Кинематограф подарил нам сотни сказочных и мифологических историй, богатых на приключения. Постараемся выбрать 10 наиболее привлекательных, проработанных, оригинальных и важных миров.
Каждый фэнтези-фильм рисует перед зрителем целый мир. Какие-то миры более оригинальные, какие-то насквозь вторичны, чьи-то идеи удивляют, привлекают внимание и становятся обязательными элементами в других историях, а какие-то приёмы, наоборот, кажутся устаревшими. Перед вами самые-самые. Не удивляйтесь, что это целые франшизы, имеющие множество частей или версий: просто сравниться с ними какому-нибудь хорошему одиночному фильму невозможно, каким бы оригинальным, добрым и пушистым он ни был. Да, даже «Бесконечной истории».
И еще: мы как-то чихали на права студий, условные связи франчайзов и прочее скучное дерьмо. Мы берём всё, что есть экранизированного в рамках этих миров и выбираем лучшее на наш извращённо-безупречный вкус. Так что, дорогой читатель, расслабь булки и просто погрузись в нашу сказочную атмосферу…
НАРНИЯ
Созданный Клайвом Стейплзом Льюисом волшебный мир, так подозрительно похожий на Средиземье (и оно неспроста, ведь автор водил дружбу с самим Дж.Р.Р. Толкином) и фрагментарно сказку о Снежной королеве с волшебными лесами, диковинными созданиями, великими пророчествами и отважными героями, был экранизирован трижды за историю кинематографа. Впервые в 1967 году в виде 10-серийного ТВ-шоу, основанного на первой книге цикла, затем десятилетие спустя в форме телевизионных фильмов на BBC, охвативших уже 3 книжных произведения автора, а затем уже в нынешнем веке, силами компании Walden Media с приличным бюджетом и верой в успех, которой, однако, не хватило, чтобы завершить дело до логического конца. После третьего фильма, показавшего себя самым слабым из новорожденной франшизы как в плане сборов, так и по части критики, на продолжении от этих же создателей был поставлен крест.
Но мир Нарнии, охватывающий в своей хронологии несколько эпох, в каждой из которой есть свои уникальные персонажи, завораживающие баталии и извечное противостояние добра и зла в столь разных формах, столь заманчив, что жадные до потенциальных хитов продюсеры просто не могли забыть навечно о попытке очередной экранизации. Поэтому на раннем этапе производства находится следующий фильм под названием «Серебряное кресло» уже от компании 20th Century Fox, который станет своеобразной перезагрузкой франшизы. Что на наш въедливый взгляд должно пойти сабжу только на пользу.
СТРАНА ЧУДЕС
Льюиск Кэрролл, английский математик, логик, философ, фотограф, диакон и любитель девочек (в хорошем смысле слова – по мнению большинства) наибольший вклад оставил всё-таки в литературе. Его чудаковатые истории о любопытной девочке Алисе, которая то в Страну чудес прыгнет, то в Зазеркалье заскочит, оказались столь пронзительно оригинальными и остроумными, что интересуют детей и взрослых даже спустя 150 лет. Первая экранизация вышла уже в 1903 году, а самая свежая – в 2016-м, всего же их существует около двух десятков. Есть даже порнографическая версия, чего удостаиваются поистине классические произведения, но отдельно хотелось бы отметить отечественную анимацию 1981-1982, которую наверняка видел каждый наш читатель. Королева Червей, Траляля и Труляля, Чеширский кот, Безумный Шляпник и Бармаглот стали культовыми персонажами, а различные их фразы воспринимаются уже как афоризмы.
Влияние Кэрролла не ограничивается экранизациями лишь его произведений – так, например, Нео в «Матрице» следовал за белым кроликом, а после принятия красной таблетки прикоснулся к зеркалу и попал из Зазеркалья в реальный мир, узнав «насколько глубока эта кроличья нора». И та версия, которой дал старт Тим Бёртон, позвав на главную роль Мию Васиковску, явно не последняя. Кинематографическая Алиса будет оказываться на экранах даже тогда, когда большинство зрителей, увидев на постере имя «Джонни Депп», недоуменно спросит «Кто?». Ну а теперь, раз прочли этот абзац, бегите знакомиться с порно-версией. Вы ведь об этом думали последние две минуты?
ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ
Восток, как известно, дело тонкое. А также загадочное, колоритное и притягательное. Неудивительно, что наследие «Книги тысячи и одной ночи» спустя более десяти веков продолжает жить во всех формах кинематографа, ибо простор для творчества воистину огромен. Чтобы вы понимали: «Тысяча и одна ночь» – это не просто красивое название, а реальное количество историй о приключениях удачливых босяков, горделивых правителей, славных и отважных мореплавателей и многих-многих других.
Нашему же зрителю в первую очередь вспомнится легендарный диснеевский мультфильм «Алладин», его менее известный сиквел и мультсериал по мотивам, множество кинолент и сериалов о путешествиях самого известного на свете морехода Синдбада (не в обиду капитану «Чёрной жемчужины») и, конечно, культовый фильм «Али-Баба и 40 разбойников», который очень любили крутить по отечественному ТВ, а мы очень любили его смотреть. Вот лишь то немногое, о чём нашёптывала Шахерезада персидскому царю Шахрияру на протяжении многих томных арабских ночей. А уж вообразить и сосчитать, сколько всего упоминаний, отсылок, заимствований, переложений и не очень известных экранизаций имеет этот памятник средневековой литературы, не представляется возможным даже таким авантюристам и любителям статистики, как редакция «25-го кадра». Может, будь мы какими-нибудь арабами, «восточные сказки» оказались бы в топе повыше, но будучи европейцами признаем – они всё-таки слишком экзотичны.
ОДИССЕЯ
Насколько известна «Одиссея» кинематографическая, настолько же трудночитаем литературный первоисточник – поэма Гомера, состоящая из 12.110 стихов. Даже в виде самых современных переводов она представляет интерес разве что филологам, культурологам и историкам. Хитросплетения стихов столь монструозны, что хочется восславить Зевса за то, что подарил людям кинематограф, благодаря которому мы можем наблюдать за интереснейшими приключениями Одиссея. Троянская война, находящаяся в центре сюжета «Илиады» – эпохальное событие античного мира, но после своего хитроумного десанта в деревянном коне Одиссей умудрился попасть в не менее эпичную десятилетнюю заварушку просто на обратном пути домой к своей жене и царице Пенелопе. Собственно, многочисленные злоключения Одиссея стали нарицательными и теперь любое длительное предприятие называется одиссеей (из наиболее известных, например, «Подводная одиссея команды Кусто»). Одиссей гневит Посейдона и Зевса, получает помощь от Афины, сталкивается с людоедами-лестригонами, обводит вокруг пальца циклопа, спускается в преисподнюю, встречается с сиренами, спасается от Сциллы и Харибды, наконец, попадает домой, но лишь в виде старика, которому ещё предстоит доказать домочадцам кем он является и отомстить наглым женихам, сватающимся к Пенелопе.
Хочется верить, что лучшая экранизация ещё впереди, но даже двухсерийный телефильм Андрея Кончаловского с Армандом Ассанте в главной роли порой пробирает. Сцена с циклопом в пещере – просто эталон триллера!
ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ
Кто из нас в детстве не играл в пиратов
(я, – прим. ред.)? Бесстрашных морских волков, бороздящих бескрайние водные просторы в поисках сокровищ, приключений, вечной славы и дешёвых женщин
(о последнем в детстве не думали точно, – прим. зануд. ред.). Но вот мы выросли, а тяга ко всему вышеперечисленному (особенно, к женщинам) никуда по большому счёту не делась. Здесь на выручку приходит Гор Вербински и Джерри Брукхаймер, приглашая нас вступить на борт «Чёрной жемчужины» и её (не совсем) бессменного капитана Джека Воробья. Капитана Джека Воробья! А, нет, все правильно.
Проклятые живые мертвецы, морские дьяволы и владычицы, самый настоящий Кракен и, конечно, нежить-обезьяна – далеко не полный список того, что ожидает вас в этом головокружительном путешествии, куда не берут с морской болезнью. Так что свистать всех наверх, и готовьтесь, якорь вам в глотки, ибо штиля не будет. И если бы этот мир был представлен исключительно трилогией Вербински, позиция в нашем списке была бы несомненно выше, но неминуемо последовавшие за кассово-успешными фильмами продолжения не снискали тех же тёплых чувств у зрителей (у нас в том числе), потеряв ключевые составляющие и в атмосфере, и в сюжете, и в касте. Сцена после титров пятой части «Пиратов» довольно открыто намекает на возвращение всего утраченного, но что-то нам подсказывает, что это будет лишь очередной попыткой откачать утопленника. Но чем Дэйви Джонс не шутит.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Можно скорчить из себя эстета и заявить, что сказки – это вовсе не фэнтези, а можно ничего не корчить и вспомнить своё детство, когда Кащей Бессмертный, конечно, не пугал, но внушал уважение. Тогда мы ещё не знали про троллей, эльфов и орков, зато в почёте были лешие, русалки и водяные. Сражаться с супостатами, естественно, предстояло самым настоящим богатырям, ну или хотя бы младшим из трёх сыновей. Опасности подстерегали и на земле, и в воде, и в воздухе, зато и награду сулили немалую – красавицу-жену (порой её ещё нужно было расколдовать, выполнив простенький поцелуйный квест) и обязательные полцарства в придачу. Бага Яга могла явиться милой бабушкой, которая даст ценный совет, но любой ребёнок знал, что доверять ей нельзя, а спиной лучше не поворачиваться вовсе.
Разумеется, весь этот огромный культурный пласт русского фольклора ребёнок впитывал в том нежном возрасте, когда до знакомства с кинематографом оставались годы и годы (давайте вспомним, что это сейчас в каждой семье по два телевизора, три ноутбука и четыре планшета, а раньше телевизоры были не у всех, ловили аж две программы и выдавали сочную черно-белую картинку с помехами лишь после удара тапком по антенне). А за визуальное оформление устного народного, а затем и письменного творчества, стоит благодарить в первую очередь Александра Роу, творившего с конца 30-х годов прошлого века подлинные шедевры (но, конечно, старался не он один).
Змей Горыныч и Василиса Прекрасная, простите нас, если можете. Променяли мы вас на забугорных драконов и принцесс, дед мороз их раздери, но не со зла же. Просто давненько не видели хорошей русской киносказки. Но за счастливое детство – спасибо. И держите почётное место в нашем топе.
ТЁМНАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Dark Universe от студии Universal – пока ещё лишь амбициозный проект, анонсированный совсем недавно. Его первая ласточка, «Мумия» с Томом Крузом и Софией Бутеллой оказалась, мягко говоря, не столь успешной, как на то рассчитывали продюсеры (но именно такой, как предполагал «25-й кадр»). Но всё же анонсированная «Тёмная Вселенная» выглядит уж слишком внушительно, чтобы оставить её за скобками топа. Человек-невидимка (Джонни Депп), Джекил/Хайд (Рассел Кроу), чудовище доктора Франкенштейна (Хавьер Бардем) – компания весьма и весьма солидная. А ведь есть ещё «Создание из Чёрной Лагуны» и «Человек-волк», куда сватают Скарлетт Йоханссон и Дуэйна Джонсона. А в промо-ролике от Unuversal можно легко заметить Дракулу и маску Призрака оперы. В общем, все классические монстры в одной киновселенной, с обязательными визитами-камео друг к другу – раньше о таком можно было только мечтать, а теперь вся эта нечисть находится от нас буквально на расстоянии вытянутой руки. Если, конечно, бокс-офис позволит Юнивёрсал реализовать свои наполеоновские планы, в чём у некоторых возникают сомнения.
И всё-таки мы не можем оценивать фильмы, которые ещё не вышли на экраны, сколь бы привлекательными они ни выглядели. В конце концов, каст и большой бюджет не страхуют от провалов. Поэтому «Тёмная Вселенная» оказывается в топе за совокупные заслуги тех самых старых дракул, мумий, франкенштейнов и прочих невидимок. Даже если все новые фильмы окажутся отвратительными, классическое наследие от этого хуже не станет.
ПОТТЕРИАНА
Про этот магический мир, рождённый рядовой домохозяйкой на станции вокзала в ожидании своего поезда, знают даже такие маглы, как мы с вами. Волшебные заклинания и зелья, летающие мётлы и гиппогрифы, гигантские змеи и пауки, драконы и гоблины, и, конечно, настоящая дружба и искренняя любовь – историями о приключениях самой известной сиротки сначала зачитывались, а потом засматривались буквально поголовно и повсеместно, независимо от пола, возраста, национальности, религии и прочих ярлыков. Ведь с каждой новой главой в жизни героя с шрамом на лбу рос не только он (герой, не шрам), но и уровень мрачности событий, с ним происходивших.
