жжёнова помогли ему сыграть так прекрасно.

Что может быть более пронзительным и важным для актёра, чем сыграть драму своей жизни, показать зрителю насколько бесконечно тяжкой может быть судьба человека, пропустить образ киногероя через свою душу?

Жизнь – вечная дорога, по которой водитель ведёт свой автомобиль, смотрит вперёд, желая увидеть заветный поворот или, наоборот, опасаясь тупиков. В конце Михаил Тульев раскроет карты: да, он предотвратил реализацию плана по сокрушению советского строя, но дальше герой сам себя останавливает в потоке вопросов журналистов с пресс-конференции – ему понятно, что всем присутствующим здесь лицам никогда не понять глубины его жизненной драмы, его вечной борьбы.

Самое же, пожалуй, главное, что Тульев обрёл покой на Родине своего отца – по сути, на своей Родине: теперь он понял, почему его старый граф так жаждал просто посидеть у реки с удочкой. Он почувствовал вкус родного воздуха, родной земли, вернулся к истинным истокам своего родителя и обрёл душевную гармонию. И никакие старые негодяи из бывших гестаповцев и полицаев, никакие высокомерные и официозные лица разведки, наконец, никакие грязные превратности судьбы больше не смогут сломить его – Михаил Тульев обрёл себя. Георгий Жжёнов же по праву вошёл в классику отечественного кинематографа. За роль в «Ошибке резидента» актёр был удостоен Премии КГБ СССР.

Летят годы, тридцать лет прошло с момента выхода последней части легендарной тетралогии, нет в живых самого актёра, но остаются эти безумно захватывающие и столь же безумно трогательные фильмы о резиденте – человеке, для которого единственно верным, несмотря на все самые невероятные и жестокие перипетии жизни, которые могли бы заставить сдаться, остаётся служение исторической Родине своего отца – Советскому Союзу, или России. И, конечно, глубокая внутренняя вера в созидательную силу жизни, каким бы жестоким, несправедливым и сложным ни был мир вокруг тебя…


Илья Стрекалов
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
1. Арсений 05.05.2021 18:28
Нечастый случай, когда фильмы (особенно первые два) гораздо сильнее литературной основы, хотя некоторые интересные черты не вошли - например, в книге акцентируется внимание на том, как Кока писал доносы. Дорману удалось добиться высочайшего уровня актерской игры. Когда Жженов оставляет деньги любимой женщине и убегает, он так глубоко, с подтекстом, всё это отыгрывает - что даже в экранизациях Чехова и Толстого бывает редко. Высочайший уровень! То же самое - его диалоги с героем Жакова, да и многое, многое в этих фильмах. Автору спасибо за память.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 243 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio