Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Чёрное и белое: Смертельная битва, 1995
Автор: К.Большаков,А.КолесниковДата: 03.04.2018 15:11
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
«Смертельная битва», или просто «Мортал комбат», как его называли во дворе – лучшая экранизация видеоигры всех времён и народов или же средняя поделка, незаслуженно отхватившая хайпа? Давайте разберёмся.


СМЕРТЕЛЬНАЯ БИТВА (MORTAL KOMBAT)
1995, США, 101 мин.
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения
Режиссер: Пол У.С. Андерсон
В ролях: Робин Шоу, Линден Эшби, Бриджит Уилсон, Кристофер Ламберт, Кэри-Хироюки Тагава, Талиса Сото

БЕЛОЕ:

Эталон консольного мордобоя вторгся в жизнь подростков с лихостью, которая заставила бы покраснеть самого Ван Дамма. На каждой перемене, а то и на уроках раздавался заговорщицкий шёпот обсуждений, сводящихся в основном к хвастливым замечаниям об очередном выполненном Fatality. Это были золотые геймерские годы, когда не существовало онлайн-сообществ, социальных сетей и бездарных адаптаций видеоигр. Пацаны просто рубились в любимый «Мортал», стирали к такой-то матери пальцы, запасались многолетней дозой здорового адреналина и поверить бы не смогли, что крутейший файтинг однажды перестанет котироваться. В середине девяностых луна над «Смертельной битвой» стояла высоко и налилась кровью от премьеры разрекламированной экранизации. Независимое (вот времена-то были!) ТВ подсыпало перцу фанатским ожиданиям, соорудив по-настоящему забойное превью. Стремительно закипала в жилах бойцовская кровь от грядущего сражения. Величайшие с мрачнейшими сходились за право господства над красной девицей Землею. Это был фильм, которого ждали, и предвкушали не напрасно, как подтвердили первые впечатления и узаконили те, что проверены годами.

Безусловно, киношному «Морталу» повезло с выходом – он состоялся в период заката экшн-кумиров и засилья боевиков категории B. Фильмы о единоборствах вышли из моды, а на горизонте начинали маячить трехмёрные технологии. С ними, забегая вперед, «Смертельная битва» и сейчас остается на «вы», так что первая экранизация заслуженно носит звание последнего динозавра. Постановка не была лучшим фантастическим боевиком эпохи, уровень спецэффектов отнюдь не ошарашивал воображение, но чёрт возьми – какую же потрясающую удалось создать атмосферу! Мало кому в ту пору известный Пол У.С. Андерсон не ходил в главных фанатах игры, однако, её величественный дух сумел прочувствовать и мастерски адаптировать к непривычному формату. Помогли, конечно, реверансы в сторону фильмов Брюса Ли, да и много ли вообще нужно фантазии, чтобы созвать горстку достойнейших бойцов на главное в их жизни сражение? Андерсон не стал мудрить и свёл к минимуму участие божественных сил в организации турнира, наделив соответствующими полномочиями центрального антагониста Шан Цзуна. Харизматичнейший Кэри-Хироюки Тагава с намертво приклеившейся к лицу злорадной ухмылкой не подвёл своего дуайена, снабдил избранников Земли убойной мотивацией, и покатившееся колесо поединков было уже не остановить.

По непритязательным меркам брутального жанра, лента отличилась неплохой актёрской игрой. Шекспировских диалогов никто не прописывал, но с персональной крутизной оказался порядок более-менее у всех задействованных лиц. Исполнителей подбирали в соответствии с игровыми прототипами, и на индивидуальность черт жаловаться не приходится. Оговорка справедлива лишь в отношении Горо – четырехрукого чемпиона, представшего исполинской напомаженной куклой с комичными гримасами и раздражающим рычанием. Бред, да и только, но канону необходимо соответствовать. Зато в полном порядке оказались легендарные Саб-Зиро со Скорпионом, чьи уникальные боевые стили украсились запоминающимися магическими примочками. Кое-какие находки Андерсона, вроде механической змеи Скорпиона так даже развили игровые прибамбасы. В противоположном лагере добра всех перещеголял старина Ламберт, из которого получился донельзя саркастичный и противозаконно обаятельный бог грома. Казалось, что вот сейчас он снова рассмеется и скажет «Game over» в ответ на глупый вопрос кого-нибудь из защитников земного царства. Эта троица в составе Лю Кана, Сони Блейд и Джонни Кейджа явила пример классического «золотого трио», с раздачей экранного времени по-братски. А выведение в определяющие персонажи Лю Кана с приписыванием ему личной мотивации добавило глубины простенькому сюжету.

