Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Блоги / Старые блоги / Верный своему зрителю
Автор: Евгений АвижусДата: 04.03.2010 21:44
Разместил: Евгений Авижус
Комментарии: (3)

Основная проблема современного зрителя, насыщенного разнообразной информацией о предстоящей ленте, безусловно, завышенные ожидания и, как следствие, огромное разочарование от просмотра, жажда «излить» своё возмущение или досаду в личном блоге, обвиняя режиссёра чуть ли не во всех смертных грехах.

А ведь в данном случае всё просто: либо вам мир Бёртона не близок и потому не любим, либо же вы его любите и по-прежнему встречаете каждую новую картину с той верой в сумасшедшие сказки, на которой и строится весь фундамент бёртоновской вселенной. Чтобы влюбиться в «Алису в стране чудес», необходимо принять этот мир безо всяких оговорок, разделять вместе с постановщиком его чувства – восхищение, радость, стремление видеть прекрасное в безумном и ужасное в нормальном.

Своевольная экранизация романа Льюиса Кэрролла «крышу не сносит», но не в этом цель Бёртона, он не делает блокбастеры, он предан своему зрителю, что его не покидает с конца 1980-х, помня забавного Битлджуса и печального парикмахера Эдварда. Бёртон идёт по пройденному пути, но это не просто самоповтор, это, если хотите, принципиальная позиция творца, годами не отказывающегося от взращённых пребыванием в скучном калифорнийском городке взглядов на жизнь; в его понимании истинно рискующие, смелые люди достойны большего уважения, нежели засидевшиеся, за каждый цент цепляющиеся обыватели-ханжи, чей внутренний мир выхолощен и не способен тягаться с той гибкостью мышления, что отличает людей по-настоящему ценящих и любящих странный, странный мир с его неизменными правилами. Такие люди, как Алиса, ломая эти самые правила, заставляют взглянуть с иной точки зрения на устоявшиеся порядки. Бёртон, конечно, во многом режиссёр старомодный, например, месть в его представлении бессмысленна, она ничего не меняет (см. «Суини Тодд»), тем не менее, именно изящная старомодность придаёт фильму в 3-D удивительную атмосферу 1990-х, когда фильмы были больше к людям обращены, нежели к спецэффектам, вытесняющих их.

Были разговоры, что Бёртон якобы «продался» студии Дисней, ставя для неё типично детское кино. Не знаю, откуда у таких зрителей подобная озлобленность, всем хорошо известно, что Бёртон как раз начинал на этой студии аниматором, и его возвращение к истокам выглядит вполне понятным и оправданным. Кэрролл – то, что требовалось Бёртону, и одно из желаний режиссёра сбылось – «Алиса…» была экранизирована не кем-то, а именно Тимом, мечтавшим воплотить абсурдную историю в реальность. Спецэффекты лишь помогли ему справиться с тем, что было невозможно раньше: сопоставить превосходно разработанные образы различных существ Wonderland и людей, населяющих её; придать подземелью (вспоминаем «Труп невесты», ага) блеск и правдоподобие. Как ни парадоксально, но неуёмная фантазия Бёртона и умелые спецэффекты в сочетании – чистая классическая сказка, такое ощущение, что сам Кэрролл был бы доволен увиденным. Чувство, что ты смотришь классику, не покидает на протяжении всех 108 минут, Бёртону удалось не замять свой стиль, но и дух Кэрролла передать столь отчётливо, что кажется – ещё немного и ты сам Шляпником станешь.

К слову о шляпах и прочем: костюмер Колин Этвуд сумела поразить многочисленными нарядами, как в т.н. историческом начале картины (когда Алиса в верхнем мире находится, все чинные и благородные, всё такое, будто Бёртон роман Джейн Остин экранизировал, ей-богу), так и в подземелье, где один только Шляпник ох как красив, всё очень симпатично, разумеется, не похвалить гримёров нельзя – от Красной и Белой Королевы глаз не отвести, ярко и самобытно. Думаю, как минимум декораторам, костюмерам и гримёрам нужно ждать заслуженного «Оскара», если в этом году не будет достойных конкурентов. Незабываемо.

