ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ
1962, СССР, 84 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Леонид Гайдай
В ролях: Владлен Паулус, Александр Шворин, Виктор Громов, Юрий Никулин, Ростислав Плятт, Георгий Вицин, Алексей Смирнов, Георгий Милляр, Сергей Тихонов
Практически всем ценителям классической иностранной литературы известно творчество американского писателя Уильяма Сидни Портера. Как, неужели никому неизвестно это имя? А если сказать по-другому? Творчество американского писателя О. Генри? Ну, конечно же, это имя знают все. Короткие, но емкие сюжеты, яркие персонажи, выразительные диалоги, психологически точные детали, неожиданные повороты и непредсказуемые финалы – именно этими характеристиками награждают литературные критики произведения О.Генри, а его самого считают признанным мастером короткого рассказа, со своим оригинальным авторским стилем и остро отточенным пером…
Притом, что талант писателя раскрылся во множестве разнообразных новелл, а премию его имени до сих пор ежегодно присуждают самым ярким авторам в жанре «короткого рассказа», можно сказать, что самому О. Генри не слишком повезло с экранизациями своих произведений. Его персонажи настолько живы и непосредственны на бумаге, что режиссеры боятся переносить их на экран. А если не боятся, то чаще всего получается нечто невразумительное, типа картин «Короли и капуста» (1978) или «Трест, который лопнул» (1983). Оба этих фильма обладают прекрасным актерским составом, но не передают, по сути, и десятой доли атмосферы того времени и очарования юмора О. Генри.
В этом смысле лента Леонида Гайдая «Деловые люди» является приятным исключением. По своей форме – это сборник короткометражных фильмов, объединенных одной тематикой. Деловые люди – кто они? Бизнесмены, авантюристы, проходимцы, бандиты, грабители, воришки всех мастей… Трем новеллам американского классика повезло попасть в руки советского режиссера, который взял да и положил на лопатки своих заокеанских коллег. Гайдаевский взгляд на деловых людей Дикого Запада оказался ироничным, бьющим точно в цель!
Казалось бы, что может объединять авантюриста-американца и советского человека, выросшего на коммунистических идеалах? Если подумать, то общего у них предостаточно! Оба они в своих произведениях ценили краткость – коротенький рассказ и короткометражный фильм. Что может быть ближе? А если углубиться в тематику творчества, очевидным становится их единый интерес к жанру криминальной комедии с одними и теми же героями – будь то незадачливые воришки, мелкого пошиба уголовнички (у Гайдая – незабвенные Трус, Балбес, Бывалый) или мошенники высокого класса (опять же вспоминаем гайдаевских Козодоева и Лелика из «Бриллиантовой руки»)… А что сказать про О. Генри, как не то, что он на своей собственной шкуре узнал, каково быть осужденным, отсидеть в тюрьме и общаться непосредственно с теми людьми, о которых потом напишет, – первозданными аферистами и непутевыми жуликами? Тут уместно будет добавить, что одна из версий, пытающихся разгадать его псевдоним, гласит, что ОГЕНРИ – это сокращенное название тюрьмы, где сидел Билл Портер еще до того, как стал писателем.
И есть еще одна странная связь О. Генри и Гайдая, глубину и деликатность которой поймут только такие же, как они… любовь к кошкам. Да-да, никто не станет отрицать, что у Гайдая была одна пикантная страсть – он не мог выпустить фильм на экраны, не вставив туда черного кота – хоть один кадр, но должен быть! Этот его талисман удачи срабатывал почти всегда. И в «Деловых людях» традиция соблюдена… А про то, каким кошатником всю жизнь был О.Генри, биографами тоже написано немало. Он подбирал всех попавшихся ему на пути бездомных кошек и котят. Было время, когда в его доме жило девять спасенных им счастливиц…
Поэтому, перефразируя известный афоризм О. Генри, можно сказать, что «Боливар двоих вынесет». Ибо один, чутко понимая мысли другого, постарался весьма деликатно перенести на экран самое главное, что есть в его новеллах, – атмосферу Дикого Запада, краткие и емкие диалоги и, конечно же, искрометный юмор…
А теперь вернемся к сборнику киноновелл «Деловые люди».
«ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ»
— Дело не в дороге, которую мы выбираем — то, что внутри нас,
заставляет нас выбирать дорогу.
Буквально 14 минут вместе с начальными титрами занимает эта история. Два небольших фрагмента из жизни бандита Акулы Додсона, в молодости – напористого, беспринципного бандита и пожилого матерого бизнесмена на склоне лет. Он живет по собственным законам и спокойно отправляет на тот свет близких людей, которые наивно верили в его дружбу и не раз помогали ему в трудных ситуациях. Краткая зарисовка, трагично, но очень честно показывающая, откуда берет начало большой бизнес – криминал, разбои, грабежи, устранение друзей-конкурентов и т.д. С возрастом появится внешний лоск, изменятся манеры, но рано или поздно звериное безжалостное нутро снова даст о себе знать. Бандит останется бандитом, акула – акулой…
«РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ»
– Перестаньте корчить рожи!
Пришли грабить, так грабьте…
Забавная история о воришке, который забрался в особняк и случайно разбудил хозяина. Завязался разговор, нашлась общая больная для обоих тема – ревматизм, и вот уже планы на грабеж отброшены и начинается живое обсуждение всевозможных методов лечения – от таблеток и растирок до мочи молодого поросенка… Казалось бы, что тут такого? Но здесь особая прелесть в уморительных диалогах и взаимодействии актеров. Ростислав Плятт в образе больного ревматизмом хозяина особняка и молодой Юрий Никулин в роли незадачливого, добросердечного грабителя… Эпизод, когда они вдвоем сидят на кровати и синхронно закуривают, синхронно выдыхают дым, закатывают глаза, печально вздыхают и стряхивают пепел, - просто высший актерский пилотаж, великий чаплинский немой…
«ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ»
– Ещё одна ночь с этим мальчишкой – и я в сумасшедшем доме!
Именно эту новеллу называют первой практически все зрители, когда заходит речь о фильме «Деловые люди». Самая яркая, искрометная, смешная до слез… А вождь краснокожих – это вовсе никакой не Чингачгук и даже не Зоркий глаз, и не Соколиное перо, это всего лишь маленький бледнолицый мальчонка, который своими дикими выходками довел бы до самоскальпирования любого из вышеперечисленных уважаемых индейцев. И как же жутко не повезло двум бедолагам-похитителям, которые позарились на две тысячи баксов отца этого дьяволенка. Бедный-бедный увалень Билл (Алексей Смирнов), которому пришлось стать мишенью, лошадкой, при этом чуть не сгореть в костре и едва не сойти с ума от тесного общения с милым мальчиком Джонни Дорсетом. «Он хороший дядя, – говорит Сэм (Георгий Вицин), – добрый, а ты ему попал булыжничком прямо в глазик и сделал бо-бо…»
Неожиданный финал этой истории повалил бы с ног от хохота даже самых суровых индейских воинов. И самое удивительное в этой части, что здесь практически весь сюжет построен исключительно на действии – непрекращающихся погонях, нелепых падениях, смешных звуках, забавных физиономиях. Диалогов минимум, но если какая-то фраза все-таки звучит, то это уже изначально афоризм. «За десять минут мы сумеем добежать до канадской границы»…
Наталия Сиамская