МЭРИ И ВЕДЬМИН ЦВЕТОК (MEARI TO MAJO NO HANA)
2017, Япония, 102 мин.
Жанр: мультфильм, приключения, фэнтези
Режиссёр: Хиромаса Ёнэбаяси
Роли озвучивали: Хана Сугисаки, Рюносукэ Камики, Юки Амами, Фумиё Кохината, Хикари Мицусима, Дзиро Сато
После того, как в 2013 году на экраны вышло аниме «Ветер крепчает», его автор, великий Хаяо Миядзаки объявил о завершении карьеры, да и будущее легендарной Studio Ghibli оказалось под вопросом. И хотя в 2016 году Мастер рассказал о своём возвращении, а студия начала набор сотрудников для работы над новым проектом, продюсер Ёсиаки Нисимура и несколько аниматоров решили основать новую компанию под названием Studio Ponoc. И вот на свет появился их первенец – полнометражный анимационный фильм «Мэри и ведьмин цветок», снятый по сказке Мэри Стюарт «Маленькая метла».
Когда-то из Страны Ведьм были похищены семена волшебного растения под названием «Ночной полёт», который цветёт раз в семь лет. Они проросли в лесу неподалеку от дома бабушки Шарлотты, в гостях у которой гостит 11-летняя непоседа Мэри. Девочка срывает цветок, не подозревая о его магической силе, которая переносит Мэри в ту самую страну, откуда были украдены семена. Там она попадает в Эндор, ведьмину школу, которой заправляет мадам Мамблчук. Приняв Мэри за настоящую ведьму, мадам считает, что в ней скрыт огромный потенциал, вот только использовать волшебные чары девочки она хочет отнюдь не во имя добра.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-meari_2_r.jpg)
Конечно, авторам этого мультика изо всех сил хотелось сохранить волшебство лучших работ своего великого учителя Миядзаки, а потому «Мэри и ведьмин цветок» выглядит как красочная экскурсия по его самым знаменитым вещам. Вот только оказывается это всё не столько аккуратным цитированием, сколько компиляцией художественных заимствований, производящих стойкое ощущение вторичности и имитации чужой режиссёрской руки. В самом деле, по ходу просмотра угадываешь и «Унесенных призраками», и «Ходячий замок Хаула», и «Ведьмину службу доставки»: все эти сочетания магии и технологий, летающие прибамбасы, милые ведьмочки с чёрными котами, монстры в виде какой-то жижи и прочие типично «миядзаковские» фишки все уже видели и не раз. Да, у фильмов Studio Ghibli было очень много схожих сюжетов, но почти каждый из них старался быть уникальным в своём роде и обладал чётко выраженной индивидуальностью, отличающей каждую работу от остальных. «Мэри и ведьмин цветок» этим похвастаться не может, она очень хочет одновременно и выдерживать сравнение с хитами Ghibli, и в то же время в чём-то даже переплюнуть их, что для дебютной работы студии-новичка малость претенциозно и самонадеянно.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-meari_3_r.jpg)
Бесспорно, всё это по-прежнему очень креативно, безумно красиво и прорисовано на самом высоком уровне, но до лучших лент волшебника поэтической анимации этой картине пока далековато. При всём обилии визуального буйства ей стойко не хватает той нотки душевности, вдумчивости и созерцательности, которые привносили в работы Миядзаки волшебство и исключительность. Сценарный креатив тоже в дефиците – большинство событий в фильме это просто путешествие в страну ведьм и обратно, разбавленное демонстрацией магических чудес и спасением друзей из неприятностей. События эти поданы простовато и инфантильно, что наверняка приведёт в восторг младшеклассников, но для более взрослой аудитории смотреть на это, скорее всего, будет скучновато, поскольку особо глубоких и философских мыслей картина не содержит. «Мэри и ведьмин цветок» разговаривает с детьми довольно прямолинейным и не шибко глубоким языком, донося прописные истины без особых затей, работая больше с динамикой, что превращает мультфильм прежде всего в приключенческое развлечение, но не в гуманистическую притчу. Это упущение выглядит весьма досадным, поскольку режиссёр Хиромаса Ёнебаяси в своих чудесных работах «Ариэтти из страны лилипутов» и, особенно, «Воспоминаниях о Марни», делал основной упор именно на душевность, вдумчивость и серьёзные психологические портреты персонажей, отставив в сторону приключенческую насыщенность.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-meari_4_r.jpg)
Но совсем ругать «Мэри» тоже не хочется, поскольку любая копия хранит отпечаток оригинала, да и Миядзаки, согласитесь, далеко на самый плохой пример для подражания. Даже при слабоватом и не самом увлекательном сценарии невозможно сопротивляться изумительной красоте картинки – и в те моменты, когда наблюдать за похождениями персонажей не слишком интересно, глазу есть за что зацепиться. Все эти маленькие уютные домики, летающие острова, красивейшие пейзажи и сельский уют изо всех сил стараются компенсировать общую простоту фабулы и в какой-то момент визуальная магия действительно начинает работать, заставляя забыть о недостатках. Так что первый блин Studio Ponoc (кстати, Мэри, как и Тоторо для Ghibli, стала «лицом» студии) хоть и не вышел деликатесом, комом его тоже трудно назвать. А уж для маленьких детей он вообще окажется идеальным зрелищем, которое не только на пальцах разъяснит, что такое хорошо и что такое плохо, но и разовьёт чувство прекрасного.
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 1 марта