Эпохальному кинофайтингу неоднократно приходится выбираться из смысловых капканов. Делает это картина не без самоиронии, что идёт ей в несомненный плюс. Зрителю ни к чему напоминать, что игра предлагает прохождение за одного персонажа, тогда как лента тащит к финалу троих. Рискуя наломать дров в налаживании необходимых связей, Андерсон вложился в центральное блюдо – сами поединки, и вот уж их-то уровень за облаками! Под феерический и по нынешним стандартам саундтрек гремят эпичные сражения. Противники достойны друг друга, мочалят почем зря, не забывая крутить сальто, колёса, рандаты и прочие кульбиты. А ярость-то какова! Кто сказал, что благородный боец не может кричать во всю глотку, пылая стремлением превратить оппонента в труху? Да запросто! Наравне с остальными используются подручные средства, смекалка и подсказки – всё пригодится в решающем бою, а об этикете можно и на досуге поразглагольствовать. В этих битвах ставки максимальные, и за ошибки не прощают.

Кажется, это было только вчера, а лет минуло немало. Значимость экранизации чётко проявилась именно со временем. Попыток сотворить что-либо в духе первого «Мортала» предпринималось достаточно очень разными деятелями, но выходило по большей части так себе, либо попросту отвратительно. Грамотно разобраться с простым, вроде бы, файтингом тоже надо уметь, и дано это не каждому. «Смертельная битва» по целому ряду причин – хит своего времени, и вся относительная не идеальность лишь льёт воду на мельницу, выдавая ребяческий энтузиазм создателей. За такие бесценные, страстные эмоции, увековеченные в заглавной композиции от группы The Immortals, можно простить, без преувеличения, всё. Фильм по-прежнему смотрится, его магия ничуть не потускнела, и надо ли воспринимать сей факт чем-то непостижимым? Вряд ли – это закономерно, как ценность наших воспоминаний о беззаботном детстве. В нём хватало всякого, и по-настоящему эпичного – в том числе. Поединков человеческая память знает много, но главный только один – смертельный. С кличем «Finish him!» в концовке.

Александр Колесников



ЧЁРНОЕ:

Так уж исторически сложилось, что единственно верная реакция на любую экранизацию компьютерных игр описывается единственным словом – топить. В качестве контраргументов к такому подходу обычно начинают приводить в пример «Сайлент Хилл» и «Смертельную битву». И если к первой ленте есть незначительные претензии по части мифологии, то с детищем Пола Андерсона все намного сложнее. Дело в том, что перед нами наглядный пример любви скорее к франшизе, нежели к фильму. А любовь имеет дурную привычку застилать рациональные доказательства всего любого. Но мы всё же попробуем.

Пожалуй, основным источником негатива к экранным воплощениям компьютерных игр является сюжет. Авторское видение слишком часто начинает переставлять ударения в истории, выводя на передний план совсем ненужные вещи, при этом затеняя что-то дорогое сердцу отдельно взятого фаната, который и формирует основной культ около франшизы. «Смертельная битва» в этом отношении не стала исключением. Решив, что файтингу продуманная история нужна как корове седло, Андерсон недрогнувшей рукой резанул по мотивации половины бойцов. В самом деле, кто читает истории героев, если для их появления на экране нужно ждать полторы-две минуты? В результате болванчики, обряженные в костюмы цветных ниндзя, действуют по принципу знаменитого Портоса: «Я дерусь, потому что дерусь». Последний из рода, месть за сожжённую деревню, заказ на убийство. Кому это нужно? Принадлежность к силам Козла полностью исчерпывает любые причины для развешивания оплеух служителям Бобра. Есть турнир с многовековой историей. Кто победит, тот получит мегаплюшку в виде Земного Царства. Что в нём такого особенного? Наверное, что-то есть, иначе бы так не заморачивались.