Волшебный актёрский состав. И чего так ругали Миа Васиковска? Крепкая роль, не затерялась в этом хаосе царства мира и войны, сумела убедить, что она – та самая Алиса, которую действительно заждались весьма обаятельный Чеширский Кот (Стивена Фрая не переплюнуть, но озвучка Ширвиндта чертовски хороша, как и сам зубастый котяра), нервный Мартовский Заяц, спешащий Белый Кролик и, конечно же, Шляпник. Депп, чёрт его, начинает всё больше нравиться, славный дуэт Джонни и Миа вышел, на загляденье. Его шествие по столу навстречу уменьшенной Алисе, все эти ужимки и гримасы здесь нисколько не раздражают, Шляпник – роль, как ладно скроенный пиджак, пришедшаяся Деппу вровень. Хелена Бонем Картер и Энн Хэтэуэй – обе демонически хороши, после первого просмотра трудно даже определить, кто из них сыграл лучше, сначала им любуешься, а уж судить игру придётся, видимо, после третьего-четвёртого просмотра. Криспин Гловер, к которому издавна лоялен (его вклад в «Назад в будущее» трудно переоценить), злодея сыграл неплохо, такое колоритное лицо, полное ненависти, гордыни и расчётливости, гуд-гуд.

Особенно зрелищным финальное сражение нельзя назвать, но, как выше уже говорилось, Бёртону плевать на блокбастеры, ему интересен мир, созданный Кэрроллом и подкорректированный сценаристом Линдой Вулвертон, мир, отвечающий вкусам и принципам голливудского сказочника. Вот почему Шляпник танцует джигу, Мартовский Заяц бросается чем попало, Красная Королева кладёт ноги на свинью, а Чеширский Кот улыбается даже на поле боя – это как у Гиллиама в «Воображариуме доктора Парнаса» тоже вот танцуют странные полицейские, дескать, скучайте в своём упорядоченном ханжеском мирке, а мы… А что они?

Как и Бёртон, восславляют истинно рискующих, рискующих не выгоды ради, рискующих не короны ради, а просто потому, что они независимы от общественного мнения, самостоятельны в своих решениях, живут не сегодняшним днём, а далеко заглядывая в будущее. В мире столько горечи, столько зла, но Бёртон отвергает скорбь и страх, его герои не замыкаются в самобичевании, они отважно идут навстречу этой горечи, зная – и пусть постигнет она их, это ещё не конец света. Ещё можно будет станцевать джигу назло злу, доказывая, что человек – это не только горько, но и гордо звучит.

«Алиса в стране чудес» Тима Бёртона – это ещё одно подтверждение искренней преданности режиссёра, он верен нам, что ж, дружище, и мы верим в твои чудные, чудные миры, где, несмотря на фантастическое, всё-таки главенствует семья, совесть и свободолюбие.

Бёртон по-прежнему рулит, да.
Нравится
 
Комментарии:
1. Ирина Лукьянова 04.03.2010 22:47
Черт, черт, черт, скорее в кино на любимого Тима Бартона! И наконец-то кто-то успокоил: Миа Васиковска не затерялась на периферии. =)
2. Евгений Авижус 04.03.2010 23:44
Больше всего удивляют претензии в духе "Это не Бёртон" или "Это разбавленный Бёртон". Ну, может, фильм и не столь мрачный, как обычно у Тима, но всё-таки самый что ни на есть бёртоновский стиль. При этом 108 минут - самое то, нет ощущения недобора или перебора, баланс соблюден =)
3. Игорь Талалаев 12.03.2010 06:17
Эх, выйди "Алиса..." на пару недель раньше - быть бы джиге-дрыге Шляпника в нашем топе танцев. А так - увы, утешительные аплодисменты. Сам же фильм безумен, как это всегда бывает у Бертона, но безумен как-то недостаточно, я от синтеза Бертон-Кэррол ожидал больше энергии. Декораторам, костюмерам, гримерам и художникам - всем по плюшке. Остальные не впечатлили вот вообще. Ни актерской игрой, ни сюжетом.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 711 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio