ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ПОСЛЕДНИЕ ДЖЕДАИ (STAR WARS: THE LAST JEDI)
2017, США, 152 мин.
Жанр: фантастика, приключения
Режиссёр: Райан Джонсон
В ролях: Дэйзи Ридли, Марк Хэмилл, Кэрри Фишер, Адам Драйвер, Джон Бойега, Оскар Айзек, Энди Серкис
«Пробуждение Силы» только ленивый не поругал за сюжетные параллели с «Новой надеждой». Некоторые даже называют седьмой эпизод натуральным ремейком четвёртого. Автор этих строк, сжимая в потной ладошке световой меч (привет локализаторам с «лазерным»!), держался из последних сил и защищал фильм от критики, выставив высший балл, но с некоторым авансом, заявив, что готов простить определённую сценарную вторичность и скованность Абрамса, боявшегося вызвать отторжение фанатов, но вынужденного выводить на сцену совершенно новых героев. И именно второе выступление должно окончательно расставить точки над i – готова ли диснеевская трилогия подарить нам что-то новое или будет лишь копировать старое. «Последние джедаи», в которых слово «надежда» звучит чаще, чем в восьми предыдущих картинах вместе взятых, дают однозначный ответ – и выглядят точь-в-точь как «Империя наносит ответный удар». Эвакуация повстанцев, бой посреди белой пустыни, познание Силы где-то на задворках галактики, преследование имперским флотом одинокого корабля – в новом фильме Райана Джонсона всё это тоже есть, а в качестве бонуса можно посмотреть на косплей ключевой сцены из – только не смейтесь – «Возвращения джедая».
Джей Джей Абрамс добирался до «Звёздных войн» «огородами», сперва поучаствовав в воскрешении другой культовой франшизы «Звездный путь», а уже потренировавшись на чувствах трекеров смог пробудить Силу. Райан Джонсон же взялся... откуда вообще взялся этот режиссёр? В его руках Сила, он чувствует её и пытается рассказать о ней, но явно не знает, что с ней делать и для чего она нужна. А слова Рэй о том, что это «способность поднимать предметы» выглядят куда более самоироничными, чем того хотелось бы Джонсону – фильм, например, точно поднимет кучу бабла. Одни только умилительные порги чего стоят. Которые, кстати, не вызывают никакого отторжения, в отличие от гунганов или эвоков. Возможно, потому что мелькают лишь в нескольких кадрах и внимания к своим нелепым тушкам много не требуют. Клоунадой здесь занимается в основном дроид BB-8, но глупости позволяют себе вообще почти все.
По Дэмерон дёшево троллит генерала Хакса, после чего трудновато всерьёз смотреть на сражение, в котором так героически гибнут повстанцы, чьё командование позже затевает игру в молчанку, не посвящая в свои планы подчинённых, что запросто может привести к опасному бунту. Но неадекватное поведение сопротивленцев меркнет на фоне «гениев» Первого Ордена. Звёздные разрушители не смеют даже выстрелить в сторону эвакуирующихся противников, послушно выступая лишь красивой декорацией для бенефиса дредноута, чей капитан, видимо, даже не слышал о том, что во время боевой операции истребители должны покидать борт. Ну да забудем о вступительной схватке – кто старое помянет. Тем более, что финальная битва и вовсе заставляет вспомнить концовку шестого, простите, «Форсажа». Знаете, ту знаменитую сцену с дорогими тачками, преследующими по бесконечной взлётной полосе никак не могущий подняться в воздух самолёт. В «Последних джедаях» есть схожий эпизод, только отягчающим обстоятельством выглядит то, что в нём Сопротивление и Первый Орден идут на встречных курсах, т.е. должны сойтись за считанные секунды.
Простите за столь явный акцент на финальной битве, но просто вдумайтесь. Повстанцы из последних сил защищают эпическую дверь своей базы и идут в лобовую атаку. За дверью в итоге остаётся всего 5 или 6 человек. Ну и в качестве вишенки на торте – чтобы пойти в атаку, дверь вообще-то нужно ОТКРЫТЬ, ибо военная база имеет лишь один (!) вход и выход.
Неужели всё так плохо, и в «Последних джедаях» совсем нет ничего хорошего? На самом деле «всё не так однозначно». Например, одна из сюжетных линий не влияет на фильм ровным счётом никак, но это можно даже расценить как плюс сценария, некоторый возврат в адекватную реальность, ведь и в жизни далеко не каждый план срабатывает. Герои попадают в западню и привыкший к чудесам зритель уже скептически позёвывает в «предвкушении» того, как ему объявят об очередной хитрой многоходовочке, но нет, герои действительно в западне, всё честно. А силы Сопротивления на протяжении всего хронометража всё тают и тают, отчего их борьба выглядит едва ли не обречённой, а Первый Орден в этом свете смотрится практически всемогущим. Что критически важно, учитывая, что во главе этой военной организации стоят идиоты, разменивающие своих солдат с Сопротивлением в соотношении где-то 1000:1 и даже не способные в простейшей атаке расставить приоритеты и определить первостепенную цель. Пресловутый «синдром штурмовика» берёт новые высоты: теперь флот или десантная группа не способны даже одновременно стрелять по нескольким разным целям. Да и стреляют, кажется, вовсе не одновременно, а будто в ожидании своего хода, словно действие происходит в какой-то пошаговой стратегии. Ну как тут не почувствуешь руку мастера, ранее ответственного за рассыпающуюся от обилия логических багов «Петлю времени»!
Зато Джонсон показал парочку новых миров, которые выглядят достаточно интересно и зрелищно, а от космических панорам едва ли не дух захватывает – всё-таки «Звёздные войны» всегда были очень красивыми фильмами. Но спецэффектами сейчас трудно кого-то удивить, а потому в первую очередь нас интересуют персонажи. «Последние джедаи» наконец-то дают развернуться лётчику-асу По Дэмерону: в прошлый раз герой Оскара Айзека мелькал лишь в самом начале и концовке, а теперь за его действиями можно наблюдать на протяжении всего фильма. Главная героиня «Пробуждения Силы» Рэй оказывается на обочине сюжета, получив отдельный квест с обучением у старого джедая, что не только создаёт параллели с мытарствами Люка с Йодой, но и замыкает петлю для Скайуокера: ученик становится учителем. В результате изменилось и положение друга Рэй, Финна. Имперский перебежчик больше не хватает Рэй за руку, получив меньше экранного времени, а также новую напарницу Роуз, только вот «химию» в эти отношения завезти позабыли, в результате чего актёр, бывший едва ли не самым ярким в «Пробуждении Силы», как-то потерялся.
К другим новичкам франшизы претензий нет – Лора Дерн и Бенисио Дель Торо смотрятся в кадре органично, хоть и выполняют в картине простые функции, отчего говорить о характерах и тем более их развитии даже не приходится. Зато как же здорово смотрятся плохиши! Верховный лидер Сноук наконец-то предстаёт перед нами не в виде голограммы и демонстрирует, что может сидеть в тронном зале не менее эффектно, чем Палпатин. Но больше всего впечатляет его владение Силой, которое выражается не только в молниях из рук и жонглированию Рэй. Кайло Рен в свою очередь не показал ничего нового со времён седьмого эпизода, зато уже не так светит своими смешными ушами – то ли Адам Драйвер сменил причёску, то ли приклеил уши к черепу, но главное, что небольшого тюнинга геометрии головы оказалось достаточно для того, чтобы признать: это злодей, пусть и классический, но классный. Генерал Хакс продолжает истерить и держать хорошую мину даже при плохой игре, и что-то подсказывает, что в следующей части его соперничество с Кайло Реном выйдет на новый уровень. А вот Фазма в сияющих доспехах откровенно слилась.
Внимательный читатель может задаться вопросом, а почему же при всём этом обилии ляпов и незатейливом копировании пятого эпизода, итоговая оценка «Последним джедаям» столь высока? Да потому что «Империя наносит ответный удар» – лучшая часть «Звёздных войн», а если копируешь лучшее, то сложно сделать действительно плохой фильм. Пусть даже Джонсон очень сильно постарался. «Время джедаев прошло», – считает Люк Скайуокер, но ближе к финалу заявляет: «Я не последний джедай». И с этим трудно поспорить – тут даже Лея наконец-то демонстрирует серьёзное владение Силой, но эта-то демонстрация и оказывается едва ли не самой спорной частью всего фильма. Хочется согласиться с Кайло Реном, прошлое действительно должно умереть, такие джедаи нам не нужны.
Позвольте автору наконец-то отбросить фанатство и перейти на Тёмную сторону. Поставить культовым «Звёздным войнам» какой-то жалкий «трояк с плюсом» (неплохой для блокбастера, но непозволительный для Star Wars) и надеяться разве что на новых джедаев. Благо, хотя бы на финальных кадрах фильм превращается в ту самую сказку, которую все мы любим.
Игорь Талалаев
В кинотеатрах с 14 декабря