В армии безликих земных защитников мантию лидерства практически сразу напяливает азиат (ну а что вы ждали от фильма про восточные единоборства). Нет, не подумайте, Лю Кан и в самом деле играл одну из главных ролей в первых частях игры (даже после самозабвенной переписи истории в МК9). Ему же принадлежала победа над Горо, но вот остальные сражения происходили без его участия. А вместо медитаций и дум о большой ответственности, ему дали одну из примитивнейших целей – отомстить за невинно убиенного брата. Забавно, что Соне Блейд выдали схожий мотивчик. Похоже, муза креативности пустилась во все тяжкие, оставив несчастных сценаристов у пустого листа. При этом месть за брата всячески осуждается, за коллегу – нет. Такие вот чудеса дуализма морали в отдельно взятом кино. Хотите смотреть хоть сколько-нибудь глубокое кино с кунг-фу – ждите «Матрицу» до нее ещё 4 года.

«Неканон» начинает распускаться пышным цветом. Не имея возможности (или желания) хоть как-то углубить историю, Андерсон сотоварищи начинают тащить в кино всё, что подворачивается под руку. В результате прямиком из второй части игрищ на экран выскакивает Китана. Следом появляются бойцы, порождённые скупой фантазией сценаристов. Мало того, что это обычные громилы без определённых спецприемов, так ещё и эпизоды с их участием оказываются скучными до самопроизвольного вывиха челюсти посредством очередного зевка. Право слово, если уж начали варить солянку – оставайтесь верными себе до конца. Или же заставьте драться того же Рейдена. В конце концов, в аркадных автоматах он лихо махал руками-ногами и ничего, не растерял при этом весь свой божественный пафос.

Впрочем, хорошие актёры могли бы вытянуть и серенький сюжетец. Но что делать, если главным твоим достижением является – да-да, съёмка в «Смертельной битве» Пола Андерсона. Любые претензии к попыткам изобразить драму на лицах бойцов снимаются автоматом. Что-то отдалённо похожее на лицедейство здесь пытаются выдать лишь Кэри-Хироюки Тагава да Кристофер Ламберт (Кэмерон Диаз и Ван Дамм самовыпилились в процессе подготовки к съёмкам). Остальные же главгерои с пластикой и мимикой каменных истуканов с острова Пасхи вещают о великой миссии и личных целях. Но им ещё повезло. На прочих персонажей вообще напялили пластиковые маски, дабы своими ужимками не бросали тень на актёрскую гильдию. А принца Горо превратили в пластилиновое чудище, засунув вторую пару рук непонятно куда (если кому интересно, у каноничного Горо они росли из подмышек). Кажется даже в «Битве титанов» 1981 года пластилиновые уродцы смотрелись более правдоподобно.

Хореографию постановщики боевых сцен видели там, где вы обычно оставляете мусор. Спецприёмы, добивания, скидывания, насаживания – все эти приёмчкики, обеспечившие большую и преданную любовь фан-базы, остались за кадром. Не считать же за полноценное добивание шуточку с автографом Джонни Кейджа. Где оторванные руки, ноги, голова? Где ледяные двойники и огненные шары? Где, чёрт возьми, хотя бы телепортация и выскакивание из противоположной кулисы? Их нет, пальцы режиссёра так и не смогли набрать заветную комбинацию кнопок на джойстике. Как нет и красивых ракурсов драк, замеревших в своей бесконечной пафосности. Невнятное дрыганье конечностями, чуть-чуть инвентаря, приближённо одинаковое количество нанесённых и пропущенных ударов, плюс какой-нибудь фокус смещающий баланс в сторону победителя. Такова практически каждая драка «Смертельной битвы». Ей богу, даже Джеки Чану иногда сопереживаешь больше.

Кто бы что ни говорил, а «Смертельная битва» остаётся феноменом в кинематографе. При всех недостатках и неточностях её до сих пор превозносят как лучшую экранизацию компьютерной игры. Вот только кто? Критики в дружном порыве кривили носы от боевика категории в лучшем случае B, а то и ниже. Да и заокеанские зрители не то чтобы очень рукоплескали ленте. Любовь картина нашла лишь на просторах нашей необъятной. Но связана она была исключительно с редкостью персоналок и консолей в домах у большинства граждан. А тут можно было хотя бы так прикоснуться к игровой иконе. И все оценки, что вы можете наблюдать сейчас, выставлены скорее по памяти. Попробуйте пересмотреть это кино сегодня, и вы поймете насколько оно невыразительно и не состоятельно в плане кинематографа. Но лучше не пересматривайте. Это как перечитывать свои старые диалоги и переписки. Велика вероятность заработать синяки от приложения руки к лицу.

Константин Большаков
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 57 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio