МЕСТЬ (REVENGE)
2017, Франция, 108 мин.
Жанр: ужасы, боевик, триллер
Режиссёр: Корали Фаржеа
В ролях: Матильда Анна Ингрид Лутс, Кевин Дженссенс, Винсент Колумб, Гийом Бушед, Аван Странжель
Главная героиня этой истории с незатейливым названием «Месть» поначалу кажется выбранной наугад из толпы таких же похожих друг на друга девушек, надеющихся за счёт хорошей фигуры и смазливого личика добиться успеха в условном Лос-Анджелесе. Приехавшая в затерянный посреди марокканской пустыни дом со своим женатым любовником, она волею случая сталкивается с двумя его друзьями (парни приехали раньше времени и увидели то, что не должны). Дальнейшие события развиваются стремительно – девушка заходит слишком далеко в агрессивном флирте с окружающими и слишком поздно осознаёт последствия своего поведения. Провокация оборачивается всплеском сексуального насилия со стороны одного из приятелей, следы похотливой несдержанности которого решают сокрыть самым банальным способом – избавившись от жертвы. Непродолжительная погоня загоняет девушку на край обрыва, затем толчок, короткий полёт и вот уже стройное тело безжизненно свисает, нанизанное на ветку дерева. И это был бы вполне закономерный конец истории, но у Корали Фаржеа немного другое мнение на этот счёт.
Французская постановщица смело идёт по стопам коллег по цеху – Дженнифер Кент («Бабадук») и Джулии Дюкорно («Сырое»), ранее отметившихся по-своему занятными жанровыми экспериментами. Правда, хоррора (да и драмы) у Фаржеа практически нет, не считая наркотических галлюцинаций главной героини, однако суть здесь в другом – «Месть» делает неплохую попытку оживить почти уже загнувшуюся нишу эксплуатационного кино, в частности «girls with guns», во многом благодаря пестованию создателями образа главной героини в исполнении итальянки Матильды Анны Ингрид Лутс. Явно вдохновлённый классикой Расса Мейера («Быстрее, кошечка! Убей, убей!») и Абеля Феррары («Ангел мщения») фильм, тем не менее, выбирает свой путь представления истории, насыщенными тонами и лёгким налётом трёхкопеечного символизма представая в виде этакого глянцевого ролика условного Gucci, снятого любящим трэш социопатом.
Подтянутая фигура, плоский животик, короткая маечка и серьги-звездочки – неудивительно, что разгорячённые долгим перелётом и слепящим зноем самцы закусывают удила и пускают слюну. Местный банальный сюжетный абрис истории (от)мщения, благодаря грамотному и изобретательному режиссёрскому подходу Фаржеа, выливается в занятное зрелище, временами невероятно сексуальное, временами акцентировано мерзкое и граничащее с абсурдом – столько крови, сколько вытекает из противников в финальной схватке, кажется, просто не может поместиться в человеческом организме, но кому какое дело. Операторская работа Робрехта Хэйварта даже это умудряется преподнести как извращённую арт-инсталляцию, создающуюся буквально на глазах зрителя в процессе борьбы за выживание. Пропитанная насилием, выжженная палящим солнцем, гипнотизирующая правильно подобранным звуковым эмбиентом – визуально «Месть» выглядит практически идеальным решением того мира, который пыталась воссоздать Анна Лили Амирпур (ещё один пример женской руки в жанровом кино) в своей «Плохой партии». Однако в отличие от иранской постановщицы, её французская коллега не стремится добавить своей истории дополнительное метафизическое дно – используемые ею метафоры (например, шрам в виде птицы на месте ранения как символ восставшего из пепла феникса), просты и читаемы на раз. Собственно, несмотря на имеющуюся возможность поиграть со смыслом, «Месть» в итоге так и остаётся хорошим образцом кинобеллетристики, которая при этом прекрасно осознаёт свою ценность и старается показать себя гораздо выше уровня средних зрительских ожиданий.
Кирилл Банницин