Особенно характерно это заметно как раз таки в экранизациях: если первые два фильма представляют собой эталон детского фэнтези, добрые и лишь в меру жуткие сказки, то далее каждая последующая лента делалась всё более взрослой и серьёзной. Врагов становилось всё больше, а на кону всё чаще стали стоять человеческие жизни дорогих и близких для близорукой мессии людей. И несмотря на то, что и по сей день не утихают споры, что ответственный за постановку последних картин франшизы испортил если не всё, то очень многое (авада кедавра с ним!), перед нами в любом случае бесспорный культурный феномен и заслуженный бронзовый призер топа фэнтези-миров. Который и не думает почивать на лаврах: впереди нас ждёт несколько частей спин-оффа «Фантастические твари и где они обитают», а затем Роулинг придумает что-нибудь ещё. Show must go on!
ПЕСНЬ ЛЬДА И ПЛАМЕНИ
Как-то незаметно сериал «Игра престолов» превратился из суперхита в настоящую фэнтези-икону даже для тех, кто раньше вообще-то не любил фэнтези. Реалистичное фэнтези – так называли произведения Джорджа Мартина в те времена, когда достать самый знаменитый цикл его книг на русском языке было задачей не из лёгких. Сейчас, когда «Песнь льда и пламени» смотрит с полок каждого книжного магазина, а сериал подходит к концу, о реализме вспоминают лишь с иронией – в каждой второй сцене то пыхтит огнём дракон, то сверкают голубыми очами живые мертвецы. А начиналось всё с дворцовых интриг, сложных взаимоотношений многочисленных лордов и их вассалов, проработанной географии и истории Вестероса. Телевизионная версия «Игры престолов» уступает по масштабам и проработке книжной, а теперь ещё и отличается даже деталями сюжета, но это всё равно самое важное, что произошло с жанром фэнтези со времён Толкина. Мартин выстроил живой мир, в котором органично сосуществуют упыри и огромные летающие монстры, ведьмы и рыцари, армии евнухов и дешёвые шлюхи, героические карлики и вероломные красавицы, инцест и клятвы верности. И пусть фанаты ТВ-шоу рисуют многочисленные картинки с умилительными дракончиками и няшной блондинкой Дейенерис, самым привлекательным элементом Семи Королевств остаётся их непредсказуемость (за исключением читерских воскрешений Джона Сноу, конечно).
Кровавая расчленёнка, сиськи, десятки детализированных персонажей – это, конечно, хорошо, но мир меняется, зима близко, а потому больше всего за душу трогают внезапные сюжетные повороты. И внезапные смерти, конечно. Меняются и герои: вчерашний негодяй, готовый убить ребёнка, оказывается едва ли не самым привлекательным персонажем. Часто ли такое происходит? Последний раз, кажется, мы восхищались подобным во времена людоедствующего Энтони Хопкинса.
СРЕДИЗЕМЬЕ
Джон Рональд Руэл Толкин – заслуженная икона жанра фэнтези и по факту основоположник этого течения в том виде, в каком мы привыкли его представлять сейчас. Именно из Средиземья растут уши всех современных эльфов и тянется их вражда с орками. Неудивительно, что именно работы Профессора как писателя станут основой для самых известных, эпичных, красивых и, на секундочку, оскароносных фэнтези-фильмов в истории. Не говоря уже о менее известных театральных постановках и мультипликационных лентах.
Разношерстные, горделивые, неуступчивые расы должны объединится перед лицом смертельной угрозы. И столь неважно, какую личину имеет зло на этот раз: задыхающегося от алчности дракона, проклятого короля-чародея, демонического порождения адского пламени или самого тёмного властелина Саурона – главное противостоять ему бок о бок с боевым товарищем (слащавый эльф ли это, полурослик с босыми ногами или живое дерево) и под бойкую речь и заразительные воинственные вопли бежать, обнажив свой клинок, навстречу битве за судьбу мира, которая решается здесь и сейчас.
И пусть здесь нет таких запутанных интриг, как у Джорджа Мартина (который никогда не скрывал: Толкин – главный источник его вдохновения, в том числе и для «Игры престолов») пусть к «Хоббиту» Джексона у многих есть претензии даже среди отчаянных поклонников «Властелина колец», это всё равно то самое Средиземье – вне сомнений и споров лучший из фэнтезийных миров, когда-либо экранизированных на сегодняшний день. Безоговорочный триумфатор. А ведь как всё мирно начиналось: с норы под землей, в которой жил да был хоббит.
Егор Пичугов,
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<